Всего представлено работ: 244150

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кушекбаева Акалтын Усеровна

ОТКРЫТЫЙ УРОК «Работа над постановочными навыками на начальном этапе обучения»

скачать документ

Вернуться назад

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2ОТКРЫТЫЙ УРОК«Работа над постановочными навыками на начальном этапе обучения» Подготовила преподаватель по классу кобыза ГБУ ДО ДМШ №2 Кушекбаева Акалтын Усеровна с обучающейся 2 класса Сабиткызы Даной Байконур, 2016Конспект открытого урокапреподавателя по классу кобыза Кушекбаевой А.У.с обучающейся 2 класса Сабиткызы Даной. Дата проведения: 23.04.2016 г. Концертмейстер: Лябухова Е.В.Тема: «Работа над постановочными навыками на начальном этапе обучения»Тип урока: комбинированный – закрепление знаний, их комплексное применение.Вид урока: индивидуальный. Цель урока: – формирование свободной, естественной постановки при обучение игры на кобызе.Задачи урока:Образовательные:– подготовка мышечного аппарата к освоению постановочных навыков;– организация игрового двигательного аппарата, освоение начальных приемов исполнения штрихов в гаммах, упражнениях, Развивающие:– развитие музыкально-слухового представления обучающейся с применением методов активного обучения;– развитие творческих способностей в изучаемых произведениях. – развитие музыкально-исполнительских навыков.Воспитательные: – воспитание музыкально-исполнительской культуры обучающейся, – воспитание навыков практического использования полученных знаний, в дальнейшем самостоятельном развитие обучающейся.Методы обучения: – организация учебно-познавательной деятельности(словесный, наглядный, практический,репродуктивный,проблемно-поисковый, исследовательский);– креативного мышления в музыкальной деятельности; – стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, игровой ситуаций, эмоционального воздействия);– контроля и самоконтроля в процессе обучения.Оснащение урока: кобыз, фортепиано, пюпитр, нотный материал, подставка для стула, видеозапись.Хронометраж урока:I. Вводная часть – 1 мин.II. Подготовительная часть урока – 12 минIII. Основная часть – 25 мин.IV. Заключительная часть -- 2 мин. Библиография:1. Г.А.Молдакаримова « Школа игры на кобызе» Алматы, 2004г.2. Г.А.Уразалиева «Школа игры на кобызе» Хрестоматия Астана, 2007г.3. С.С.Пусырманова «Методика обучения игры на инструменте кобыз» Методические пособия для преподавателей музыкальных школ. Кзылорда, 2009г.4. Г.А. Уразалиева «Боташым» Учебное пособие для юных кобызистов. Алматы, 1999г.5.Н.Соколова «Методическое пособие для учащихся подготовительных групп и младших классов детских музыкальных школ».Ход урокаСодержание урокаВремяМетодика проведения урокаI. Вводная часть.1 минПодготовка обучающейся к творческой работе. Вступительное слова преподавателя. (В ходе урока обучающейся задаются вопросы).II. Подготовительная часть урока Г.Уразалиева «Ойын»10 минУпражнение на развитие постановочных навыков «Деревце». Подготовить мышечный аппарат к освоениюпостановочных навыков на кобызе и смычке. Работа над правильной постановкой правой и левой руки.Уточняется размер, тональность, характер пьесыПьеса исполняется сначала на струне «D» в медленном темпе с аккомпанементом, затем поочередно на всех струнах инструмента (подбор на слух). в умеренном и быстром темпе.В процессе исполнения обратить внимание на постановку правой и левой рук.Упражнение на развитие постановочных навыков «Колечко». Следить за интонацией, четкостью ритма, умением играть в ансамбле с концертмейстером. III..Основная часть Упражнение №1Гамма D-dur, в III- позицииУпражнение №2Гамма G-dur в III- позицииУпражнение №3Гамма C-dur в III- позицииГ.Уразалиева «Доп»Н.Соколова «Горелки»25 мин Знакомство с позициями.Подготовительные упражнения на переходы в III позицию.Первый вид переходов. Упражнение через «0» струну (на А струне). Обратить внимание на постановку левой руки, добиваясь правильного кистевого движения при переходе с I позиций на III позицию. Преподаватель сопровождает свои объяснения показом на инструменте.Работа над штрихами в гамме.Штрихом dеtaсhe (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх),добиваясь при этом яркой атаки звука (импульса правой руки), плавные смены направления движения смычка, переходы смычка со струны на струну при помощи локтя правой и левой рук.Штрихом legato по 2 ноты на смычок(исполнение одним движением смычка вниз и вверх двух звуков). Добиваться свободного ведения смычка,четкого перехода от одного звука к другому и правильного распределения смычка. Подготовительные упражнения на переходы в III позицию.Первый вид переходов. Упражнение через «0» струну (на D струне). Обратить внимание на постановку левой руки, добиваясь правильного кистевого движения при переходе с I позиций на III позицию. Работа над штрихами в гамме G-dur в III- позицииКомбинированным штрихом (сочетание деташе и легато), добиваясь точного распределения смычка, свободного ведения смычка в смене его нижней и верхней части кистевым движением руки. Двойным штрихом, добиваясь яркого, маркированного короткого звука в нижней части смычка кистевым движением руки.Подготовительные упражнения на переходы в III позицию.Первый вид переходов. Упражнение через «0» струну (на G струне). Обратить внимание на постановку левой руки, добиваясь правильного кистевого движения при переходе с I позиции на III позицию.Работа над штрихами в гамме C-dur в III- позицииШтрихом martele, (острый звук с паузой, равный ей по длительности). Исполняется по принципу detashe с остановками, но начинается с резкого «укола» струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Добиваться чрезвычайной ритмичности, додерживания пауз между звуками, освобождения руки, отпуская нажим указательного пальца во время горизонтального проведения смычка.Продолжение работы над развитием постановочных навыков в пьесе.Уточняется характер пьесы.Основная работа ведется над штрихами: detaсhe, legato, staccato. Применение их художественно-выразительном значении пьесы. Обратить внимание обучающейся на характер произведения, добиваясь правильного движения рук.