Всего представлено работ: 242013

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Шишигина Надежда Петровна

Программа профильного лагеря для детей 7-14 лет

скачать документ

Вернуться назад

Управление образования администрации города Соликамска Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Звездный». СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Директор _________ Протокол №___ от «___»_____2019 г.Приказ №___ от «___»______2019 г.Программа профильного лагерядля детей 7-14 лет «Звездная страна»Срок реализации – 1 смена (15 дней)Автор программы:Шишигина Надежда Петровна – методист первой квалификационной категории. Соликамск 2019Содержание Паспорт программы ______________________________________________31. Пояснительная записка__________________________________________42. Концептуальные основы_________________________________________63. Цель, задачи, приоритеты программы______________________________64. Модель организации лагеря______________________________________75. Примерный распорядок дня______________________________________96. Основные принципы организации воспитательной деятельности_______97. Схема управления реализацией программы_________________________108. Предполагаемые результаты______________________________________10 9. Система контроля_______________________________________________1010. Педагогическое обеспечение программы_________________________ 1211. Методическое обеспечение программы __________________________13 12. Материально-техническое обеспечение программы_________________1313. Кадровые условия_____________________________________________1414. Содержание программы________________________________________1415. План-сетка смены_____________________________________________2116. Список литературы____________________________________________22Паспорт программыНаименованиеПрограмма «Звездная страна» летнего городского профильного лагеря для детей 7-14 лет.Заказчик программыУправление образования администрации г.СоликамскаОсновной разработчик программы и её исполнительМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования « Центр развития творчества детей и юношества «Звездный»» (далее Центр «Звездный»)Место реализации618551, Пермский край, г.Соликамск, ул. 20 лет Победы, 44Вид программыКомплекснаяЦель программыСоздание условий для активного, эмоционально- насыщенного летнего отдыха детей, для выявления и развития их творческих, лидерских, физических способностей в условиях временного разновозрастного детского коллектива.Задачи программы- Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей. - Расширять кругозор ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня.- Формировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.- Развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела. - Развивать индивидуальные способности и задатки каждого ребенка. - Формировать интерес к народному и хореографическому искусству, декоративно-прикладному творчеству и игровому спорту; - Развивать познавательные интересы, абстрактное, образное и логическое мышление, творческую и спортивную активность; -Формировать навыки коллективной работы и творческой дисциплины, развитие межличностных отношений; - Поддерживать появление активного, творческого отношения к жизни, самостоятельности и инициативы; Нормативно- правовые условияФедеральный Закон «Об образовании» Конвенция ООН о правах ребенка;Конституция РФ;Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенкав Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.Срок исполненияПрограмма краткосрочная, реализуется с 03 по 21 июня 2019 гЦелевые группыДети и подростки в возрасте от 7 до 14 лет, преимущество отдается одаренным творческим детям, кружковцам Центра «Звездный»Основные направления программы- художественно-эстетическое;- спортивно-оздоровительное;- культурно-нравственное;Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели её результативности- Мотивация на сохранение и поддержание здоровья детей – 100%- Реализация индивидуальных способностей детей, при посещении мастер – классов, тренировок, занятий в творческих объединениях – 100% - Обогащение имеющихся и приобретение новых знаний – 100%- Приобретение детьми навыков общения друг с другом, заботы друг о друге в условиях временного разновозрастного коллектива- 100%- Умение социально продуктивно организовывать свой досуг – 100%.Система организации контроля за выполнением программыКоординацию и контроль выполнения программы осуществляет администрация учреждения, родительский актив:- анализирует ход выполнения плана действия по реализации программы и вносит предложения по его коррекции;- координирует взаимодействие заинтересованных структур и ведомств, общественных организаций по организации занятости и оздоровления детей в летний период в г. СоликамскеКоличество мест в лагере1 смена – 100 человекИсточник финансированияБюджетные средства, привлечение родительских средств1. Пояснительная запискаДанная программа создана для максимального вовлечения детей в цикл оздоровительно - досуговых мероприятий. Программа ориентирована на обеспечение социальной защищенности, оздоровления обучающихся Центра «Звездный» в летний период и направлена на удовлетворение потребностей детей, родителей (законных представителей), общества и государства.В ходе предварительного опроса детей, воспитанников Центра «Звездный», их родителей, других представителей общественности в январе-феврале 2019 г. педагоги выяснили, что:дети хотели бы продолжить занятия в июне месяце в любимых ими кружках и объединениях: по хореографии, по прикладному творчеству и в спортивных секциях; родители желают, чтобы с их детьми проводили организованный досуг, мероприятия, укрепляющие здоровье; педагогический коллектив предлагает открыть лагерь с профилями по художественно-прикладному творчеству, по хореографии, по спортивным играм, продолжить работу мастер – классов, а также работу по выявлению среди одаренных детей новых «Звездочек» и лидеров детского самоуправления. Летние каникулы – это время, когда ребенок может не только отдохнуть, но и получить массу интересных знаний, умений, реализовать свои интересы и потребности в игре. Именно в этот период перед родителями и педагогами встают проблемы рациональной, эффективной организации педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления здоровья. Одной из форм, дающих возможность решать проблему летнего отдыха детей, дающих перспективу интересной жизни, обеспечения полезной, содержательной занятости воспитанников являются профильные лагеря на базе образовательных учреждений.