Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Свиридова Татьяна Николаевна

Музыкальная гостиная, посвященная творчеству В.В.Андреева

скачать документ

Вернуться назад

Музыкальная гостиная посвящённая творчеству В.АндрееваВедущая: Трехструнная тревога балалайки Зовет меня на улицу села. Я вспоминаю детство. На лужайке Здесь верба одинокая цвела. И вот на этом самом сером камне, который и тогда ещё лежал, Я трепетными юными руками Играющее дерево держал. Эти строки стихотворения Владимира Бокова очень точно и ёмко передают то первое впечатление, которое произвела балалайка на Василия Андреева, русского музыканта, педагога и просветителя, основателя Великорусского оркестра народных инструментов, потомственного дворянина. Звуки примитивного инструмента буквально его заворожили. И до этого молодой человек увлекался народным творчеством, но балалайка поразила его до глубины души.В исполнении Рожковой Софьи прозвучит пьеса Н.Розановой «Беззаботность» После окончания гимназии, путешествуя по Европе, образованный молодой человек обратил внимание: в Италии есть мандолина, в Испании – гитара, а в России?.. Талантливый музыкант, В. Андреев загорелся идеей создания своего, русского инструмента, который звучал бы не хуже иностранных. Первым препятствием на его пути был предрассудок против самого названия инструмента, которое очень долго служило синонимом антимузыкальности. Балалайка воспринималась не более чем игрушка. Хороший мастер был бы оскорблён заказом изготовить балалайку, но Андрееву удалось уговорить одного из них, пообещав хранить заказ в строгой тайне и не подрывать репутацию мастера. Так появился новый инструмент со старым названием - балалайка. И сегодня мы посвящаем наш концерт Василию Андрееву, 150 лет со дня рождения которого в январе этого года отметила вся музыкальная общественность.Продолжает наш концерт выступление ансамбля русских народных инструментов в исполнении которого прозвучит вальс «Грезы» В. Андреева «Грёзы» анс. преподавателейАндреев всецело посвятил себя балалайке. Постепенно вносились изменения в конструкцию инструмента, и появилась не только музыкальность звучания, но и тот характерный, безошибочно узнаваемый звук России. Концертируя со своей новой балалайкой, Андреев сумел заинтересовать многих. Сначала образовался кружок любителей игры на балалайке, который вырос в оркестр русских народных инструментов. Для оркестра было создано целое семейство балалаек, реконструирована древняя домра, чудом сохранившаяся со смутных времён. Встал вопрос и о репертуаре. В. Андреев использовал обработки народных песен, которые удивительно органично звучат как в исполнении оркестра, так и солирующих инструментов Рожкова Софья со своим преподавателем исполнят пьесу В.Попонова «Наигрыш», конц. Павлова Т.В. Творческое наследие В. Андреева представлено большим количеством полонезов, маршей, мазурок и конечно вальсов, и один из них с красивым названием «Звёзды блестят», вы услышите в Г.Смирновой «Вальс» На успех в интеллигентном обществе сам Андреев смотрел как на нечто скоропреходящее. Высшей целью оставалось вернуть инструмент народу. И, представьте себе, Андрееву удалось добиться введения обучения игре на балалайке в Российской армии. И отслужившие солдаты приносили это умение в родные сёла. Это были несложные, но понятные русскому человеку обработки народных песен, такие как р.н.п. «Ах, вы сени» в исполнении Котовой Вари Более ста лет мы слушаем музыку Андреева, но и сегодня восхищаемся её мелодичностью, искренностью и задушевностью. А инструменты, воссозданные В. Андреевым, звучат естественно, голосом, свойственным их природе.В исполнении Г.Смирновой прозвучит фрагмент концерта П.Барчунова, концертм. Павлова Т. Один из поэтов уже новой эпохи Виссарион Саянов написал стихи, которые прямо не посвящены Андрееву, но вполне могли бы быть посвящены его памяти:Три струны всего у балалайки,Но широк ее размах большой,Взмах руки, и пролетают чайкиС набежавшей песенной волной.Парень укорачивает струны,Прижимает крепко их к ладам,И плывет напев простой и юныйПо окрестным паркам и садам.Слушаю его и молодею,Прохожу по саду налегке,Все-то, видно, знает и умеетПарень с балалайкою в руке.Дай и мне к струне твоей певучей,Прикоснуться медленной рукой,Может, прозвучит еще получшеПесенка, придуманная мной. Песня «Балалайка»Танцевальный коллектив школы искусств дарит вам шуточный танец «Обжора» Уже будучи зрелым человеком, вспоминая о первой встрече с балалайкой, В. Андреев писал: «… я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленно, а потом все быстрее и быстрее. Звуки загорались …, неудержимо подталкивая к пляске». Кто знает, может это была песня «Светит месяц», которую В. Андреев впоследствии инструментовал для своего оркестра?В исполнении ансамбля русских народных инструментов прозвучит р.н.п. «Светит месяц» Пытаясь дать оценку тому неоценимому вкладу в русское национальное искусство, культуру, которое внес В. Андреев, отдавая дань его педагогическому таланту и человеческому подвигу, композитор В. Гаврилин сказал: «Имя Андреева, как русский национальный гимн: услышав его, каждый русский должен встать».
X

x