Всего представлено работ: 243826

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Суханова Дарья Евгеньевна

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через занятия по ручному труду

скачать документ

Вернуться назад
Суханова Дарья Евгеньевна
Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Кирова»
(КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова»)
воспитатель


Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья через занятия по ручному труду

Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы становления личности ребенка, формируется уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это время, когда воспитываем в ребенке трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
В детском доме проживают дети с ограниченными возможностями здоровья – они имеют различные отклонения физического или психического развития, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь. Это дети с задержкой психического развития, с общим недоразвитие речи, с интеллектуальной недостаточностью, с множественными нарушениями: опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, эмоциональной сферы и дети с генетическими нарушениями.
Психические функции детей с ограниченными возможностями здоровья нарушены. По результатам психолого-педагогического обследования у детей выявляются: нарушения познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания); эмоционально-волевой сферы, личности в целом; нарушение координации, недоразвитие общей и мелкой моторики.
Чтобы обучение этих детей было продуктивным, интересным, посильным, увлекательным, мы используем ручной труд, так как он затрагивает многие стороны развития детей, развивает конструкторские умения и навыки. Ручной труд играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих способностей.
Вопросы использования ручного труда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются в работах В.А. Сухомлинского, В.П.Кащенко, З.А. Богатеевой, А.Н. Граборовой, Н.М. Конышевой, Т.И. Бобковой и другие.
В.П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка».
По утверждению А.Н. Граборовой «при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь».
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Проанализировав работу вышеперечисленных авторов и психо-физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, пришла к выводу, что работу по развитию мелкой моторики и развитию творческих способностей детей, следует проводить через занятия по ручному труду.
Для этого поставила следующую цель: приобщать детей к творческому миру ручного труда.
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к занятиям по ручному труду;
- формировать практические трудовые навыки при изготовлении поделок из различных материалов;
- способствовать развитию мышления, памяти, воображения, фантазию;
- продолжать активизировать словарь детей, развивать речь;
- развивать мелкую моторику рук;
- учить работать самостоятельно;
- воспитывать творческое отношение к работе, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
Далее составила поквартальный план работы в которых предусмотрела разные виды деятельности.
В первом квартале, дети работают с природным материалом. Где учатся создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов; учаться передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Во втором квартале дети начинают работать с бумагой и картоном. Делая аппликации и объемные композиции, учатся складывать разного вида бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; делают разметку с помощью шаблона; учатся работать с ножницами. Создают игрушки забавы.
В третьем квартале, начинают работать с тканью. Дети учатся вдевать нитку в иголку, закрепляют нить на ткани, выполняют простой шов «вперед иголку»; пришивают пуговицы на ткани; делают аппликацию, используя кусочки ткани, пряжи, шнура, ленты разнообразной фактуры. Учаться экономично использовать материал.
Для большей мотивации детей на занятиях, использую нетрадиционные техники искусства, как: оригами - конструирование бумаги, метод волшебного рисунка, флористика (работа с природным материалом), батик (изготовление салфеток), техника нарезной нити, квиллинг, вышивка лентами и т.п.
Данные техники, как показывает практика, интересны для детей, т.к. они необычны и доступны сознанию каждого ребенка. При изготовлении поделок, руки детей начинают работать уверенно, точно, а пальцы становятся «послушными».
В педагогическом процессе организую занятия в виде игр. Подобраны дидактические игры и упражнения с пальчиками по развитию мелкой моторики рук. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, используются различные формы обучения: групповые, подгрупповые, индивидуальные. Обязательно включаю детей из разных групп старшего и подготовительного возраста с разными нарушениями, которым уделяю особое внимание.
Используемые методы обучения: показ, рассказ, беседы, диалог, объяснение, средства информационно-коммуникационных технологий. Для детей организуются экскурсии.
Для закрепления знаний и умений детей провожу индивидуальные занятия, где дети изготавливают работы в различных техниках на конкурсы разного уровня и в подарок. Так в 2019 году дети поучаствовали в конкурсах: «Лес - наша жизнь», «Вятская мозайка», «Бережем природу» и многие др., где завоевали благодарственные письма и дипломы.
Таким образом, в результате работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по ручному труду, у детей появляется интерес к занятиям, улучшается физическое и психическое здоровье, развиваются интеллектуальные и творческие способности, развивается речь, наблюдается положительная динамика уровня развития мелкой моторики, улучшается координация движения рук, развивается эстетический вкус.

X

x