Всего представлено работ: 244094

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Меркушева Елена Ивановна

Профессиональное самоопределение обучающихся в математических задачах

скачать документ

Вернуться назад

«Профессиональное самоопределение обучающихся в математических задачах» Меркушева Е.И.-учитель математикиМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4пгт Песковка (МКОУ СОШ № 4)Результатом самоопределения является выход человека на конкретные цели, направления и способы активности, соответствующие его индивидуальным особенностям, на формирование духовной удовлетворённости, способности через целеполагание самостоятельно реализовать свое предназначение. Профессиональная деятельность занимает половину жизни любого человека. Найти себя в этом мире – значит получить возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от выбранной профессии. На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -многие старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. В связи с этим, к системе образования, которая во все времена выполняет заказ общества, предъявляются высокие требования по вопросу самоопределения обучающихся и формировании качеств, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Результатом самоопределения является выход человека на конкретные цели, направления и способы активности, соответствующие его индивидуальным особенностям, на формирование духовной удовлетворённости, способности через целеполагание самостоятельно реализовать свое предназначение. Самоопределение обучающихся может быть организовано как на уроке в целом, так и на определенном «отрезке» урока, на внеурочных и факультативных занятиях. Для реализации этой цели необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. Таким образом, ребенок должен на уроке захотеть работать, понимать зачем ему это надо и что он может сделать. Моя задача – побудить обучающихся к деятельности, при этом стараюсь учитывать их индивидуальные особенности. Одним из приёмов, приводящих детей к деятельности в моей работе – это знакомство детей с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров.В своей работе я практикую –выполнение творческих работ обучающимися: доклады, рефераты, презентации, коллективное выполнение и защита исследовательских работ по темам, связанных с достижениями выдающихся людей России и мира по различным профессиям, в том числе связанных и с математикой. Например, в 7 классе, в начале изучения геометрии, обучающимся было предложено - выполнить творческую работу – «Евклид и его начала», «Аксиома параллельности Евклида», в которой кроме заслуг Евклида в области геометрии, нужно еще было отразить где применяются эти знания в реальной жизни, с какими профессиями они связаны. В более старших классах - «Биографии и открытия ученых – математиков» (Лобачевский, С. Ковалевская, И. Чебышев, М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев и другие). В современном обществе, работодателям нужны сотрудники, умеющие критически оценивать ситуацию, анализировать, результативно взаимодействовать друг с другом, решать проблемы и творчески мыслить, поэтому, я стараюсь проводить уроки математики с учетом всех этих требований. Например, организуя групповую работу и корректируя ее во время урока, помогаю ребятам научиться продуктивно взаимодействовать друг с другом, пытаемся научиться решать проблемы личного характера. Отсутствие строгих требований к оформлению результатов работы позволяет развивать в ребятах творческую составляющую. Постепенно работы ребят становятся более качественными, они могут отбирать необходимый материал, грамотно располагать его. Я считаю, что ещё одним из важных качеств современного человека является его любознательность. Путь к любознательности и умению удивляться лежит через открытость новым идеям, самообладание в непредвиденных ситуациях и способность задавать правильные вопросы.Умение задавать вопросы я формирую на уроках «открытия новых знаний», применяя один из приёмов технологии «Критического мышления» Приём «Знаю-Хочу узнать-Узнал». Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Первая формирует умения: определять уровень собственных знаний (учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания); вторая - анализировать информацию (это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации); и третья - соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями (после усвоения темы на стадии рефлексии, учащиеся заполняют третью графу таблицы). Заполнение графы «Узнал» позволяет ребятам провести рефлексию своей работы, а также выявляет вопросы для дальнейшего поиска знаний. Еще одним из видов в моей работе является знакомство учащихся с теми или другими профессиями при решении задач. Можно рассмотреть задачи, связанные с различными профессиями: строительной тематике , задачи по тематике железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, по тематике социального направления-составлению и решению которых способствуют различные формы сочетания классной и внеклассной работы. Такие задачи дают возможность рассказать о строительных профессиях. Группе учеников можно дать задание - подробно узнать о профессии строителя , о ее значении и рассказать об этом в классе .