С этой целью в летние каникулы на базе Центра «Звездный» создается профильный лагерь «Звездная страна», основная идея которой заключается в том, чтобы «Зажечь звезду» в каждом ребенке, еще больше раскрыть его творческий потенциал в неформальной обстановке, развить физически, интеллектуально в условиях временного разновозрастного детского коллектива (отряда, так называемого - «созвездия»).Численность детей, охваченных активным отдыхом в профильном лагере «Звездная страна», составит 100 человек. Программа является комплексной, т.к. развивает разноплановую деятельность и объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и обучения детей по трем профилям: хореография, прикладное творчество и спортивные игры. В основу деятельности работы профильных отрядов положены три направления:внедрение здоровьесберегающих технологий - подпрограмма «Будь здоров»; развитие творческого потенциала детей - подпрограмма «Я - творец!»;развитие лидерских, коммуникативных качеств детей - подпрограмма «Лидер».По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (15 дней).Предусмотрен режим организации жизни и деятельности детей в лагере: рациональное питание, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, чередование интеллектуально-развивающих мероприятий с занятиями и тренировками по своему виду деятельности, с занятиями физкультурой, спортом, культурным досугом. Участники программы: дети от 7 до14 лет, воспитанники кружков и объединений Центра «Звездный».Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:Конвенция ООН о правах ребенка;Конституция РФ;Закон РФ «Об образовании»;Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ;Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 № 2-ФЗ;Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 26.88Актуальность данной программы состоит в ее социальной направленности. Средствами избранного детьми вида деятельности, побуждает к творчеству, вводит ребенка в активную организацию познавательно – наполненного досуга. Овладевая знаниями, умениями и навыками, предполагаемыми программой, ребёнок в результате становится компетентным в данном виде деятельности, тем самым создаётся ситуация успеха. Педагогическая целесообразность программы «Звездная страна» в том, что она адресована детям младшего и среднего школьного возраста и предоставляет возможности доступными средствами получить знания, умения и навыки в области хореографического и декоративно – прикладного творчества, необходимые для дальнейшего развития творческих способностей.Отличительная особенность программы «Звездная страна» - направленность на взаимодействие разных видов деятельности, что дает ребенку возможность получать более глубокие знания, а создание творческой атмосферы на занятиях и различных мероприятиях способствует активизации процессов самопознания и саморазвития, направленных на формирование творческой личности. Приобретение комплексных знаний позволяет обучающимся перерабатывать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать их в индивидуальных творческих проектах.Создание детского самоуправления в лагере направлено на создание партнёрских отношений между детьми детских объединений (отрядов) в процессе всей сюжетно-ролевой игры «Звездная страна».  В данной программе сделан акцент на самостоятельную деятельность детей – подготовку, организацию и проведение мероприятий. Большое внимание программа уделяет социализации ребенка и развитию потенциальных возможностей. Программа позволяет включить каждого ребенка в разнообразную интересную деятельность, дает большую возможность проявить и удовлетворить свои интересы, приобщиться к духовно – нравственным культурным ценностям, расширить круг коммуникативных связей. 2. Концептуальные основыРазвитие личности – непрерывный процесс, чем обусловлена эффективность программы целенаправленного непрерывного взаимодействия педагогов с разновозрастной группой детей.Ребёнок стремится к развитию, и эффективность педагогического воздействия достигается в результате реализации его субъективной позиции.Гармонизация внутреннего мира ребёнка и его взаимоотношений с природой и социумом – оптимальное условие для развития личности, сочетающее для ребёнка ситуацию успеха, благополучия, психологического комфорта.Целостное образование и эффективное развитие личности обусловлены комплексным характером воздействия на все его сферы: эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную.Интенсивность педагогического воздействия на образ жизни обучающихся позволяет прогнозировать не только отдалённые педагогические результаты, но и мощный импульс в личностном развитии на ближайший временной отрезок.Акценты личности на самореализацию, подкрепленную творческими успехами и достижениями, формирование у ребёнка наглядного представления о своих возможностях задаёт позитивные тенденции в развитии личности, формирует готовность к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.3. Цель, задачи, приоритеты программыЦель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала, развития способностей, творческой реализации детей средствами хореографии, декоративно-прикладного творчества, духовно-нравственного воспитания через приобщение к народной культуре и традициям, для выявления и развития их лидерских, физических способностей в условиях временного разновозрастного детского коллектива.