Всего представлено работ: 243707

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Велиева Виктория Юрьевна

Урок музыки «Портрет в музыке и изобразительном искусстве» для учащихся 5-го класса

скачать документ

Вернуться назад
Разработка урока музыки
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Для учащихся 5-го класса

Автор: Велиева Виктория Юрьевна,
учитель музыки 1-й квалификационной
категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением
Отдельных предметов г. Смоленска
(МБОУ «СШ № 39» г. Смоленска)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением
Отдельных предметов г. Смоленска





Разработка урока музыки
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»
Для учащихся 5-го класса



Выполнила:
Велиева Виктория Юрьевна,
Учитель музыки 1-й квалификационной
категории















2019 год

Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

Г.Гессе.

Цель урока: Сформировать осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», раскрыть содержание музыкального искусства через взаимосвязь с ИЗО.

Тип урока: урок-исследование.

Учебные задачи:

Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, её создателях и исполнительском мастерстве скрипачей.
Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.
Портрет Паганини в музыке и изобразительном искусстве; постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.
Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений).

Ведущие методы и методы музыкального воспитания: Методы организации осуществления учебных действий, интонационно-стилевого постижения.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор с видео и DVD проигрывателем, инструмент - электронное пианино, раздаточный материал (таблицы).

Ход урока
1-й этап:
Музыкальное приветствие
На доске выписано название темы урока
«Звуки скрипки так дивно звучали»
Учитель: Этот урок, как видно из названия, посвящен скрипичной музыке.
Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести все лучшее, что есть в нем. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипача является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой характер.
В учебнике (с. 114-115) ребята увидят натюрморты со скрипкой - своеобразные портреты скрипок. (различные иллюстрации инструментов)
Учитель: Не будем фантазировать и предлагать какие-либо свои впечатления от картин, на которых изображена скрипка,- они у каждого человека свои. Глядя на эти картины, каждый слышит разную музыку. Какую?

Дети рассказывают о музыке, которая им представляется во время рассматривания иллюстраций. Задача учителя систематизировать высказывания учащихся.
После ответов учащихся учитель предлагает послушать фрагменты музыкальных произведений («Чакона» И.С.Баха, «Мелодия» П.Чайковского, Concerto qrosso № 1 для двух скрипок, клавесина фортепиано и струнных А. Шнитке). Затем дать задание самостоятельно определить, какой из картин созвучно то или иное сочинение.
Учитель: Сейчас прозвучит произведение И.С, Баха «Чакона», это произведение написано композитором для скрипки соло. Эту знаменитую пьесу, мощь которой достигает органного и даже оркестрового звучания, один из музыковедов Ф. Вольфрум сравнил со «звуковым гигантом, грозящим сломить нежное тело скрипки»
Вопрос: Сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца предлагаемого для прослушивания фрагмента?
Ответ: В процессе развития музыки появляются различные оттенки чувств – скорбь, порыв, тревога.
Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интонаций, постоянно меняют свой облик.
Линию развития образа можно сравнить с большими волнами (можно для наглядности на доске вместе со звучанием «Чаконы» учитель или учащиеся графически изображает эти волны).
Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении – варьирование.

Учитель: «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского – пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок («Воспоминание о родном месте»). Определенное выразительное значение имеет и неизменный на протяжении всей пьесы мажорный лад.
(Фразировку «Мелодии» можно записать дугообразными линиями на доске, а также исполнить с учащимися при помощи пластического интонирования рукой с воображаемым смычком.)
Учитель: Мелодию Чайковского можно сопоставить с картиной Д.Жилинского «Альтист»

Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?
Что различает эти два художественных образа?
Учитель: Далее мы познакомимся с фрагментом из Concerto qrosso № 1 современного отечественного композитора А.Шнитке.
Вопрос: Что вы можете сказать о прослушанной музыке - старинная эта музыка или современная?
Ответ: Это музыка современного композитора.
Учитель: Обратите внимания на картину Пуни «Скрипка», и сравните с услышанной музыкой.

Вопрос: Что общего (или различного) вы можете найти при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни.
Ответ: образный строй двух современных произведений искусства – концерта и живописного полотна - различен. Статика, неподвижность картины отличается от динамичной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.

2-й этап
Учитель: Давайте разучим новый песенный материал песню «Музыка» Г.Струве, сл. Иры Исаковой. Прежде чем приступить к разучиванию песенного материала, мы с вами напомним и выполним дыхательные упражнения.
Дети совместно с учителем выполняют дыхательные упражнения и приступают к разучиванию песенного материала (1 куплет и припев песни Струве «Музыка»)
Учитель: Какой вывод о взаимоотношениях музыки и живописи нам помогут сделать стихи, высказывания, песни которые мы сейчас исполнили?
Дети: Музыка и живопись изображают «мир человека», раскрывают явления «в человеческом к ним отношении», а собственно изобразительные и выразительные моменты играют при этом подчиненную роль.

3-й этап
Друзья или соперники музыка и живопись?
Учитель: Как союз музыки с литературой, так и союз музыки с живописью является одним из древнейших. Этому есть вполне объяснимые причины. Эти причины нам известны, каковы они?
Дети: Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьей, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств - музыка, живопись, литература, пытались приобрести свои, отличные от других особенности.
Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называться композиторы, художники, писатели и т.д. Но темы и образы, к которым они обращались, оставались едины как для композиторов, таки для художников, поэтов, писателей. Существуют так же жанры искусств, в которых встречаются музыка, литература, живопись.
Учитель: На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. Новые виды искусств – это анимация (мультипликация) новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии, мультипликатор, клипмейкер Дружба звука и цвета дала новые плоды. Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. Выделите эти связи, которые объединили музыку и предлагаемый авторам зрительный ряд.
(Видеоматериал отрывки из мультфильма «Бременские музыканты»)
Дети находят эти связи в теме, образах, средства воплощения.
Учитель: Союз музыки и изобразительного искусства, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отдавался изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы и музыки. Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф.Шопен, Ф.Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства.

4-й этап
Учитель: Союз музыки и изобразительного искусства вызывает большой интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить Почему? Давайте посмотрим, как «живут» эти искусства. Я выделила особенности «жизни» ИЗО, а вам предлагаю сделать тоже применительно к музыке.

музыка
Живопись

слышимое;
живет во времени;
устремлено к отображению
внутреннего мира
зримое;
неподвижно, статично;
обращено к вашему отображению
окружения человека и его чувств,
переживаний


дети работая с таблицей, рассуждают, доказывают свои суждения.
Учитель: Вспомните все содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства.
Все связи уже выписаны в таблице. Их осталось только выделить.
Дети: Тема: образы, средства воплощения, внутренний мир человека.
Учитель: Правильно, музыка и живопись изображают «мир человека», раскрывают явления «в человеческом к ним отношении».

Домашнее задание: Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок» (с.72-73).
Прочитать отрывок из рассказа К. Паустовского «Струна», в котором созданы образы музыкального сочинения, исполняемого на скрипке, музыканта- скрипача.
Источники
Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовой контроль: учебно-метод. пособие / 3-е изд.- М.: Глобус, 2010.- 170 с.- (Уроки мастерства).
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Уроки музыки: 5-6 кл,: пособие для учителя / 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 156 с.
Изображение «Скрипач» [Электронный ресурс]. URL: http://ya-leto1.livejournal.com/46484.html (дата обращения: 20.03.2013)
Репродукция картины «Альтист» Жилинского [Электронный ресурс]. URL: http://art.mirtesen.ru/blog/43323139375/Dmitriy-ZHilinskiy (дата обращения: 20.03.2013)








HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER142


Велиева В.Ю., учитель музыки



X

x