Познакомить школьников с профессией маляраДалее можно предложить детям решить несколько задач по данной тематике.Школьникам можно предложить и такие задачи, в которых идет речь о труде железнодорожников.». Чтобы дать учащимся более четкое представление о профессии железнодорожника, мы обращаемся за помощью к нашим родителям. Рассказывая о своих профессиях, родители приводят конкретные цифры, которые в дальнейшем используются для составления и решения задач. Для примера можно рассмотреть профессию машиниста. После беседы с ним вместе с учениками можно составить и решить следующие задачи:1.Сколько поездок совершил машинист в январе, тратя в среднем на одну поездку 10 ч, если всего за этот месяц он выработал 196 ч?2.На сколько меньше поездок совершил машинист в феврале, чем в марте, если на каждую поездку он тратил в среднем 13 ч, а всего выработал в эти месяцы соответственно 169 ч и 243 ч?Ряд тем школьного курса математики имеет непосредственное приложение в сельскохозяйственной практике; к ним относятся «Проценты», «Приближенные вычисления», «Функции и графики» и др. В процессе изучения этих тем при решении задач можно знакомить учащихся с сельскохозяйственными профессиями;Агроном В обязанности агронома в первую очередь входит правильная организация производственных процессов, выращивания культур, сбора и транспортировки урожая в этих условиях. Также люди этой специальности занимаются составлением разного рода отчетной и научной документации.Развитие у учащихся высокой вычислительной культуры является одним из необходимых условий математической подготовки школьников к производительному труду. Большую помощь в решении этого вопроса имеет применение на уроках различных справочных материалов, таблиц, которые значительно облегчают трудоемкие вычисления при решении задач практического направления. Например, определение объема жидкости в цистерне, определение вместимости элеватора или сарая для сена, вычисление площади земельного участка и др. В этом плане учащимся VIII класса может быть предложена такая задача «Сколько картофеля вмещает траншея длиной 8,4 м и глубиной 1,2 м, если ширина ее верхней части 1.3 м, нижней 1,1 м и масса 1 м3 картофеля составляет 680 кг?»В 5-6 классе решали задачи на определение количества зерна, собранного с определенной площади; площади, вспаханной бригадой за определенное время и т.д. Интересно проходит работа по составлению задач, связанных с той или иной профессией, но при решении которых использовался бы изучаемый на уроках материал; такое задание предлагалось учащимся на дом. Эта работа приучает детей самостоятельно пользоваться технической литературой, знакомиться с производством.Большое внимание в своей работе я уделяю и подготовке к профессиям, связанным непосредственно с математикой. Бухгалтер – профессия востребованная. Сколько бы ни прошло времени, как бы ни менялся мир, бухгалтеры будут нужны до тех пор, пока будут существовать экономические отношения. В обязанности бухгалтера входит работа с документами, отчетами, начисление заработной платы работникам, пересчет доходов и расходов. Одним словом, бухгалтер часто работает с финансами. Это очень важная профессия, без бухгалтера не обойтись ни одному предприятию. В магазинах, школах, даже в музеях и кинотеатрах необходима помощь этого специалиста. После знакомства еще с одной из профессий предлагается решить задачу. В последнее время мы все понимаем, что человеческая жизнь бесценна. Нет ничего дороже жизни наших родных, любимых людей. Но за состояние своего здоровья мы отвечаем сами и стараемся его улучшить. В этом нам помогают работники медицины. Профессия врач существует уже очень давно. Можно смело заметить, что она является одной из самых важных для человечества. Профессия врача также на прямую связана с математикой, в этом можно убедиться, рассмотрев следующую задачу Врач прописывает больному курс лекарства, которое нужно пить по 0,5г три раза в день в течении трёх недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс? Еще одной из наиболее известных профессий, тесно связанных с математикой - профессия продавца Продавец-кассир - это человек, который помогает покупателю выбрать товар, взвесить, упаковать, посчитать стоимость. Также он получает товары со склада, готовит их к продаже, оформляет витрины. Задачи по математике, связанные с этой профессией, очень часто встречаются на итоговых экзаменах, поэтому я предлагаю учащимся рассмотреть следующие задачи. Рассмотрим пример еще одной из профессии, которая также связана со знанием математики. Специалист банковского дела -- профессия, требующая предельной внимательности и ответственности. Задачи специалиста зависят от места работы. То есть банковский специалист будет работать с наличностью клиентов илив его же обязанности будет входить контроль за выдачей и возвратом кредитов, выдача и обмен пластиковых карт. Рассмотрим следующую задачу. В четверг акции компании подорожали на некоторое число процентов, а в пятницу подешевели на то же самое число процентов. В результате они стали стоить на 9% дешевле, чем при открытии торгов в четверг. На сколько процентов подорожали акции компании в четверг?