Задачи:создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей; расширять кругозор ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;формировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;формировать интерес к народному и хореографическому искусству, декоративно-прикладному творчеству и игровому спорту;развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела; развивать индивидуальные способности и задатки каждого ребенка;развивать познавательные интересы, абстрактное, образное и логическое мышление, творческую и спортивную активность;Основные приоритеты программы: приоритет воспитания над обучением;гуманистическая ориентация воспитательной работы;разумное сочетание индивидуальных и коллективных подходов в воспитательной работе; охрана здоровья и становление здорового образа жизни;стимулирование различных форм работы с одарёнными детьми;создание правовой атмосферы: обеспечение свободного выбора деятельности, обеспечение права голоса и собственного мнения;учёт возрастных и индивидуальных особенностей;взаимодействие педагогического и детского самоуправления;4. Модель организации лагеряПредусмотрены три периода смены - организационный, основной и заключительный - сочетающие все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.Организационный период - предусматривает адаптацию детей к жизни лагеря; создание временных детских коллективов (отрядов- «созвездий»); организационные сборы отрядов и всего лагеря; коллективное планирование; игры на знакомство; праздники творчества и другие формы включения детей в активную жизнь.Основной период - включает в себя коллективную организацию дел в отрядах, взаимодействие отрядов; реализацию основных программных мероприятий с детьми; организацию познавательной деятельности по расширению кругозора; физкультурно-оздоровительную деятельность; художественно-эстетическую деятельность; репетиционную и тренировочную деятельность в кружках и секциях по интересам. Заключительный период - предполагает организацию деятельности отрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену; использование творческих форм отчета, смотров знаний, умений детей; прощальные мероприятия; формы поощрения детей по итогам смены.Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Выбор данной формы обусловлен тем, что сюжетно- ролевая игра имеет наиболее социализирующий эффект, поскольку она:представляет собой форму моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений;воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме, выступает активной мотивацией положительного поведения.Организация сюжетно-ролевой игрыЛагерь рассматривается как Звездная страна, которая условно разделена на города Созвездия (отряды). Согласно сюжету игры, дети, пришедшие в профильный лагерь, становятся жителями Звездной страны. В ходе смены они придумывают названия своим городам - Созвездиям (отрядам), работают над повышением своего мастерства, проводят творческие встречи, мастер-классы, участвуют в «гастролях». Заключительным мероприятием является «Парад Звезд», куда приглашаются родители и все желающие. Это творческий отчет детей и педагогов, и праздник, и веселая ярмарка-выставка.Включение в игру способствует соответствующая игровая символика и атрибутика (герб и флаг страны, каждый отряд выбирает себе свой определенный цвет и эмблему своего города, знаки отличия, элементы одежды и т.д.), создание игрового словарика смены, организационной структуры смены. Гласность в игре обеспечивается через информационный стенд, на котором отмечаются успехи творческих, трудовых, спортивных дел.Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, администрация, обслуживающий персонал. Игра начинается с момента Открытия смены и продолжается в течение 15 дней.Каждый город – Созвездие (отряд) выбирает Мэра города (ребенка). Он входит в Министерство (педагоги-организаторы) и Думу (воспитатели отрядов), которые работают под непосредственным руководством Президента Звездной страны (руководитель программы – начальник лагеря). Структура лагеря: создается временный коллектив, высшим органом которого является общее собрание жителей «Звездной страны» - (линейка), на котором подводятся итоги предыдущего дня и объявляется план на день. Работу лагеря организуют Министры (педагоги-организаторы) и Члены Думы (воспитатели).Смена лагеря состоит из 4 отрядов по 25 детей в каждом:1 отряд «Созвездие Гранд» - хореографическая студия «Гранд»;2 отряд «Созвездие Каприз» - студия танца «Каприз»;3 отряд «Созвездие Мастеренок» - кружки прикладного творчества;4 отряд «Созвездие Олимпиец» - секции спортивных игр.Методическую работу лагеря организует методический совет Центра «Звездный». Помимо занятий по дополнительному образованию, творческой деятельности в лагере работает детское самоуправление, которое представлено структурой: Структура детского самоуправленияМэр городаУправление культурыУправление физкультуры и спортаУправление информацииУправление образованияОбязанности членов детского самоуправленияУправление образования: дети помогают педагогам в организации мастер-классов, ведут учет посещаемости, готовят познавательные мероприятия, викторины, олимпиады, образовательные лекции и т.д. Управление информации: вся жизнедеятельность лагеря наглядно оформляется на стенде, готовится газета «Звездная страна», в которой жители «Звездной страны» дают интересный материал, а члены детского самоуправления собирают материал, проводят интервью, помогают в оформлении газеты и информационного стенда.Управление культуры: дети помогают в организации и проведении культурно- массовых и интеллектуально-развлекательных мероприятий (праздники, выставки, викторины, конкурсы, беседы, деловые игры).Управление физкультуры и спорта: организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, пешеходные прогулки, спортивные игры, соревнования, турниры). Словарь сменыРуководитель программы – Президент Звездной страны.Педагоги-организаторы – Министры.Воспитатели – Дума.Дети – жители страны.Отряд – город «Созвездие»Староста отряда – Мэр городаПомощники старосты – управления, городская администрация.