Работа над интонацией, точным распределением смычка, четкостью ритма. Освоение отдельных интонационно сложных музыкальных эпизодов пьесы.Обучение уменью исполнить свою партию согласно фортепианного сопровождения, добиваясь ансамблевого звучания. Пьеса исполняется наизусть в умеренном темпе с аккомпанементом.Преподаватель анализирует игру, дает рекомендации обучающейся.Продолжение работы над развитием постановочных навыков в пьесе.Уточняется размер, тональность, характер пьесы.Пьеса исполняется двойным штрихом.При исполнении произведения определяются технически и интонационно-сложные эпизоды, которые прорабатываются различными штриховыми вариантами (штрихами martele, dеtaсhe).Обратить внимание обучающейся на динамическое развитие. Работа ведется над устойчивостью ритма и интонацией в разных темпах, характером произведения, добиваясь точности штриховых движений при достижении высокохудожественного звукового результата. Добиваться яркого, маркированного звучания коротких нот в нижней части смычка.Преподаватель анализирует игру, дает рекомендации обучающейся.ІІІ. Заключительная часть2 минПроведение итогов работы. Оценка работы обучающейся на уроке.Оформление и разъяснение домашнего задания с учетом результатов работы на уроке.Самоанализ открытого урокана тему: «Работа над постановочными навыками на начальном этапе обучения ».Данный урок является продолжением работы над темой самообразования «Развитие музыкальных способностей при освоении постановочных навыков с обучающимися класса кобыза ДМШ»Правильная постановка является основой, на которой преподаватель с обучающимся осуществляет творческие замыслы, создавая все возможности для наиболее полного развития исполнителя.Только при условии тщательной работы и постоянного контроля со стороны преподавателя и обучающегося можно добиться успешного освоения постановочных навыков на инструменте и предотвратит излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность, нередко перерастающих в профессиональные заболевания.Урок был проведен с обучающейся 2 класса Сабиткызы Даной.Обучающаяся имеет хорошие музыкальные способности, старательная, трудолюбивая, занимается с интересом. Является дипломантом II степени VII городского конкурса «Камертон». За время учебы ею достигнуты значительные результаты в развитии технических и исполнительских навыков игры на кобызе.При планировании урока я учитывала индивидуальные способности и уровень подготовки обучающейся при развитии постановочных навыков. Развивая музыкально-художественное мышление, использовала подбор на слух на инструменте, игру в ансамбле.Тип урока являются комбинированным: над пьесами «Ойын», «Доп» ведется работа в течение II-полугодия, освоение упражнений на переходы в III позицию и пьеса «Горелки» изучаются для развития технических возможности обучающейся в перспективе.Была поставлена следующая цель:– формирование свободной, естественной постановки при обучении игры на кобызе.На уроке были поставлены следующие задачи:Образовательные:– подготовка мышечного аппарата к освоению постановочных навыков;– организация игрового двигательного аппарата, освоение начальных приемов исполнения штрихов в гаммах, упражнениях.Развивающие:– развитие музыкально-слухового представления обучающейся с применением методов активного обучения;– развитие творческих способностей в изучаемых произведениях. – развитие музыкально-исполнительских навыков.Воспитательные: – воспитание музыкально-исполнительской культуры обучающейся, – воспитание навыков практического использования полученных знаний, в дальнейшем самостоятельном развитие обучающейся.В процессе открытого урока по данной теме использовала общую методику обучения игры на кобызе, методические разработки выдающихся педагогов Г.Уразалиевой и Г.Молдакаримовой, М.Каленбаевой, содержащих рекомендации по освоению и развитию постановочных навыков. Согласно поставленным задачам были выбраны соответствующие средства обучения: гаммы, проработанные в штриховых вариантах, произведения, которые соответствуют программе 1-2 классов.Урок был разделен на три части.В подготовительной части урока были показаны последовательность освоения постановочных навыков левой и правой рук сначала у порожка кобыза на примере упражнений и пьес. Следующий этап можно назвать предпозиционным, так как велась работа над упражнениями, гаммами D-dur, G-dur, C-dur в III позиций разными штриховыми вариантами в.освоении третьей позиции. Это позволяет в перспективе готовить обучающуюся к восприятию смены позиций, то есть технически развивать ее.В основной части урока были показана работа над произведениями.Проведение открытого урока по данной теме позволяет использовать общую методику обучения игры на кобызе, поэтому определенное время уделила освоению и развитию постановочных навыков в работе над упражнениями и гаммами.Это позволило предотвратит излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность в дальнейшей работе над пьесами. Определенная работа проводилась над точностью интонирования, звукоизвлечения характером исполнения штрихов. В настоящее время стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья обучающихся. Поэтому старалась создать благоприятные условия на уроке, для раскрепощения игрового аппарата, успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Игровой аппарат обучающейся приспособлен к инструменту.Атмосфера урока располагала к творчеству и сотрудничеству, что позволило поступательно идти к поставленной цели урока. Обучающаяся на уроке была активна, внимательна, сосредоточена в работе, показала свое умение выполнять поставленные задачи.В заключительной части урока была дана оценка работе обучающейся. В домашнем задании поставлены конкретные задачи для дальнейшей работы.На уроке были заданы вопросы и получены правильные ответы. Урок прошел в доброжелательной обстановке. Считаю, что на уроке удалось добиться положительных результатов, урок прошел динамично, на хорошем уровне восприятия материала. Цель урока достигнута.
X

x