Всего представлено работ: 244154

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Богданова Наталья Викторовна

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ по ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ по ФГОС. Богданова Наталья ВикторовнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 «Колокольчик» (МБДОУ-д/с №1 «Колокольчик») города Андреаполя Тверской областиМузыкальный руководитель ЗДОРОВЬЕ - самая большая ценность в жизни каждого человека. . Важно сохранять здоровье с самого раннего детства. Недаром говорят: «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе путем использования здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.Система музыкально-оздоровительной работы включает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий, как ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ИГРОВОЙ МАССАЖ, МУЗЫКОТЕРАПИЯ.Рассмотрим подробнее каждый вид деятельности , его роль в системе музыкальных занятий .1.ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСПЕВКИС них целесообразно начинать музыкальные занятия. Это помогает собрать внимание детей и настроить их на «радость», на доброе отношение друг к другу и ко всему живому. Дети радуются солнечному утру, воображаемым животным и птицам. Простые тексты задают позитивный тон ,поднимают настроение и , конечно, подготавливают голос к пению.Вот любимые песенки приветствия моих воспитанников1.Доброе утро!(повернулись друг к другу)Улыбнись скорее!(развести руки в стороны)И сегодня весь день(хлопаем в ладоши) будет веселее!Мы погладим лобик ,(выполняем движения по тексту)Носик и щечкиБудем мы красивые ,как в саду цветочки!Ушки мы сейчас потремИ здоровье сбережем!Улыбнемся снова ,будем все здоровы! 2.Здравствуйте, Котятки!Дети – Мяу! Мяу! Мяу!- Здравствуйте, Утятки!Дети – Кря! Кря! Кря!Здравствуйте, Гусята!Дети – Га! Га! Га!- Здравствуйте, Лягушки!Дети - Ква! Ква! Ква!- Здравствуйте, Коровки!Дети – Му! Му! Му!- Солнце давно встало!Дети – Ку-ка-ре-ку!- Здравствуйте, Барашки!Дети – Бе! Бе! Бе!- А я сварила кашку. Ешьте все!3.СолнышкоСолнце утром рано встало(потягиваются),Всех детишек приласкало (обняли себя за плечи),С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Г ладят веки от внутреннихуголков к внешним).С добрым утром, щёчки! Вы проснулись? (Массируют щёки по кругу).С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Массируют уши сверху вниз).С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Гладят кисти рук).С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (Поглаживают ноги).С добрым утром, солнце! Я проснулся! (Руки вверх, к солнцу).4.«Здравствуйте, ладошки»Здравствуйте, ладошки!Вытягивают руки вперед и поворачивают ладони вверх-внизХлоп, хлоп, хлоп!3 хлопка в ладоши.Здравствуйте, ножки!«Пружинка». Топ, топ, топ!Здравствуйте, щечки !Гладят ладошками щеки.Плюх, плюх, плюх!Легко похлопывают по щекам (3раза).Легко ударяют кулачками по щечкам.Здравствуйте, губки!Делают губы трубочкой.Чмок, чмок, чмок!3 раза чмокают губами.Здравствуйте, зубки!Качают головой вправо-влевоЩелк, щелк, щелк! З раза щелкают зубами.Здравствуй, мой носик!Гладят нос ладошкой.Пи, пи, пи!З раза нажимают указательным пальцем на кончик носа.Здравствуйте, ребятки! Протягивают руки вперед, развернув ладони вверх.Привет!Приветственно машут рукой над головой.2.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровление организма, она способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, нормализует и улучшает психоэмоциональное состояние организма. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков детей.Я включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой «Ладошки».1.Ладушки-ладошки,Звонкие хлопошки.Мы ладошки все сжимаем,Носом правильно вдыхаем.Как ладошки разжимаем,То свободно выдыхаем.Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. 2.«Погончики».Вот погоны на рубашке,Темный кожаный ремень.Я теперь не просто мальчик –Летчик я военный!На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса - выдох уходит пассивно. «Насос» («Накачиваем шины»).По шоссе летят машины –Все торопятся, гудят.Мы накачиваем шины,Дышим много раз подряд.Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги на счет «раз» слегка кланяемся вниз — руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона).«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спила не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно.3.Ежик по лесу гулял (шагаем на месте) И цветочки собирал.Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох)Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)Их понюхают ребятки (вдох-выдох).3.АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей ,певческих навыков ,улучшается музыкальная память ,внимание.Пример: 1. «Рыбка шевелит губами» Смыкать и размыкать губы.2. «Птенцы»Широко открывать и закрывать рот.3. «Улыбка»Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. 4.Котик Рыжик утром встал (потянуться)Чистить зубки побежал.Вправо-влево ,вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)Чистим зубки мы умело.4.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА .Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает моторику рук(подготовка к письму и рисованию). Я в своей работе использую игры и упражнения Г. Ф. Вихаревой для детей младшего дошкольного возраста под аккомпанемент. Эти игры рекомендуются с рифмованной подсказкой к заданным движениям. Тексты помогают детям лучше представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. А также рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей. Например, пальчиковое упражнение «Ладушки-ладошки». Музыкальный руководитель аккомпанирует и поёт вместе с детьми. Дети сидят перед педагогом и все движения выполняют по его показу. 1. Мыли мылом ушки, Мыли мылом ножки Дети двумя ладошками «моют ушки», потом «моют» коленочки. Припев: Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки. Хлопают в ладоши 2. Наварили кашки, Помешали ложкой Указательным пальчиком правой руки «мешают кашку» на левой руке Припев: Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки. Хлопают в ладоши. 3. Курочке-пеструшке Насыпают крошек Пальчиками «сыплют» крошки Припев: Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки. Хлопают в ладоши 4. Пожалели птичку, Погрозили кошке Правой ладошкой гладят левую. Грозят пальчиком. Припев: Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки. Хлопают в ладоши 5. Строили ладошки Домик для матрёшки Стучат кулачком о кулачок. Припев: Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки. Хлопают в ладоши 6. Прилегли ладошки Отдохнуть немножко Кладут ладошки под щёчку. Припев: Вот какие ладушки, Ладушки-ладошки. Хлопают в ладоши 2.Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам)Звонки песни выводил:-Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! ( имитируем игру на дудочке)Всем я лапотки сплету.Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке)Жене-меньшие,Сыну-с носочком ,Дочке-с цветочком,А соседу заинькеСплету лапти маленькие.4. ИГРОВОЙ МАССАЖ также применяется на музыкальных занятиях. В результате снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей, улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроениеНа занятиях мы используем и самомассаж, и взаимомассажПрактический материал:1.Дождик(дети встают друг за другом «паровозиком»)Дождь, дождь, надо намРасходиться по домам /хлопают ладонями по спинеГром, гром, как из пушекНынче праздник у лягушек /поколачивают кулачкамиГрад, град, сыплет градВсе под крышами сидят /постукивают пальчикамиТолько мой братишка в лужеЛовит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)2.Вот на улице морозВот на улице мороз! /Поглаживают рукиНу-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.Ну-ка, взялись все за уши:Покрутили, повертели,Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей /и вращают их вперед, затем назад.По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.По плечам похлопали, /Руки — скрещены на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.Ножками затопали! /Топают ногами.5. МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма.Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей , повышение уровня речевого развития детей ,стабильность эмоционального благополучия каждого ребенкаЛитература: 1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 20002. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.3. Галанов А.С. «Игры, которые лечат». М.: ТЦ Сфера, 20064.Рязанова Ю. А. Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4.
X

x