Информационное обеспечение программы – это обеспечение всех участников программы информацией о жизнедеятельности профильного лагеря, необходимой для его успешного функционирования. Для этого оформляются отрядные уголки, а также информационный стенд по тематике смены. Он содержит следующие разделы:Тематика смены, девиз, песня / по названию программы/Словарик смены.План мероприятий Звездной страны.План работы на деньЗвездная мозаика /Экран соревнований/«Герой дня»Режим дня«Что? Где? Когда?» /Доска объявлений/Поздравляем!!!«ЭКСпанорама» / интересная информация из жизни отрядов/Система соревнованияКоллективнаяИндивидуальнаяДля коллективной системы роста разрабатывается система общелагерных наград. Участники «Звездной страны» в течение всей смены собирают «Звездную мозаику». За участие в делах лагеря каждый отряд получает Звездочки разных цветов:1 место – красная ( 5 баллов)2 место – желтая ( 4 балла)3 место – зеленая ( 3 балла)За участие – синяя ( 2 балла)Для наглядности на информационном стенде оформляется экран соревнований, где подводятся все итоги. Итоги коллективных соревнований подводит Президент Звездной страны. Объявляется Звездный город (лучший отряд).Для индивидуальной системы роста экран соревнований оформляется в каждом отряде. Ежедневно на сборе отряда подводятся итоги дня. Отмечается позиция участия детей в делах отряда и лагеря в течение дня: наблюдатель, исполнитель, организатор, активный участник. Жители города сами принимают решение, кого наградить «Звездочкой».5. Примерный распорядок дня 9.00 – Встреча детей, зарядка 9.15 – Линейка 9.45 – Завтрак10.45 – Мастер-классы по профилю отрядов, бассейн (по расписанию)11.45 – Мероприятия по программе «Спортивный Прайм-тайм»13.15 – Обед 14.00 – Отрядные дела, игры на воздухе14.45 – Совещание по итогам дня (в отрядах)15.00 – Уход домойПрограмма коллективных дел может варьироваться в зависимости от погодных условий, степени подготовленности к мероприятиям, педагогических возможностей.Мастер-класс является хорошим тренингом для ребят по хореографии, спортивным играм, а также по прикладному творчеству.Участвуя в выбранных по желанию акциях, дети воплощают свои идеи в творческой деятельности.«Спортивный Прайм-тайм» - раздел в плане, который предполагает разнообразные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.Обязательной частью плана является проведение совещаний по итогам дня, выборы «Героя дня» (в отрядах).6. Основные принципы организации воспитательной деятельностиПринцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Принцип сотрудничества: результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.Принцип дифференциации воспитания: взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности.Принцип творческой индивидуальности.Принцип участия: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по рациональному использованию своего времени, вовлечение участников смены в активный отдых, в проведение ключевых дел по программе;Принцип добровольности: включение участников смены в ту или иную деятельность с учетом индивидуальных особенностей на основе создания ситуации успеха, поощрения достигнутого.7. Схема управления реализацией программыКоординацию и контроль выполнения программы осуществляет администрация учреждения, родительский актив:- анализирует ход выполнения плана действия по реализации программы и вносит предложения по его координации;- координирует взаимодействие заинтересованных структур и ведомств по организации занятости и оздоровления детей в летний период.Результаты реализации программы рассматриваются на педагогическом совете Центра «Звездный», анализ реализации предоставляется в Управление образования администрации г. Соликамска.8. Предполагаемые результаты Охват дополнительным образованием в объединениях профильного лагеря 100 детей.Получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля. Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках. Адаптация к специфике предпрофильного обучения, сплочение коллектива учащихся.Удовлетворение детей в полноценном отдыхе, удовлетворение личностно- значимых интересов детей в процессе разнообразной деятельности, развитие и реализация творческих способностей.Формирование у детей умений и навыков, способствующих личностному развитию и росту ребенка через занятия в кружках, секциях и мастер-классах. Укрепление здоровья детей.Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.Приобретение навыков коллективно- творческой деятельности, самоуправления (дежурство по столовой, умение работать в творческих группах и нести ответственность за проводимые дела).Приобретение начальных знаний о традициях народного искусства, быта, семейного уклада.Закрепление приёмов техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, правил противопожарной защиты.Умение строить самостоятельные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.Умение оказать первую помощь при легких травмах.9. Система оценки качества реализации программыВ ходе реализации программы ведется систематический сбор информации – диагностика:В начале смены вводная диагностика с целью выявления интересов детей и подростков, заявок на деятельность и уровень готовности к ним.Промежуточная аттестация – проводится в основной период смены с целью, определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач и проведение необходимой корректировки реализации программы. В конце смены – итоговая атестация с целью оценки результативности программы, динамики развития детей и включает в себя анкетирование по выявлению уровня удовлетворенности детей и родителей организацией воспитательного процесса в профильном лагере.