Всего представлено работ: 244101

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Меркулова Любовь Владимировна

Мыслительная деятельность у детей младшего школьного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Мыслительная деятельность у детей младшего школьного возрастаМеркулова Любовь ВладимировнаМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» г. ДОЛИНСКА (МБОУДО ДДТ)Педагог дополнительного образования Мышление относится к одному из феноменов, являющихся объектом изучения многих психолого-педагогических исследований. Данный феномен, на ряду с восприятием, памятью, воображением, относится к одной из форм познания. Мышление рассматривается как познавательный процесс, отражающий действительность. Оно позволяет человеку не только анализировать объект и его отдельные свойства, но и способствует установлению связи между этими свойствами. Исходя из этого, можно отметить, что мышление способствует анализу окружающей действительности и направлено на формирование представлений о событиях, явлениях и иных действиях и процессах.Как отмечает О.К. Тихомиров, мышление - специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мыслительная деятельность позиционируется как важное новообразование личности, которое формируется и развивается в процессе жизнедеятельности человека. На формирование мыслительной деятельности влияют социальные условия.По мнению М.Н. Скаткина, мыслительная деятельность младших школьников формируется в зависимости от тех методов, средств и технологий обучения, которые применяются в рамках образовательного и воспитательного процесса. Дети младшего школьного возраста отличаются своей любознательностью, желанием экспериментировать наблюдать, поэтому развитие мыслительной деятельности имеет очень важное значение, поскольку позволяет формировать и развивать общую направленность деятельности учащихся. Развитие мыслительной деятельности у учащихся младших классов происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Трансформация мыслительной деятельности с одного периода собственного формирования на другой не означает исчезновение предшествующих. Они остаются и работают наряду с вновь возникнувшими формами. В первые годы обучения мыслительная деятельность учащегося младшего школьного возраста развиваются весьма очевидно – жадное желание узнать больше, интеллектуальная любознательность. Первоначально возникают интересы к некоторым фактам, отдельным явлениям (1-2 классы), далее интересы, связанные с обнаружением причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. В случае, если учащихся первых и вторых классов больше интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте характерными становятся вопросы «почему?» и «как?». С формированием навыка чтения определяется интерес к чтению определенной литературы, например, у мальчиков стремительно вырабатывается интерес к технике, а у девочек к сказкам. При развитии мыслительной деятельности учеников младших классов в случае выполнения различного рода заданий, необходимо принимать во внимание внутреннюю и внешнюю его стороны.Однако так как педагог не имеет возможности в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то следует сконцентрировать внимание на средствах обучения и, таким образом, принимать во внимание внешние условия. Предметом мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста являются новые знания о мире. Вследствие этого глубоко продуманный, отлично отобранный учебный материал, который будет новым, неведомым, потрясающим воображение школьников, заставляющий их поражаться, а также непременно включающий новые достижения науки, научные поиски и открытия, является главным звеном развития интереса к учению. Познавая мир, изучая его, младший школьник осознает изобилие открытий и изобретений, выражая интерес к различным областям действительности. Формирование мыслительной деятельности непосредственно зависит от организации учебной работы. Вследствие этого педагогу нужно нацеливаться на закономерности работы, не забывать, что формирование мыслительной деятельности идет от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от описания к объяснению. Таким образом, мыслительная деятельность детей младшего школьного возраста детерминирована любопытством, любознательностью. В процессе развития мыслительной деятельности дети акцентируют внимание на анализе, определении связи и закономерностей и т.д. Процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста зависит от специфики организации учебной деятельности, при этом основное внимание уделяется применению принципа наглядности.Список используемой литературыИгошина, Н.В. Особенности организации мыслительной деятельности в процессе учебного исследования у учащихся младших классов // Молодой ученый. - 2017. - №4-2(70). - С. 199Тихомиров, O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – С. 98Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исправл. Издание. – М.: Смысл, 2013.- С.112Свириденко, И.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых дошкольников // Евразийская педагогическая конференция. - 2018. - № 2. - С.212
X

x