Всего представлено работ: 244029

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Россохина Надежда Геннадьевна

Особенности оказания психологической помощи замещающей семье, воспитывающей детей на этапе подросткового возраста

скачать документ

Вернуться назад

Особенности оказания психологической помощи замещающей семье, воспитывающей детей на этапе подросткового возрастаРоссохина Надежда ГеннадьевнаКировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Кирова»(КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова»)педагог-психологВ настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется радом следующих обстоятельств: ухудшение демографической ситуации в стране, усложнение воспитательных задач и ростом числа детей с отклоняющимся и аддиктивным поведением.Единственно естественной средой для полноценного воспитания ребёнка, человека, является семья, родная семья. Если нет возможности сохранить для ребёнка кровную семью, возникает необходимость системы замещающей семьи, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции. Кризис подросткового возраста в замещающих семьях истощает воспитательные ресурсы семьи, снижает способность к совладению с семейным стрессом, как следствие приводит к отторжению, а нередко и отказу от опеки. Для детей из замещающих семей характерны высокие риски разрушительного поведения, негативных эмоциональных переживаний, сложности в общении со сверстниками. Основными задачами психологической помощи замещающей семье на данном этапе являются: мобилизация ресурсов семьи, повышение мотивации к изменениям, улучшение психологического климата в семье, повышение уровня жизнестойкости у приёмного подростка, уровня его самооценки, повышение уровня воспитательной уверенности замещающего родителя. Данные задачи конкретизируются для каждой семьи в соответствии с её потребностями. Для реализации задач психологической помощи семье, определяется оптимальный набор мероприятий (интенсивная терапия, тренинг по завершению семейной травмы, индивидуальное консультирование по преодолению эмоционального выгорания замещающего родителя, группа психологической поддержки). Все мероприятия конкретизируются для каждой семьи в соответствии с её нуждами, что отмечается в карте индивидуальной программы. Определяя необходимые мероприятия, составляется прогноз результатов психологической помощи. Психологическая помощь замещающим родителям очень важна, именно они в случае неблагополучия должны поменять своё отношение к семейному укладу. Наиболее эффективно работают следующие формы: групповая психологическая поддержка и индивидуальное консультирование с замещающим родителем. Как правило, на первичный приём приглашается замещающий родитель, но если трудности, возникающие в семье в связи с взрослением ребёнка, то адекватной формой психологической помощи будет семейное консультирование. Иногда родитель обращается по поводу проблем подростка, но выясняется, что в психологической помощи нуждается он сам. При достижении ребёнком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться такие феномены как тревога расставания, страх одиночества, а также и их собственные нерешённые подростковые проблемы (сепарация от родительской семьи и обретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа с родителем. Основной причиной серьёзных проблем в замещающей семье является неготовность изменения своей родительской позиции, перехода от отношений с маленьким ребёнком, который зависим от взрослого, к отношениям, больше основанным на диалоге и взаимном уважении, учитывающим возрастные потребности и задачи подростка, а так же его индивидуальность. Затрудняют менять своё отношение к взрослеющему подростку личностные особенности самого родителя. А именно, ригидность (особенности мышления и мировоззрение), инфантильность, проблемы с коммуникацией (застревание), «безграничность», хаотичность к требованиям, «смогу» - ресурс слабый. Важно отметить, что встречаются случаи, когда подросток заявляет о том, что он не хочет жить в этой семье, что ему здесь плохо, лучше б его не брали. Это может принимать и более радикальные формы – поход подростка в органы опеки и попечительства или бывший интернат. И здесь если родитель попадает в травматические переживания, где сложно дистанцироваться и удерживать позицию взрослого, велика вероятность, что он сдаст рубежи, объясняя зачастую это тем, что подросток «сам так решил», что заставить его невозможно и т.п. Здесь может произойти перекладывание ответственности на того, кто психологически ещё просто не в состоянии её нести. Подросток не может в силу ограниченного жизненного опыта и неумение пристраивать долгосрочные последствия своих действий, оценить серьёзность своего шага.Оказывая психологическую помощь замещающим родителям необходимо акцентировать их внимание на дополнительных ресурсах: информированность об особенностях приёмных детей и подростков, готовность к диалогу с подростком (интерес к его мыслям, чувствам, мнению), воспоминания о своём подростковом возрасте. Подросток не становится лучше, если требовать от них хорошего поведения или угрожать им. Они набирают мудрую силу, социальную и личностную зрелость, когда им предоставлены хорошие условия, правильный уход, доброжелательное, откровенное и честное общение, когда их обучают анализировать и противостоять негативным влияниям.Таким образом, можно сделать вывод: оказание психологической помощи замещающим родителям даёт возможность выстраивать конструктивные взаимоотношения с взрослеющим подростком и предупредить возможность его возврата в сиротское учреждение.
X

x