В течение смены используем следующие методы диагностики:Анкетирование проводится дважды – в начале смены с целью знакомства с участниками, выявления их склонностей, интересов, ожиданий от смены, имеющегося у них опыта деятельности по профилю смены; и в конце – для изучения эффективности смены. (Приложение №2) Диагностика настроения – отслеживание психологического комфорта пребывания в лагере, настроение участников, их переживание, волнение, отношение к окружающим взрослым, сверстникам, к предполагаемым видам деятельности, к окружающей жизни, отслеживание психологического климата в коллективе. Оценка результативности осуществляется посредством анализа ЭКРАНА настроения – цветометрии и отметок об итогах каждого дня. Анализ полученных данных проводят педагоги в отряде совместно с активом ( творческой группой), выявляя общее настроение коллектива (Приложение №3) Мониторинг групп – процесс наблюдения, оценки и прогноза, процесс отслеживания деятельности коллектива. Это форма организации соревнования, где отряды не столько сравниваются друг с другом, сколько наблюдаются в своем непосредственном развитии. Мониторинг позволяет:- организовать соревнования между отрядами – как определенного стимула для достижения цели;- проводить наблюдения за непосредственным развитием коллектива в начале смены и в конце. Мониторинг проводится как на основе коллективного анализа на отрядном сборе ( «Пресс- конференция»), отмечая позитив, негатив, настроение и поощрение. Итоги фиксируются в мониторинг – карте, как и через «тестовые игры», которые в разных вариантах проводятся в начале смены и в конце («Веревочный курс», «Миксер», «Восхождение»).Рейтинг личностного роста – форма индивидуального соревнования, где главное внимание уделяется не сравнено с другими, а позволяет определить уровень личностного роста каждого участника программы. Уровень личностного роста участников – это продвижение по ступеням роста, определенная степень поощрения участника ( в зависимости от сюжетно- ролевой игры). За смену ребенок набирает определенное количество условных знаков (звездочек, золотых звезд) и продвигается по ступеням роста («Герой дня», «Активный участник программы», «Лидер программы»). Первая и вторая позиции отслеживаются на уровне отряда, третья позиция общелагерная – вершина личностного роста – вручается на общелагерном мероприятии. Итоги роста (рейтинга) подводятся в заключительный период, промежуточные каждый день. КритерииПоказателиИнструментарийОтветственныйСохранение и укрепление физического здоровья- Изменение физических параметров (рост, вес);- Отсутствие заболеваний- Активность детей в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности:- Результаты участия в соревнованиях на уровне городаМониторинг по данной проблеме.Статистические данныев течение сменыНаблюдениеПротоколы, статотчетМедицинский работникМедицинский работникВоспитателиФизрук, плаврукФормирование социально – значимых качеств личности- Нравственная направленность личности - Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.-Уровень воспитанностиСтатистический анализ участия детей в социальных акциях и мероприятияхПедагогическое наблюдениеДиагностикасобеседованиеВоспитателиВожатыеРазвитие трудовых навыков детей- Мотивация к трудовой деятельностиСтатистический анализПедагогическое наблюдениеВоспитателиУдовлетворен-ность детей жизнедеятельностью в лагере- Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в лагереДиагностические картыАнкета ( на основе методики А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в лагере»)ВоспитателиНачальник лагеря10. Педагогическое обеспечение программыВ основу деятельности профильного лагеря педагогический коллектив взял в качестве ведущих игровые технологии и технологию коллективно-творческой деятельности. Сопутствующие технологии: педагогика сотрудничества и групповые технологии. Выбор данных педагогических технологий обусловлен тем, что они наиболее обеспечивают достижение поставленных целей и задач программы.Формы работы: творческие конкурсы, игровые программы, ролевые игры, интеллектуально-развлекательные программы, военно-спортивные игры, психологические игры и тренинги, ярмарки, фестивали, выставки, трудовые, экологические акции, турниры и т.п.Виды деятельности: Все предлагаемые виды деятельности соответствуют логике развития программы и этапам формирования и развития временного детского коллектива:Прикладная творческая деятельность (работа в кружках, секциях, мастер – классах).Игровая ( различные игры разной степени сложности).Досуговая (отрядные дела, общелагерные дела).Коммуникативная (общение со сверстниками, взрослыми; общение на уровне разновозрастных отрядов).Организаторская ( работа в органах самоуправления).Трудовая (самообслуживание, ручной труд).Познавательная ( подбор содержания, интеллектуальные игры).Физкультурно- оздоровительная (бассейн, прогулки, спортивные секции, спортивные мероприятия, профилактические мероприятия).Аналитическая (рефлексия на «Пресс – конференции», в индивидуальных беседах, подведение итогов дня)Все виды деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.11. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы - это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами, которые способствуют эффективному осуществлению работы. Методическая работа осуществляется посредством следующих форм: Разработка исследований ( по летнему отдыху), сюжеты игр, конкурсов.Разработка многоуровневой системы стимулирования с учетом возрастных особенностей участников программы.Разработка системы контроля результатов педагогической деятельности; подведения итогов, анализа.Подбор методической литературы в соответствии с программой смены.Установочный семинар для педагогов и вожатых лагеря.Индивидуальные и групповые консультации.Методические планерки.Ежедневные планерки.Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).Методическое обеспечение профильной программы «Звездная страна» обеспечивают методисты. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового опыта (участие в семинарах различного уровня), выписывается периодическая литература. В методическом кабинете имеются различные программы, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в детской библиотеке, через Интернет. 