Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Галямшина Нина Михайловна

«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

Лангепасское городское муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой петушок»Доклад из опыта работы на тему:«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»воспитатель: Галямшина Нина МихайловнаНравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. По сути, это набор установок, ценностей, внутренних норм и правил, которые определяют поведение человека в той или иной ситуации.Эти ценности основаны на идеях справедливости, чести, достоинства, сострадании, доброты, честности, миролюбивости и других «хороших» категориях. (Гражданственность, патриотизм, чувство гордости, человечность)Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.Мы постоянно говорим о преемственности школы и детского сада, т.к. наши дети - будущие школьники. Поэтому я, планируя свою работу, ориентируюсь на показатели, которые ждет школа. Духовно - нравственный портрет школьника:Добрый, не причиняющий зла живому;Честный и справедливый;Любящий и заботливый; Трудолюбивый и настойчивый;Творящий и оберегающий красоту мира;Стремящийся к знаниям.Как видим, приоритеты школы не расходятся с нашими, дошкольными стремлениями.Направления духовно-нравственного воспитания:Гражданско-патриотическое;нравственное;Художественно-эстетическое;Познавательное;Трудовое;Спортивно-оздоровительное;Работа с родителями;Индивидуальная работа.Нравственное воспитание  осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы.Я не буду останавливаться на всех направлениях, а расскажу о своей работе по некоторым из них.Игра.В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. В сюжетно-ролевой игре дети учатся уступать друг другу, быть вежливыми, берут на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения.Дидактические игры формируют у дошкольников нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В нашей группе есть игры направленные на нравственное воспитание детей: «Наши чувства и эмоции», «Хорошо или плохо?», «Вежливые слова и поступки», «Ежели вы вежливы», «Мир эмоций», игра «Паровозик» - на семейные ценности.В театрализованных играх дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведениесближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. В нашей группе есть разные виды театра - пальчиковый, «би-ба-бо», настольный театр, маски. Мои воспитанники были постоянными участниками театральных фестивалей, которые проводились в нашем городе. С одним из спектаклем завоевали гран-при.Спортивные игры. Наша группа реализовывала проект. «Спортивные народные игры – возвращение к традициям». Я разучивала с детьми подвижные игры разных народов, разработала картотеку подвижных народных игр. Работа с родителями.Пример родителей, их семейные отношения является приоритетным для детей дошкольного возраста. Участие родителей в жизни группы - важный компонент их нравственного воспитания. Реализуя групповые проекты социальной направленности («В семье единой», «Военная техника», «Город мастеров», «Наша Армия», «Семейное древо») мы устраивали встречи с папами, мамами, бабушками, где они рассказывали о себе, о своей работе и службе в армии. Делились своим опытом, беседовали с детьми о дружбе, уважении, взаимовыручке; показывали свои фотографии, устраивали соревнования, играли. На занятиях по познавательному развитию, были включены следующие темы: В старшей группе: «Я и моя семья» - семейные традиции, «Красота лица и души», «Нарочно и нечаянно», «Мой народ – моя гордость», «Родной город», «День Победы» и другие.В подготовительной к школе группе: «Новогодние традиции», «Личная гигиена», «Школа. Учитель», «Правила на всю жизнь», «Мое отечество - Россия» - где учила детей рассказывать об истории и культуре своего народа; «Ханты и манси – таежные жители» (по проекту)С детьми ходили на экскурсию по памятным местам нашего города, в музей. На прогулках наблюдали за насекомыми: паучками, жуками, муравьями, за птицами, устраивали птичьи столовые. Привлекала детей к труду и на участке, и в группе.Стенд «Звезда недели» стимулирует детей на хорошие дела и поступки. Дети учатся анализировать свои действия, свое поведение и сверстников. Этот метод помогает выработать у детей такие черты характера, как ответственность, честность, уверенность, способность к обучению, доброту и самоконтроль. Начиная со старшей группы, ежемесячно я проводила «День вежливости и взаимопомощи». Это хорошо работает на сплочение коллектива, на закрепление правил поведения. Сделала подборку «Словарь добрых слов и выражений» (приветствие, извинение, знакомство, в транспорте, телефонный разговор и др.). А еще в нашей группе есть «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Через книгу: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц и поговорок. Ну, и, конечно, индивидуальная работа. Это беседы, поощрения, упражнения. Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. 
X

x