Всего представлено работ: 244010

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Комиссарова Наталья Евгеньевна

Развитие связной речи у детей с ОНР

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие связной речи у детей с ОНР»Комиссарова Наталья ЕвгеньевнаМБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» г. Заволжье, Нижегородская областьвоспитатель групп компенсирующей направленностиРазвитие связной речи у детей с ОНР Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.Создание условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевой патологии.Это обусловлено рядом причин:- недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, грамматического, лексического) и ограниченными речевыми возможностями детей с ОНР;- недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (сложность в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, в свободной речи – смысловые пропуски, аграмматизмы);- психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.);- сложностями в организации работы логопеда и налаживанием тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях метода наглядного моделирования.Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Включение наглядных моделей в процессе обучения позволяет логопеду обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, целенаправленно развивать монологическую речь.Данный метод может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания, такими как:- пересказ;- составление рассказов по картине и серии картин;- описательный рассказ;- творческий рассказ.В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:- геометрические фигуры или полоски;- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);- планы и условные обозначения, используемые в них.Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребенка.Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.Мнемоника, или мнемотехника, – система специальных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциативных связей в коре головного мозга человека. При этом организация учебного процесса происходит в виде игры, что способствует достаточно долго поддерживать интерес ребенка к занятию.Использование опорных рисунков для обучения рассказыванию увлекает детей, превращает учебное занятие в игру, наглядный материал усваивается лучше. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. При этом значительно сокращает время обучения и улучшает его качественные показатели, развиваются коммуникативная и планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывая об этом.Коррекционно-логопедическую работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа:1. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.2. Перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.3. Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказа по заданной мнемотаблице (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны справляться с данным заданием самостоятельно).Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.Использовать метод наглядного моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по-разному у каждого ребёнка, создавать собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование педагогом на занятиях различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов, рисунков-пиктограмм и др.) эффективно развивает умственные способности дошкольников с ОНР.Большинство подгрупповых занятий, занятий воспитателя по заданию логопеда и повторение дома родителями с детьми изученного материала по лексическим темам проводится с использованием трех индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи. Игровые упражнения и задания альбомов учат:- определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы):- сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам;- правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям;- составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке;- составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану.Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенку нужно:- ясно представлять главную мысль рассказа,- уметь анализировать,- устанавливать различные отношения между предметами и явлениями,- уметь подбирать адекватные для той или иной мысли слова,- уметь строить простые и сложные предложения.Это становится возможным, когда ребенок зрительно имеет перед глазами картинную опору.Использование в пособии данного комплекта большого количества наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения позволяет логопеду:- провести эффективную работу по развитию активного и пассивного словаря по каждой лексической теме;- закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;- формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;- научить детей составлять план устного высказывания;- осуществлять правильный подбор речевых средств;- научить детей составлять рассказы по восприятию (рассказы по сериям картин и по сюжетной многофигурной картине, рассказы-описания, рассказы-сравнения, повествовательные рассказы, рассказы по представлению (из личного опыта) и рассказы по воображению (творческие рассказы и сказки).У детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы и т. п., появляется возможность применить полученные речевые навыки на практике.Постепенно в ходе обучения у детей с ОНР формируются представления об основных принципах построения связного сообщения:- последовательное изложение произошедших событий,- отражение причинно-следственных связей,- определение основной мысли,- соответствующий выбор лингвистических средств.На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор. Использование пособий данного комплекта поможет подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также развить у них языковое чутье.
X

x