12. Материально-техническое обеспечение программыМатериально-техническая база ЦРТДиЮ «Звездный» позволяет осуществлять профильное обучение, оздоровление и досуговую деятельность детей:достаточно большая территория для подвижных игр на улице;4 отрядных помещений – комнаты;мебель (столы, стулья, музыкальная аппаратура);учебные кабинеты для кружковой работы;выставочный зал;спортивный зал;костюмерная;фольклорная библиотека;оборудование и материалы: видео-, аудио-аппаратура, микрофоны, фотоаппаратура, компьютер, принтер, проектор, музыкальный центр, настольные игры, (шашки, шахматы, настольный теннис и др.), дидактический материал;видео- аудиотека, фонограммы;спортивный инвентарь (настольный теннис, бадминтон, мячи, скакалки, обручи и т.д.);канцелярские товары (краски, кисточки, гуашь, фломастеры, ватман, скотч, альбомы, карандаши, ручки, тетради, цветная бумага, клей, ножницы, бумага для офисной техники).Сотрудничество профильного лагеря с киноцентром «Русь», Краеведческим музеем, детским театром «Перемена», библиотеками города позволяет расширить его материально-технические возможности.13. Кадровые условияВ профильном лагере дневного пребывания работают педагоги ЦРТДиЮ, имеющие опыт работы с детьми, знающие их возрастные и педагогические особенности:- начальник лагеря;- 8 воспитателей;- 2 педагога-организатора;- организатор спортивных мероприятий (физрук, плаврук);- организатор музыкальных мероприятий;- педагоги дополнительного образования- медицинский работник (по договору)Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией ЦРТДиЮ «Звездный». Начальник лагеря – обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, издает приказы и распоряжения по лагерю, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы, управляет персоналом; планирует и организует деятельность лагеря, составляет программу деятельности, осуществляет методическое и информационное обеспечение лагеря, проводит Педагогический Совет лагеря, планерки, консультации, руководит педагогическим коллективом, осуществляет контроль за соблюдением режимных моментов в лагере, работает с родителями (по необходимости), ведет документацию лагеря.Педагоги-организаторы – организуют интересный, содержательный досуг для детей, проводят все общелагерные мероприятия, осуществляют оформление лагеря (по итогам общелагерного соревнования, оформление мероприятий лагеря и т.д.), ведут рубрики в общелагерном уголке, работают над выпуском газеты.Воспитатели - обеспечивают реализацию плана работы, отвечают за жизнь и безопасность детей отряда в лагере, несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь, планируют отрядные дела, ведут необходимую документацию.Физ. руководитель - организует и проводит всю спортивную работу лагеря.   Музыкальный руководитель - обеспечивает музыкальное оформление всех общелагерных мероприятий. Педагог дополнительного образования – ведет кружковую работу по своему профилю.14. Содержание программыДля достижения цели программы «Звездная страна» летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии с социальным заказом были определены три направления деятельности внедрение здоровьесберегающих технологий - подпрограмма «Будь здоров»; развитие творческого потенциала детей - подпрограмма «Я - творец!»; развитие лидерских, коммуникативных качеств детей - подпрограмма «Лидер».Данные подпрограммы выполняются в течение всей смены и являются сквозными. Подпрограмма «Будь здоров»Показатель Характеристика Цель Развитие физических способностей детей, привитие навыков здорового образа жизни.Задачи Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей. Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности. Создавать необходимые условия для раскрытия и развития физического потенциала каждого ребенка. Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендацииОрганизация оздоровительных мероприятий: закаливающие процедуры, плавание, соблюдение гигиенических правил, соблюдение чистоты помещений, личных вещей.Проведение бесед, тематических занятий по организации безопасной жизнедеятельности детей, спортивно-оздоровительных соревнований. По итогам конкурсов ведется экран, куда заносятся результаты спортивных достижений детей и их участия в мероприятиях.Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов Получение и закрепление знаний по навыкам здорового образа жизни. Удовлетворение от спортивных достижений. Прогнозирование возможных (ожидаемых) негативных результатов Моральное неудовлетворение результатом своих выступлений (агрессия, крик, спор, депрессия) Прогнозирование компенсации возможных (ожидаемых) негативныхрезультатов Анализ мероприятий на различных уровнях: взрослые, дети. Обсуждение всех негативных проявлений на линейках, в индивидуальных беседах.Ресурсное обеспечение Стадион, спортивный зал, гимнастическая площадка, инвентарь (мячи, скакалки, обручи, ленты, булавы, бадминтон, теннис) Специалисты: педагоги дополнительного образования художественных коллективов и секций, педагоги – организаторы, плаврук, физрук, музыкальный дискжокей, медицинский работник, вожатые – студенты СГПИ. Физкультурно-оздоровительное направление делится на две части: Физкультурно-оздоровительнаяСпортивно – игроваяФизкультурно-оздоровительная часть включает в себя: проведение зарядки, купание в бассейне, игры детей на свежем воздухе. Комплекс упражнений зарядки рассчитан на развитие физических способностей ребенка, упражнений на координацию движений и на поддержание здорового образа жизни детей.Купание детей в бассейне проводится под личным контролем инструкторов по плаванию. Спортивно-игровая часть состоит из проведения спортивных игр. За проведение всех игр отвечают педагоги- организаторы ЦРТДЮ «Звездный». Спортивно-игровая часть рассчитана на развитие у детей спортивно-игровых способностей, выработку навыков спортивных командных игр, коллективных, лидерских и коммуникативных навыков.Ответственные за работу физкультурно-оздоровительного направления – педагоги - организаторы, физрук, воспитатели, педагоги дополнительного образования.