Всего представлено работ: 244193

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Сообщение из опыта работы: "Казахский национальный костюм"

скачать документ

Вернуться назад

Сообщение из опыта работы: «Казахский национальный костюм» Воспитатель: Жулмукановой Лауры СеркалиевныМуниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ с.Березовка» группа дошкольного образования«Казахский национальный костюм» Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления казахского народа. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков. Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.Ткани. Крой. Цвета. Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По костюму, можно было судить о материальном положении его владельца. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.Мужской костюм В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, камзол, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком. Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.Женский костюм Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями. Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.Костюм замужней женщины Костюм замужней женщины отличался головным убором. Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения. А пожилой женщины – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.Свадебный наряд Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты. Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.Свадебный головной убор «саукеле» Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.Головной убор Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления .У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою. Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка. Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока - калпак. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы - тымак. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею. А также борик. У девушек было всего два вида головных уборов, это такия и зимняя шапка - борик, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.Обувь На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны. Летние сапоги отличались каблуком и загнутыми носками. Обувь, как и все элементы костюма богато декорировалась, особенны женская. Сапоги молодых девушек и женщин украшались вышивкой и аппликациями. Пожилые носили сапоги без каблука. Зимой сапоги надевали на теплые войлочные чулки. Бедняки и пастухи ходили в войлочных сапогах на кожаной подошве.Украшения и аксессуары Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку. Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.Орнамент Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами. Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Сперва на одежде изображали животных и птиц, чаще всего это были барсы и грифоны. С появлением ислама изображения животных оказались под запретом, тогда-то и появился национальный казахский узор. С помощью орнаментов изображали представителей растительного и животного мира. Кстати, специалисты отмечают, что часть орнаментов предназначена исключительно для посуды, часть – только для ковров. Такие узоры нельзя наносить на одежду. Есть рисунки, которые не могут находиться на национальных головных уборах. Конечно, нынешние умелицы не знают всех правил, но строго соблюдают те тонкости, которые им известны. Все орнаменты можно разделить на несколько основных категорий: геометрические, зооморфные, растительные и космогонические мотивы.Мужские пояса При распашной и не застегивающейся верхней одежде пояс был неотъемлемым ее элементом. Мужской пояс делали из кожи, иногда из шелка или бархата. Украшались кожаные ремни декоративным тиснением, образными металлическими вставками, вкраплением драгоценных и полудрагоценных каменьев, вычурными полосками из кости. Пряжки изготавливались в форме фигур зверей или птиц.Женские пояса Женские пояса имели сходство с мужскими, но были шире и наряднее: шелковые и бархатные, расшиты золотой нитью и жемчугом, вытканные из пуха козы или шерсти верблюда.Современные модели Современный вид казахского традиционного костюма формировался в течение очень длительного времени. Традиционный фасон национальной одежды сегодня носят в аулах лишь люди старшего поколения. Но сочные живые краски, национальный неповторимый орнамент, тонкость и изящество, которые всегда были присущи сакраментальному костюму казахского народа и выделяли его среди других национальностей, пользуются все большей популярностью у сегодняшних жителей Казахстана, давая казахским модельерам и дизайнерам неисчерпаемый источник фантазии. Очень популярным сегодня становится национальный костюм для девочек. Его надевают для выступления на сцене, и в дни государственных и национальных праздников, когда по улицам шествуют маленькие казашки в традиционных нарядах.
X

x