Всего представлено работ: 241995

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Семенова Анна Николаевна

Конспект урока русского языка по теме "Правило правописания гласных и согласных в корне слова" (3 класс)

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 42»Семенова Анна Николаевнаучитель начальных классовМетодическая разработка конспекта урока«Русский язык»3 классТема: «Правило правописания гласных и согласных в корне слова »Тема урока: Правило правописания гласных и согласных в значимых частях слова. Выпуск «Сборника орфографических задач»Цели урока:1.Закрепить знания и умения учащихся, которые необходимы для написания корня.2.Составить алгоритм проверки орфограмм в написании корня.Задачи урока:1.Выработа умений решать практические и теоретические задачи.2. Упражнение в проверке орфограмм в соответствии с алгоритмом.3.Способствовать развитию интереса к предмету.Формируемые универсальные учебные действия:1.Личностные УУД:интерес к русскому языку; мотивация обучения и познания; адекватная самооценка, готовность открыто выражать сою позицию на уроке выражать свою позицию на уроке.2.Регулятивные УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения осуществлять контроль своей деятельности; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности.3.Познавательные УУД: умение применять модель (алгоритм) для получения информации; умение строить устные высказывания; умение вести поиск и выделять нужную информацию; выявлять особенности разных объектов (корень, приставка, суффикс, окончание); выявлять сходство и различия объектов; выбирать основания и критерии для сравнения; классификации объектов.4. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, одноклассника умение сотрудничать при решении учебных задач; адекватно оценивать свою работу в группе. Методическое оснащение: ПК, у каждой группы учеников карточки с заданиями «Готовимся к ЕГЭ», оформленная страница сборника задач, карточки - «зашифрованные орфограммы », памятка «Алгоритм-подумай-докажи-напиши»План урока1.Организационный момент.2.Постановка темы и цели урока.3.Содержание урока-закрепление изученного:-правописание безударных гласных в корне слов;- правописание парных согласных в корне слов;- правописание непроизносимых согласных в корне слов.4.Самостоятельная работа «Проверь себя».5.Итог урока. Рефлексия.Ход урокаОрганизационный момент.Цель: проверка готовности учащихся, настрой на работу «учимся работать дружно».Содержание. Повторение правил «дружной работы».Деятельность учителя: приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.Деятельность учащихся: приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, повторяют правила «дружной работы».Универсальные учебные действия.Регулятивные: организация рабочего места.Личностные: развитие навыков сотрудничества.Постановка темы и цели урока.Цель: подведение детей к формированию темы и постановки задач урока. Составление плана урока.Содержание. На доске: «Умеешь ли ты сам? Сможешь ли научить других?»Зашифрованные орфограммы: береза, доброта, сказка, солнце, съест, шьют, синий, синяя, синее.Учитель: В нашей стране ежегодно проводят тотальный диктант. Каждый желающий человек может проверить свою грамотность. Мы решили исследовать грамотность учащихся 3 – 4 классов нашей школы. После того, как был проведен анализ допущенных в диктанте ошибок, сделали вывод, что самое большое количество ошибок ребята допустили в правописании гласных и согласных в корне слова. И тогда у нас возникла идея – выпустить «Сборник орфографических задач по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов». А как вы думаете, для чего он нам нужен? (Чтобы научиться грамотно писать: уметь самим решать орфографические задачи и научить других. )Деятельность учителя. Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие «орфограмма», «орфографические задачи», выдвигает проблему, создает эмоциональный настрой, формирует совместно с учащимися задачи урока, план урока.Деятельность учащихся. Выделяют в словах – загадках изученные орфограммы, сравнивают произношение с написанием, объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма, формируют тему и задачи урока.Универсальные учебные действия.Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Закрепление изученного – решение орфографических задач. Цель.Выявление учащимися признаков орфограммы, умение находить ее в словах:А) безударные гласные;Б) парные согласные;В) непроизносимые согласные. 2. Подведение детей к самостоятельной работе по алгоритму – способу проверки корневых орфограмм. 3. Углубить знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».Содержание урока.Первая – задача. Правописание безударных гласных в корне слов. Учитель:Задание: Спишите пословицу о весне и вставьте пропущенные буквы.