План программных мероприятий «Будь здоров»№МероприятиеЗадачаОтветственный1.День безопасности. Викторина «Когда огонь перестал быть другом»Игра-викторина «Светофорный ринг»Формирование основ детской безопасности, повторение правил пожарной безопасности.Закрепление знаний детей по правилам дорожного движения.Начальник лагеряВоспитатели2.Подвижные игры на свежем воздухеФизическое развитие детей в игре.ВоспитателиФизрукПедагоги-организаторы3. Игра-конкурс на свежем воздухе «Я - самый-самый!»Развитие силы, ловкости, выносливости детей.Педагоги-организаторыфизрук4.Экскурсия в ботанический сад Развитие любознательности, наблюдательности, бережного отношения к природе.воспитатели5.Шашечный турнир Развитие спортивных интересов. Педагоги - организаторы6.Посещение бассейна Физическое развитие детей.ВоспитателиИнструктор по плаванию8.Проведение спортивных оздоровительных мероприятий:-Весёлые старты»-Спортивные игрыФизическое развитие детей: развитие быстроты, ловкости, выносливости Педагоги-организаторы9.Игра для юных поисковиков «Найди клад»Развитие быстроты, выносливости, воспитание коллективизма, товарищества, взаимовыручки.воспитателиПодпрограмма «Я - творец!»Показатель Характеристика Цель Создание условий для выявления и развития творческих способностей детей.Задачи Развивать индивидуальные способности и задатки каждого ребенка.Формировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.Создавать необходимые условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка. Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации Развитие творческих способностей детей, фантазии на кружковых занятиях по интересам, в ходе творческих конкурсов и мероприятий, приобщение детей к культурным ценностям и создание сплоченного детского коллектива. Получение детьми дополнительных знаний в области художественного творчества. По итогам конкурсов ведется экран, куда заносятся результаты выступлений детей. Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов Удовлетворение от совместной творческой деятельности. Раскрытие творческого потенциала ребенка: актер, художник, певец, танцор, декламатор, шашист, интеллектуал, спортсмен и др. Прогнозирование возможных (ожидаемых) негативных результатов Моральное неудовлетворение результатом своих выступлений (агрессия, крик, спор, депрессия) Прогнозирование компенсации возможных (ожидаемых) негативныхрезультатов Анализ мероприятий на различных уровнях: взрослые, дети, творческая группа психологической поддержки, материального обеспечения. Обсуждение всех негативных проявлений на линейках, в индивидуальных беседах Ресурсное обеспечение Танцевальный зал, актовый зал, комплект звукозаписывающей аппаратуры, наличие фонограмм, костюмерная, театральные декорации, кабинеты кружков прикладного творчества, бумага, фломастеры, клей и т. п.Партнеры: детская фольклорная библиотека, городской музей, кинотеатр «Русь».Специалисты: педагоги дополнительного образования кружков художественного творчества, педагоги-организаторы, сценические работники.Творческое самопроявление ребенка является приоритетным направлением в работе профильной смены «Звездная страна». Включает в себя участие каждого ребенка в коллективных творческих делах, конкурсах и мероприятиях, результативность в которых отражается в мониторинге индивидуальных достижений детей. К участию в конкурсах дети готовятся самостоятельно и на занятиях в кружках под руководством педагогов. Кружковые занятия входят в режим дня, проводятся по интересам детей на альтернативной основе: «Золотые руки», «Хореография». В ходе занятий у детей развиваются творческие, прикладные навыки, логика, основы искусства танца, пения; дети учатся работе с литературными источниками. Все занятия проводятся на основе блоков программ по дополнительному образованию детей соответствующих кружков. Каждый блок рассчитан на 8-10 часов занятий (4-5 дней по 2 часа). Ответственные за работу данного направления – педагоги дополнительного образования творческих коллективов ЦРТДЮ «Звездный»: прикладное творчество – «Художественная вышивка», «Веселая мозаика», «Игрушка - самоделка; хореографические студии – «Гранд», «Каприз»; секция – «Спортивные игры»План программных мероприятий «Я – творец!»№МероприятиеЗадачаОтветственный1.Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветный мир»Привитие любви к родному краю посредством изобразительного искусства.Педагоги-организаторывоспитатели2.Посещение детской библиотеки «100 минут с любимой книгой»Привитие любви к книгам и чтению.воспитатели3.Конкурс поделок из природного материала «Из кладовых Лесовичка»Привитие навыков работы с природными материалами.Педагоги- организаторывоспитатели4.Конкурс юных танцоров «Юные звездочки»Развитие творческих способностей детей.Педагоги - организаторы5.Конкурс юных мастеров «Я леплю из глины»Развитие и тренировка мелкой моторики пальцев рук.Педагог по глинеПедагоги - организаторы6.Конкурс-выставка «Любимое фото моего увлечения»Приобщение к миру искусства, творческое развитие детей.Педагоги- организаторывоспитатели7.Конкурс юных модельеров «Наряд для Барби»Привитие навыков работы с тканью, ножницами, иголками, нитками.ВоспитателиПедагоги - организаторы8.Праздник «Восточный танец – 2019»Развитие танцевального искусства, фантазии, воображения и эстетического вкуса детей.Педагоги- организаторывоспитатели9.Конкурс юных художников «Узнай портрет друга или подруги»Расширение кругозора детей.ВоспитателиПедагоги- организаторы10.Мастер-класс «И бумага оживает»Развитие фантазии и творчества детей.воспитатели11.«Парад Звезд» - концерт, выставка детского творчества.ЗакрытиеВыявление и поддержка творческих способностей детей.Педагоги - организаторыПодпрограмма «Лидер»Цель Раскрытие лидерских и формирование коммуникативных качеств.Задачи Организовать разностороннее общение детей. Развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела.Создавать необходимые условия для раскрытия и развития лидерского потенциала детей.