На факультативных и внеурочных занятиях учащимся также предоставляется возможность проверить свои математические способности. В своей работе по данному виду деятельности я применяю технологию «Деловая игра», при которой наибольший процент усвоения учебного материала происходит в процессе самостоятельной деятельности человека. Деловая игра благоприятствует раскрытию способностей учащихся к инженерно-строительной, архитектурной и экономической деятельности, и, как следствие, к их профессиональному самоопределению. Также участие обучающихся в деловой игре даёт возможность им развить способности к рефлексии, увидеть, способны ли они действовать самостоятельно, эффективно работать команде, организовывать людей, быстро принимать решения и т.п. Например, при проведении одной из таких игр мы пытались с детьми рассмотреть роль математики в профессии товароведа – эксперта. В профессии товароведа математика играет важнейшую роль, так как тесно связана с многочисленными вычислениями и расчетами. Специалисту в этой области необходимо знать элементарные правила сложения и вычитания, деления и умножения, и конечно, хорошо считать в уме. Товаровед должен не только знать формулы вычисления различных показателей, но и обладать внимательностью и хорошей памятью, которые тоже активно развиваются при изучении математики. Рассмотрим, для примера, несколько задач, которые характерны для различных профессий и которые мы применяем в «деловой игре . Задача 1(роль – работник магазина). Летом, основная цена тетради в клетку составляла 40 руб. Перед началом учебного года, продавец поднял цену на 25%. Однако тетради стали покупать плохо, и он снизил цену, наконец, тетради стали покупать. Итак, какова была окончательная цена на тетради? Решение: Сначала надо узнать, насколько рублей продавец повысил цену? 25% от 40 – это 10 рублей. То есть, подорожавшие тетради стали стоить 50 рублей. Теперь нужно сбросить цену на 10%. 10% от 50 – это 5 рублей, после первого удешевления тетради стали стоить по 45 рублей. 15% от 45 – это 6,75 рублей. Следовательно, окончательная цена тетради 45 – 6,75 = 38,25 рублей. Ответ: 38,25 рублей.Задача 2.(роль-секретарь) Одна из задач, с которой сталкивается секретарь.Задача: В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель? (Слайд 8)Проверяем решение:1800 * 6=10800 (листов) – бумаги за 6 недель.10800:500=21,1(пачек) – бумаги.Ответ: потребуется 22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.Для овладения профессией "Пекарь" необходимо среднее профессиональное образование. Предлагаю ребятам на время стать пекарем и решить следующую задачу.Задача: Определить, сколько пакетов муки потребуется для приготовления 37 буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется 300граммов муки. В 1 пакете – 1 килограмм муки. Проверяем решение:1 кг. =1000 г.37 * 300=11100 (г) муки потребуется.11100:1000=11,1(кг)Ответ: потребуется 12 килограммовых пакетов. Рассмотрим одну из задач, с которой, по своему роду деятельности, сталкивается налоговый инспектор. Задача: При посещении ночных клубов (заведений) посетителями старше 18 лет, взимается налог в размере 10% от стоимости билета. Третья часть от этих налоговых поступлений идет в детский дом. Необходимо рассчитать размер благотворительного фонда за январь месяц, если билет в ночной клуб стоит 300 рублей, а ночной клуб посещало в среднем около 60 человек за сутки. Решение:В январе 31 день. 300+300*10:100=330 (руб.) – цена билета с налогом.60 * 31=1860 (чел) – посетителей за месяц.1860 * 330=613800 (руб.) – сумма за месяц.613800 * 10:100=61380 (руб.) – налог.61380:3=20460 (руб.) – в детский дом.Ответ: за январь месяц в детский дом поступит 20 тысяч 460 рублей.При проведении «деловых игр» в моей методической копилке постепенно накапливаются комплекты задач, которые можно предложить школьникам в рамках знакомства с конкретной профессией на уроке математики. При применении данной технологии я предлагаю учащимся самостоятельно придумать задачи для любой профессии. Таким образом, деловые игры на уроках математики позволяют учащимся сформировать представление о профессиональных компетентностях различных профессий. На внеклассные занятия нередко приходят и такие ученики, которые, казалось бы, и не интересуются математикой, однако решение на внеклассных занятиях различных практических вопросов, изготовление всевозможных наглядных пособий порой их настолько увлекает, что они более серьезно начинают относиться и к теоретическим вопросам курса математики. Не существует такой области человеческой деятельности, где не применялась бы математика. Людям различных профессий необходимо знание математики.Для того чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе.      Я считаю, что занятия математикой развивает человека как личность, делает целеустремленным, активным, самостоятельным, трудолюбивым, упорным и терпеливым.    Математика, она везде, но мы ее иногда не замечаем, принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни!Свое выступление мне хотелось бы закончить стихотворением.Спасибо за внимание
X

x