Всего представлено работ: 242014

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Щёткина Наталья Викторовна

Мастер - класс "Играя регулирую"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик»«ИГРАЯ, РЕГУЛИРУЮ»мастер-класс с применением элементов технологий «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, сказкотерапии и кинезиологии с целью развития навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возрастаАвтор-составитель: Щёткина Н.В.,педагог-психолог I квалификационной категорииГубаха, 2019Цель. Транслирование опыта работы по использованию элементов игровых технологий. Повышение профессиональной компетентности педагогов по способам интегрированного применения элементов игровых технологий для развития навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Познакомить с особенностями использования коврографа Воскобовича «Фиолетовый лес» для развития сенсомоторной сферы и навыков саморегуляции;Уточнить способы развития зрительного сосредоточения, тактильной чувствительности, мелкой моторики и высших психических функций; Актуализировать опыт педагогов в развитии эмоционально-волевой сферы и коррекции негативных поведенческих реакций.Материалы и оборудование:презентация PowerPoint «Играя, регулирую»;путёвка в «Фиолетовый лес»;цветные квадраты Воскобовича; развивающие игры В.В. Воскобовича: «Чудо – соты 1» - 5 шт., к ним схемы «Барышня», «Кукла – балерина», «Роза», «Светильник», «Корабль»; игра «Чудо-крестики 2» - 2 шт., к ним схемы «Василиса Прекрасная», «Ваза»; игра «Чудо-крестики 3» - 4 шт., к ним схемы – «Самолёт», «Ракета», «Машина», «Робот»;карточки с изображением симметричных рисунков посуды для дорисовывания и составления второй половинки картинки – 8 шт.;столы – 4 шт.; на 1-ом столе лежат «Палочки Кьюзенера» - 2 шт., на 2-ом – цветные карандаши – 4 шт., на 3-ем столе – игра Воскобовича «Игровизор+ маркер» - 2 шт., маркеры – 4 шт.; коврограф, символы с изображением весёлых, радостно удивлённых и грустных смайликов для проведения рефлексии – каждый по 8 шт.; буклет «Нейрокинезиология – гимнастика для мозга» - 12 шт.Ход мастер-классаСлайд 1.Психолог. Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся – Щёткина Наталья Викторовна, педагог-психолог детского сада «Золотой ключик» города Губаха. Рада приветствовать Вас на мастер-классе, тема которого «Играя, регулирую!». Слайд 2. Психолог. Сегодня Вы увидите, как можно применить на практике элементы технологий «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, сказкотерапии и кинезиологии для развития навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. А начать предлагаю с просмотра слайд-шоу. Показ слайд-шоу Психолог. Знакома Вам такая ситуация? (Ответы педагогов.) ДА в каждой группе есть такие дети, которые во время образовательной деятельности часто отвлекаются, зевают, не слышат и не слушают задание воспитателя, проявляют неуверенность, упрямство, ощущают эмоциональный дискомфорт. А как Вы считаете, каковы причины такого поведения детей? (Ответы педагогов.)Слайд 6.Психолог. Всё верно, такое поведение ребёнка может стать сигналом совершенно разных причин, которые Вы перечислили. И некоторые из них представлены на слайде. А как Вы думаете, в каком возрасте необходимо работать над решением этой проблемы? (Ответы педагогов.) Верно, ведь дошкольный возраст – это тот ответственный и значимый период жизни, когда закладываются основы произвольной саморегуляции, формируется эмоционально-волевая сфера, интересы, мотивы поведения. А в настоящее время мы наблюдаем постоянный рост числа таких детей. Поэтому передо мной как педагогом-психологом стоит задача поиска эффективных технологий, форм, методов и приёмов профилактики данного поведения. Слайд 7. Психолог. И такой формой работы может стать использование выше перечисленных элементов технологий, в основу которых заложено развитие познавательного интереса, творческого начала и обучения. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки, знакомятся с персонажами, играми, благодаря которым развивается мелкая моторика рук, психические процессы, творческий потенциал и эмоциональный интеллект. Интеграция элементов данных технологий выбрана мной не случайно, поскольку мне и раньше приходилось использовать их в работе с детьми, но по отдельности. И только когда я стала применять интегрированный подход, сочетающий в себе элементы этих трёх технологий, у детей загорелись глаза и они стали настоящими участниками сказочного действия. А это означает, что сказка мотивировала детей на деятельность под девизом «Хочу – Могу – Надо – значит Буду!».