Содержание деятельности, основные понятия, методические рекомендации Система анкетирования; диагностика лидерских качеств; упражнения в малых группах на взаимодействие, сотрудничество, принятие коллективных решений; сюжетно-ролевые игры.Прогнозирование возможных (ожидаемых) позитивных результатов Умение брать на себя ответственность за свои дела и поступки, организовывать других детей для коллективной творческой деятельности. Выявление новых лидеров в детском коллективе. Прогнозирование возможных (ожидаемых) негативных результатов Возникновение конфликтных ситуаций на межличностном уровне, возникновение «звездной» болезни. Прогнозирование компенсации возможных (ожидаемых) негативных результатов Определение уровня самостоятельности детей при разработке сюжетно-ролевых игр. Смена лидерских ролей детей в ходе различных мероприятий.РесурсноеобеспечениеМетодические разработки по выявлению лидеров в коллективе, анкетированию детей; методички сюжетно-ролевых игр. Наличие компьютера, интернетресурсов, фонограмм.Специалисты: начальник лагеря, методист, воспитатели - педагоги дополнительного образования кружков, педагоги-организаторы. Лидерское направление реализуется в мероприятиях двух уровней:отрядные;общелагерные.Отрядные мероприятия проводятся вожатыми в отрядах в виде анкетирования, бесед, игр, творческих конкурсов и т.д. на выявление лидеров в условиях временного разновозрастного детского коллектива и направлены на: создание и поддержку благоприятного психологического климата в отряде;развитие лидерского потенциала детей;индивидуальную коррекционную работу.Подготовка и проведение общелагерных мероприятий осуществляется коллективом педагогов – организаторов, вожатых и выявленных лидеров среди детей, ответственных за данное мероприятие.Необходимо дать возможность реализовать свои лидерские и коммуникативные способности каждому ребенку, поэтому программные мероприятия максимально разнообразны. Дети должны приобрести устойчивые навыки организационной работы, лидерского поведения. У детей формируется позитивное отношение к деятельности в коллективной среде. Приобретаются умения взаимодействия с окружающими, разрешения конфликтных ситуаций, нахождения совместных решений.План программных мероприятий «Лидер»№МероприятиеЗадачаОтветственный1.Тест «Самооценка лидерства»Выявление лидерских способностей детей.Педагоги - организаторы2.Конкурс-игра «Бантик + бантик»Развитие детского креативаПедагоги- организаторы3.Игра «Фантастический выбор»Привитие навыков самостоятельного выбора и принятия самостоятельных решений.Педагоги- организаторы4.Интеллектуальная викторина «Зарядка для ума»Выявление лидеров-интеллектуалов. Развитие кругозора детей в области знаний о мире.Педагоги-организаторы5.Конкурс-выставка «Моя любимая игрушка»Выявление коммуникативных качеств детейПедагоги-организаторы6.Шоу сказочных персонажей «В гостях у сказки»Выявление творческих способностей детей.Педагоги- организаторы7.Конкурс актёрского мастерства «Хочу на сцену»Социальное самоопределение детейПедагоги-организаторы8.Экскурсия в краеведческий музейПатриотическое воспитание детей, приобщение к ценностям национальной культуры.15. План-сетка смены03.06.День безопасности Викторина «Когда огонь перестал быть другом».Игра-викторина «Светофорный ринг».Тест«Самооценка лидерства».04.06.Игра-конкурс на свежем воздухе «Я - самый-самый!».Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветный мир».05.06.Посещение детской библиотеки «100 минут с любимой книгой».Конкурс-игра «Бантик + бантик».06.06.Подвижные игры на свежем воздухе.Конкурс поделок из природного материала «Из кладовых Лесовичка».07.06.Конкурс юных танцоров «Юные звездочки».Подвижные игры на свежем воздухе10.06.Экскурсия в ботанический сад.Конкурс юных мастеров «Я леплю из глины».Игра «Фантастический выбор».11.06.Шашечный турнир. Конкурс-выставка «Любимое фото моего увлечения».Посещение бассейна.12.06.Выходной13.06.Интеллектуальная викторина «Зарядка для ума».Посещение бассейна. 14.06.Конкурс-выставка «Моя любимая игрушка»Конкурс юных модельеров «Наряд для Барби»17.06.Подвижные игры на свежем воздухе.Праздник «Восточный танец – 2013».Шоу сказочных персонажей «В гостях у сказки».18.06.Конкурс юных художников «Узнай портрет друга или подруги».Конкурс актёрского мастерства «Хочу на сцену».19.06.Мастер-класс «И бумага оживает».Экскурсия в краеведческий музей.20.06.Посещение бассейна. Проведение спортивных оздоровительных мероприятий:-Весёлые старты»-Спортивные игры.21.06.Подвижные игры на свежем воздухе.Игра для юных поисковиков «Найди клад».24.06.«Парад Звезд» - концерт, выставка детского творчества.Закрытие.16. Список литературыИнтернет ресурсы.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2.- 1998.Афанасьев С.П., Коморин С.В. 300 творческих конкурсов. - М., 1997Афанасьев С.П., Коморин С.В. 100 отрядных дел – М., 1998.Бесова М.А. Весёлые игры для дружного отряда – Ярославль: Академия развития, 2002.В лучах светофора / Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003.Волшебная страна Беллиора. В помощь организаторам летнего отдыха.— Н. Новгород, 1995.Защитим детство! / Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2001.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы / сост. A.M. Панов. - М., 1998.Лето в лагере: Сборник методических материалов.— 1994.Лето звёздное, будь со мной! / Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.Музыкальная шкатулка / Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2001.Олимпиады. Спорт. Здоровье / Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003.Организация жизни детей в летнем лагере // Воспитание школьников. - 1996.- №№ 2, 3.Педагогика лета. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.Театрализованные представления / Ред.-сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. – Волгоград: Учитель, 2003.Фантазия + Творчество = Каникулы. Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. - М., 1994.Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. - М., 1994.Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
X

x