Всего представлено работ: 243835

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Елин Максим Анатольевич

Методические подходы к отбору одарённых детей в пауэрлифтинге

скачать документ

Вернуться назад

Методические подходы к отбору одарённых детей в пауэрлифтингеЕлин Максим Анатольевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа» (МБОУДО ДЮСШ), г. Снежногорск, Мурманская обл., тренер-преподавательСпортивный отбор следует понимать, как процесс определения соответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного отбора – стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения.Спортивный отбор предлагает систему организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, методико-биологические и социологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей к специализации в определенном виде спорта. В основе этих способностей лежат врожденные анатомо-физиологические особенности. В понятие способности включаются также психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности. Способности могут существовать только в развитии и проявляются лишь в процессе конкретной деятельности.Одаренностью называют то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. От одаренности зависит не успех, а только возможность его достижения. Кроме сочетания способностей для этого необходимо еще обладание умениями и навыками.Концепция воспитательной работы ДЮСШ ДО подразумевает зачисление на обучение по различным общеобразовательным программам всех детей, не имеющих медицинских противопоказаний по избранному виду спорта, а уже в рамках конкретного объединения, тренер самостоятельно определяет конкретную программу обучения, для конкретного ребёнка.В каждом виде спорта, в зависимости от его целевой направленности, существуют сенситивные периоды развития физических качеств, они проявляются гетерохронно, но существует определённая закономерность. Например, сенситивный период развития силы у юношей учеными определен в пределах 13-18 лет, у девушек – в 12-17 лет. Следовательно, в этот период наблюдается наибольший прирост мышечной массы и соответственно силы.Относительно начала занятий в том или ином виде спорта существуют самые противоречивые мнения. Заслуживает внимание утверждение, что нужна не ранняя специализация в конкретном виде спорта, а просто ранняя тренировка для создания базы моторики юного спортсмена. Имеются также данные о том, что воздействие тренировок в раннем возрасте более эффективно для одаренных детей; напротив, для детей с невысоким уровнем развития двигательных способностей максимальный эффект тренировок проявляется в более позднем возрасте. На примере своего объединения – пауэрлифтинг, хочу заметить, что дети пришедшие из других объединений, в частности футбол, плавание, спортивная борьба, в достаточной степени обладают знаниями спортивной терминологии, у них хорошая подвижность в суставах, хорошая активная и пассивная гибкость, они более замотивированы в достижении спортивного успеха, у них в достаточной степени сформированы различные двигательные навыки, наблюдается высокая посещаемость занятий и так далее. Но в свою очередь при работе с этими детьми возникают определённые трудности, которые отражаются в наличии специфических различий сенсорной и моторной организации движений. То есть ранее приобретённые двигательные навыки не всегда способствуют освоению новых двигательных действий. Например, у детей ранее занимавшихся футболом, быстро растёт результативность в упражнениях становая тяга, приседания со штангой на плечах. У пловцов, наоборот присед, тяга отстают, а жим штанги, лёжа на горизонтальной скамье, прогрессирует. Наиболее подготовленными для пауэрлифтинга являются дети, занимавшиеся спортивной борьбой, у которых в равной степени хорошо развита сила верхних и нижних конечностей.Особый интерес возникает при выявлении предрасположенности к занятиям пауэрлифтингом у девушек. Анатомо-физиологические особенности женского организма сказываются и на двигательных функциях. Иннервация нервных импульсов в женском организме превалирует в нижних конечностях, нежели в верхних. Поэтому иногда девушки одной весовой категории с юношами приседают со штангой на плечах с большим весом, чем юноши. Хорошие перспективы в пауэрлифтинге имеют юноши и девушки среднего роста, или ниже, нормостенического (мышечного) типа телосложения. Чем ниже рост, тем короче рычаги спортсмена, тем меньшую дистанцию в упражнении преодолевает штанга.На начальном этапе, когда ребёнок, не имеющий медицинских противопоказаний для занятий пауэрлифтингом, впервые пришёл в тренажёрный зал, я провожу его тестирование, использую батарею тестов силовой направленности, фиксирую его антропометрические данные, провожу с ним и его родителями беседу, о целях, которые они преследуют, посещая мои тренировки. Затем составляю ему персональный план и периодически провожу мониторинг его подготовленности по соревновательным упражнениям пауэрлифтинга. Важным моментом для долгосрочного успеха ребёнка, считаю его успешное выступление на первых соревнованиях.Неотъемлемой частью отбора наиболее подготовленных детей является анализ соревновательной деятельности: наличие, или отсутствие травм, прогресс, или регресс результативности, психологический портрет, то есть предстартовое состояние юного спортсмена. На основании этого происходит отбор детей для участия в соревнованиях более высокого уровня: областного, регионального, всероссийского. Основной проблемой для себя считаю прогнозирование спортивного долголетия одарённых детей, так как в рамках ДЮСШ они обучаются всего четыре года, а затем по окончании общеобразовательной школы, за редким исключением, продолжают свою спортивную деятельность и добиваются значительных успехов.Подведём краткие итоги, обозначим основные трудности, с которыми сталкиваются тренеры при отборе одарённых детей по виду спорта:Определение морфофункциональных признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев спортивного отбора и спортивной ориентации для выявления одарённых детей.Установление информативности морфофункциональных признаков как критериев контроля за состоянием тренированности юных спортсменов.Небольшая база статистических данных эффективности адаптации той, или иной методики подготовки юных спортсменов. В большей степени с этим сталкиваются молодые тренеры.Обусловленные ограничения по количеству и качеству зачисляемых детей в отделения ДЮСШ.В конечном итоге успех юных спортсменов зависит непосредственно от тренера, от его уровня компетенции, от его желания самообразовываться, искать и использовать новые методы и подходы в тренировочном процессе, от его педагогического мастерства, от его личной заинтересованности.Список литературыБарчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник, 2011 г., 368 с.Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для ВУЗов, Издательство: Владос, 2006 г., 608 с.Ильин Е.П. Психология спорта. Издательство: Питер, 2018 г., 352 с.Дыхание и мышечная активность человека в спорте. Издательство: Советский спорт, 2013 г. 336 с.Шейко Б.И. Пауэрлифтинг от новичка до мастера. Издательство: Москва, 2013 г., 528 с.
X

x