Слайд 8. Психолог. Работая в данном направлении, мне удалось добиться положительной динамики развития навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Дети способны сосредоточиться, слышат инструкцию взрослого, двигаются от цели к результату, способны управлять своим поведением. И это подтверждается результатами работы. Слайд 9. Благодаря интегрированному подходу, я поэтапно и постепенно развиваю навыки саморегуляции у детей дошкольного возраста, которые включают в себя:I-м этап, направленный на саморегуляцию тела;Деятельность II-ого этапа на произвольность психических познавательных процессов;и III самый сложный этап направлен на произвольность поведения, эмоций и деятельности ребёнка. Практическая частьПсихолог. А сейчас я предлагаю Вам оживить одну из сказочных историй. Участвуя в розыгрыше путёвок, я выиграла путешествие в волшебный «Фиолетовый лес». Турагентство предоставило мне бесплатную возможность взять с собой 8 человек. Кто желает отправиться со мной в путешествие? (Ответы педагогов.) Очень приятно! Тогда выходите ко мне. Слайд 10. Психолог. В Фиолетовом лесу нас ждут девочка Долька и мальчик Гео. У них сегодня праздник, на который приглашено много друзей - Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик и Пчёлка Жужа. Догадались, какой у детей праздник? (Ответы педагогов.) Ура, нас с вами тоже пригласили на день рождение! Я так счастлива! А Вы рады? Покажите свою радость.Этап 1 – знакомства. Ритуал приветствия «Башня дружбы» Слайд 11. Психолог. Но прежде чем отправится в путешествие, давайте познакомимся. Для этого нам нужно построить башню дружбы из кулачков, называя по очереди свои имена. Я путешественница Наталья, а вы? …. Вот мы и познакомились.Этап 2 – вхождение в сказкуСлайд 12. Психолог. Дорогие путешественники, чтобы попасть в Фиолетовый лес нужно произнести волшебную считалку, а цвета радуги помогут Вам сказать её вместе «Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи». Начинаем вместе громко проговаривать. (Педагоги повторяют волшебные слова, после которых на слайде открывается «Фиолетовый лес».) Слайд 13. Психолог. Вот мы и очутились в «Фиолетовом лесу». Предлагаю присесть и немного поразмышлять. (Педагоги занимают свои места.) Этап 3 – постановка сказочной задачиПсихолог. Скоро Долька и Гео начнут праздновать свой день рождения. А если Вас приглашают на день рождения, что нужно приготовить заранее? (Ответы педагогов.) Верно, подарок. Слайд 14. Психолог. Вот и жители Феолетового леса заранее купили подарки и упаковали их в красивые коробки. А вы знаете, что дарят девочкам? (Ответы педагогов.) А что дарят мальчикам? (Ответы педагогов.) А Вы приготовили для именинников подарки? (Ответы педагогов.) I вариант (поздравить стихами): А как вы думаете, смогут ли дети оценить такой подарок, и будет ли он для них ценным? (Ответы педагогов.) К сожалению, поздравление в стихах для ребёнка не будет иметь такой должной значимости как для взрослого человека. Не забывайте о том, что нашим детям ещё нет 7-ми лет. II вариант (нет подарков): Ах, какая досада. Где же взять подарки? Посоветуйте. (Ответы педагогов.) Верно, подарки можно сделать своими руками. Но для этого нужно иметь ловкие пальцы рук, быть внимательными и сообразительными. Поэтому предлагаю вам выполнить не простую гимнастику, а кинезиологическую. Этап 4 – направлен на саморегуляцию движений пальцев рук и межполушарное взаимодействие через использование кинезиологической гимнастики Слайд 15. Психолог. А выполнять её мы будем за столами. Первое упражнение «Колечко». Поочерёдно соединяем в кольцо с большим пальцем указательный, безымянный, средний, мизинец. А затем действуем также в обратном порядке. «Ожерелье мы составим, именинникам подарим».Слайд 16. Психолог. Второе упражнение состоит из трёх положений руки - «Кулак - ребро – ладонь», которые последовательно сменяют друг друга. «Кулак – ребро – ладошка, вот – так – гуляет – кошка».Слайд 17. Психолог. Третье упражнение – «Ухо – нос» или «Весёлые обезьянки». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите руки, хлопните в ладоши, и поменяйте положение рук, с точностью наоборот.