Март с в….дой, апрель с тр….вой, май с цв…тами.Учитель: «Списывая не спиши, буква к буковке пиши».Зачем? – (Письмо должно быть не только грамотным, но и понятным, правильным, аккуратным).Учитель: В написании, каких букв возникло затруднение? (о, а, е)Учитель: Какие это гласные – ударные или безударные?Учитель: Кто считает, что правильно решил орфографическую задачу?Учитель: Каков был ваш план решения этой задачи?АЛГОРИТМ – ДОКАЖИ (ответ 1 группы)ОПРЕДЕЛЯЮ МЕСТО ОРФОГРАММЫ, ВЫДЕЛЯЮ КОРЕНЬ.СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛЯЮ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ.ПОДБИРАЮ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА. 1 – й способ 2 – й способИзменяю форму слова Подбираю однокоренныеДеятельность учителя. Указывает объект наблюдения (задание) с помощью ученика. Организует подводящий диалог, уточняет правила проверки орфограмм.Деятельность учащихся. Записывают предложение, обосновывают выбор написания безударных гласных в корне, выделяют (находят, подчеркивают, комментируют орфограммы), называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Универсальные учебные действия.Регулятивные: осуществлять контроль и взаимоконтроль, адекватно воспринимать предложения по устранению.Познавательные: осуществлять анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; применять правило и пользоваться инструкцией.Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, формировать собственное мнение.Учитель:Задание: найдите среди данных слов слова с безударной гласной в корне слов. ⁔ ˄ ʹ ʹДоброта – добрый Добро желаешь, добро делай. – Запись пословицы Ученик 1 группы: Кто может объяснить решение этой задачи?Деятельность учителя. Предлагает индивидуальное задание. Доброта – добрый. Осуществляет контроль.Деятельность учащихся. Записывают слово, выделяют орфограмму, оперируют ранее изученными знаниями.Универсальные учебные действия.Познавательные: применять правило и умение пользоваться инструкцией.Учитель:Задание: поставьте в слове ударение ,найдите безударную гласную в корне. Береза.Ученик 1 группы: Можно ли проверить гласную букву Е в корне слова берёза?Вывод: правописание непроверяемых безударных гласных в корне слов нужно запомнить, можно проверить его написание в орфографическом словаре.Учитель: Соберите семейку слов к слову береза.Береза, березовый, березка, березняк, подберезовик.Учитель: Выделите корень в однокоренных словах.Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково.Учитель: Разберите по составу слова и выделите безударные гласные. 1 вариант 2 вариант Березовый ПодберезовикУчитель: В каких частях слова встречаются безударные гласные? ( в приставке, суффиксе, окончании).Учитель: Что вы знаете о правописании приставок и суффиксов? (запомнить написание)Учитель: Что вы знаете о правописании безударных окончаний прилагательных? (знать обязательно родовое окончание прилагательного в единственном числе).Деятельность учителя. Предлагает коллективную работу, проводит параллель с ранее изученным материалом.Деятельность учащихся. Записывают однокоренные слова, выделяют корень, делают вывод.Универсальные учебные действия.Познавательные: делают вывод в результате совместной деятельности учителя и учащихся.Ученик 1группы предлагает задание:Выполнение тестового задания «Выбор одного ответа» - Готовимся к ЕГЭ – правописание гласных корне (материал по выбору учителя из сборника заданий « Итоговая аттестация» за курс начальной школы)Деятельность учителя. Дает тестовое задание, проводит инструктаж по выполнению.Деятельность учащихся. Выполняют задание – выбор одного ответа, работа в парах.Универсальные учебные действия.Коммуникативные: слушать и понимать речь других, преобразование информации из речевой в символическую Страницу сборника орфографических задач « Правило правописания безударных гласных в корне слова» (текст, алгоритм, рисунки) выполнила 1группа учащихся.Физкультминутка ( 1 ученик проводит)На доске:(2 ученик решает «задачи»)Раз, два, три, Выросли цв…тыК солнцу пот….нулисьВысоко – высоко!Стало им приятно и тепло.В…т…рок пробегал.Ст…б….лечки поломал.Ветерок ул….тайИ цветоч….ки не ломай.Коллективная проверка (подбор проверочных слов)Вторая задача. Правописание согласных в корне слова.Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что дерево береза – символ нашей Родины – России. Недаром о ней написано много стихов. Строки из стихотворения А. Прокофьева.Люблю березу русскую, То светлую, то грустную.Один ученик работает у доски.Учитель: Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? («ошибкоопасные места»).Березку русскую грустнуюУчитель: Что нужно сделать, чтобы решить эти орфографические задачи? (вспомнить правила о правописании согласных в корне слова). Ученик 2 группы: Березку –нужно вспомнить правило правописания парных согласных в корне слова. АЛГОРИТМ.ОПРЕДЕЛЯЮ МЕСТО ОРФОГРАММЫ.ПОДБИРАЮ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО.Ставлю гласные сонорные согласные Л, Н, М, Р, Й.Ученик 2 группы предлагает задание:ПОДУМАЙ ДОКАЖИ НАПИШИВыполнение тестового задания по теме «Готовимся к ЕГЭ» -правописание парных согласных в корне слов ( материал по выбору учителя из сборника заданий «Итоговая аттестация» за курс начальной школы).Взаимопроверка работы .Ученик 2 группы предлагает задание: Русскую Почему в слове пишется две буквы С?Разберите слово по составу. Что вы знаете о словах с удвоенными согласными в корне? (нужно запомнить их правописание, разобрать слово по составу, посмотреть в орфографическом словаре).Страницу сборника орфографических задач « Правописание согласных в корне слова (текст, алгоритм, рисунки )выполнила 2 группа3-я задача. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.Ученик 3 группы предлагает задание: Грустную.Кто объяснит решение этой « задачи»?Определяю место орфограммы (сн, зн, рц, ств, нц)Подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы звук слышался. Учитель: Были ли затруднения в написании окончаний имен прилагательных?( безударные окончания проверяются ударением , будем изучать в 4 классе (ж. р. голубую, цветную – с ударным окончанием). Ученик 3 группы предлагает задание: Выполнение тестового задания по теме « Готовимся к ЕГЭ»Подумай – Докажи – Напиши (материал по выбору учителя из сборника заданий « Итоговая аттестация» за курс начальной школы)Деятельность учителя. Диктует предложение, проводит совместно с детьми параллель с ранее изученными правилами.Деятельность учащихся. Пишут под диктовку, находят орфограммы, обосновывают выбор написания, выявляют закономерность, воспринимают учебную задачу, контролируют, корректируют собственные действия по ходу выполнения задания.Универсальные учебные действия.Познавательные: применять правила, пользоваться инструкцией, формируют собственное мнение и позицию.Коммуникативные: вырабатывают совместные решения при работе в парах, осуществляют контроль и самоконтроль. Учитель: Были ли затруднения в написании окончаний имен прилагательных?( безударные окончания проверяются ударением , будем изучать в 4 классе (ж. р. голубую, цветную – с ударным окончанием). Страницу сборника орфографических задач «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» (текст, алгоритм, рисунки) выполнила 3 группа учащихся.Самостоятельная работа-- «Проверь себя».Цель: контроль знаний учащихся.Учитель: «Составить букеты из слов-лепестков».С весенним теплым солнышкомПроснулись все цветы.А в царстве грамматикиЦветочки не просты, Хоть с виду и обычные,Но есть один секрет:На каждом нежном листикеСумей найти секрет.Учитель: Распредели слова по группам.(слова –«лепестки»)Улыбка чудесный листочки весеннийТравка солнце ручеек суббота Подснежник ландыш незабудка ?Учитель: Исправь ошибки.Весна.Пришла висна. Стаят теплые денки. Патекли виселые ручийки. Вада залела трапинки. Вот первые цвиты. Над ними литают пчелы и шмили. Учитель: работы будут проверены учащимися каждой группы , с целью выяснения пробелов по теме урока.5.Итог урока. Рефлексия.Цель: сопоставление поставленных задач с достигнутым результатом.Содержание.Подумайте, как вы работали на уроке?Довольны ли вы своей работой?Был ли полезен урок?Что было трудно?Научился ли ты сам решать орфографические задачи?Сможешь ли ты научить других правильно писать орфограммы в корне слова?Хотите ли вы продолжать работу над «Сборником орфографических задач»?Деятельность учителя. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.Деятельность учащихся. Формирует конечный результат своей работы на уроке. Осуществляет самооценку, предварительную оценку, высказывает свое мнение об уроке.Универсальные учебные действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Познавательные: рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.В оформлении страниц сборника принимали участие родители учащихся.Материал данного урока будет применяться на уроках русского языка и пополняться по мере изучения новых понятий по предмету. Список литературы 1.Щеглова И.В. Русский язык: Итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые текстовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.2.Волкова Е.В., Ожогина Н.И., Тарасова А.В. Русский язык: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: типовые задания.ФГОС.– М.: Издательство «Экзамен», 2018.3.Граник. Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии »-М.:Просвещение,1991.4.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997.
X

x