Психолог. А сейчас можно передохнуть. Какие трудности у Вас возникали при выполнении этих упражнений? Нужно ли использовать такие упражнения с детьми? (Ответы педагогов.) Слайд 18. Психолог. Верно, такая зарядка развивает межполушарное взаимодействие головного мозга, произвольность движений и самоконтроль. Психолог. А в каких режимных моментах лучше использовать эти упражнения? (Ответы педагогов.) Верно, перед образовательной деятельностью, и в любой свободный отрезок времени. А много ли времени займёт такая зарядка? (Ответы педагогов.) По времени она занимает всего 10-15 минут. Этап 5 - решение сказочной задачи направлено на произвольность психических познавательных процессовСлайд 19. Психолог. Вот и поговорили, А теперь за дело. Выбирайте по желанию схему подарка. (Педагогам предлагается на выбор любая схема подарка.) Прочитайте на схеме название игры и найдите среди предложенных игр нужную Вам. Все нашли нужную игру? (Ответы педагогов.) Тогда начинайте составлять силуэт своего подарка точно по схеме. (Педагоги составляют по схеме «подарок».)Психолог. А в это время идёт индивидуальная работа. В младшем дошкольном возрасте дети составляют силуэт предмета путём наложения деталей на схему, в среднем по образцу. А для старших дошкольников использую силуэтные схемы, где очертания фигур чётко не прорисовываются. После составления подарков психолог спрашивает. Подарки готовы? Проверьте друг у друга, нет ли ошибок. Если есть исправьте их. (Педагоги проверяют правильность выполнения задания.) Психолог. Какие красивые подарки у Вас получились! Молодцы! Назовите, какие подарки Вы приготовили для Дольки?» (Ответы педагогов.) А что подарите мальчику Гео? (Ответы педагогов.) Как вы считаете, какие психические процессы развиваются благодаря этим играм? (Ответы педагогов.) Психолог обобщает ответы. Правильно, в этом задании ребёнку приходится воспринимать условие, поставленной перед ним задачи на слух, действовать согласно инструкции, активно анализировать схему и сравнивать её с полученным результатом. Поэтому игры Воскобовича благотворно влияют на развитие волевой регуляции ребёнка и его высших психических функций. Этап 6 - Работа в парах «Найди половинки посуды», направленная на произвольность поведения и деятельностиСлайд 20. Психолог. А вот и именинники - Долька и Гео. Ничего себе пришли на день рождение. Посмотрите, на столе лишь половинки столовой посуды. Долька и Гео рассказали, что это злой волшебник Всюська спрятал половинки посуды. А какие чувства испытали бы Вы, если бы такая неприятность произошла на Ваших именинах? (Ответы педагогов.)Психолог. Верно, но давайте не будем расстраиваться, а лучше поможем отыскать половинки посуды. Держите, одна карточка на двоих. (Раздаю каждой паре по одной карточке с изображением симметричной посуды.) Психолог обращается к парам. Внимание! Вам нужно договориться между собой в парах, кто будет собирать верхнюю часть половинки посуды, а кто нижнюю. Договорились? (Ответы педагогов.) Пары за первым столом выкладывают половинку посуды с помощью «Палочек Кьюзенера». Пары за вторым столом дорисовывают и закрашивают половинку посуды цветными карандашами. А пары за третьим столом дорисовывают половинку посуды маркерами на прозрачной плёнке «Игровизора». (Педагоги работают в парах)Психолог. Легко ли Вам было работать в парах? А какие трудности могут испытывать дети в аналогичной ситуации? А что помогло Вам достичь общего результата? (Ответы педагогов.) Обобщение психолога. Какие же Вы умнички, всё верно подметили. Благодаря таким играм мои воспитанники обретают умение договариваться, учатся контролировать не только себя и свои эмоции, но и деятельность своего партнёра.Этап 7 – выхода из сказкиСлайд 21. Психолог. В гостях побывали, пора возвращаться. Давайте скажем волшебную считалочку: «Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи». Рефлексия с педагогамиСлайд 22. Психолог. Наш мастер-класс подходит к концу. Если Вам было всё понятно, доступно и Вы готовы работать с этим материалом, то прикрепите на коврограф весёлый смайлик. Если же представленный материал Вас заинтересовал, но вы пока не готовы его применить, то прицепите удивлённый смайлик. А если Вы считает, что потратили время впустую – прикрепите грустный смайлик. Подведение результатов рефлексииСлайд 23. Психолог. А на память о нашей встрече хочу вручить Вам буклет. Надеюсь, его содержание будет полезным для Вас. Благодарю всех за внимание, а участников мастер-класса за активность.
X

x