Всего представлено работ: 244057

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Копанскова Елена Евгеньевна

Влияние детско – родительских отношений на эмоционально – личностное и познавательное развитие будущего первоклассника

скачать документ

Вернуться назад

Влияние детско – родительских отношений на эмоционально – личностное и познавательное развитие будущего первоклассникаЕ.Е.Копанскова,педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 107»город Ярославль Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешно будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счёте благополучие в его школьной и взрослой жизни.Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний - пыткой. Данные статистики показывают, что в начальной школе более 30% детей имеют не переходящие трудности обучения. Это значит, что едва ли не каждый третий ребёнок не верит в свои силы, так и не научился как следует писать и читать – и не имеет шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. За последнее время в школе тоже произошли изменения: усложнились программы, увеличились требования к ученикам и т.д. Всё это заставляет по - новому смотреть на приходящих в школу детей. В тоже время всё чаще стало подвергаться критике качество современного школьного образования. Особую тревогу вызывает тот факт, что год от года не уменьшается количество неуспевающих и «трудных» детей. Но всего этого можно избежать, если начиная с рождения физиологически, социально и психологически готовить ребёнка к предстоящему школьному обучению. Этот процесс долгий и трудный. Главное при этом - достаточно чётко осознавать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивают необходимый уровень школьной готовности.Практика взаимодействия между семьёй, дошкольным учреждением и школой ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из - за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь, для самого ребёнка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников.Как показывают данные исследований, одна из важных причин такого положения в том, что родители будущих первоклассников дублируют социально-образовательные функции ДОУ. У семьи своя особая социальная роль - поддерживать душевные и эмоциональные силы ребёнка по мере его вхождения в мир знаний и образования.Сам факт поступления в школу ещё не говорит о принятии ребёнком статуса ученика. Каждый по - своему переживает эту новую социальную роль. Для ребёнка это не только событие, но и процесс, растянутый во времени. У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с близким взрослым, защите и опеке с их стороны. Специалисты описывают феномен «перелива значимости родительской фигуры», который показывает изменение функционально - смысловых взаимоотношений ребёнка предшкольного возраста с матерью и отцом. По их мнению, к семи годам эмоциональное отношение к себе, познание мира связано в большей степени с контактом с матерью. Как показывают данные исследований, современные родители не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребёнка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способностей, познавательной сферы личности. Специалистами в обширных исследованиях в области психомоторного развития ребенка с раннего до подросткового возраста обнаружено, что в ребенке запечатлевается как позитивный, так и негативный опыт родителей. Нет такого детского переживания и эмоции, которые не выражались бы в телесном движении. Современному ребёнку, живущему в стрессогенности нынешней жизни, требуются для нормального развития дополнительные силы, чтобы избежать психосоматических и эмоциональных расстройств и нарушений. Представители разных научных областей рассматривают в качестве основного поля для благополучного социального взаимодействия взрослого и ребенка интегрирование духовного, эмоционального и психомоторного опыта. Такая интеграция — основа для компетентного родительства. Если какой-то из аспектов выключен, адекватное решение воспитательной проблемы может быть затруднено. До недавнего времени успешное родительство отождествлялось преимущественно с педагогической культурой. Определение воспитательной компетентности родителей понимается шире, как неразрывное единство педагогической, эмоционально-соматической, игровой культуры взрослого в общении с ребенком. При этом эмоционально - соматическую культуру рассматривают как способность родителя быть в контакте, управлять собственной эмоционально-чувственной сферой, а также проявлять внимание и чуткость к области телесных ощущений в самочувствии и поведении ребенка. Поэтому в проявлении компетентного родительства одинаково важно то, какую социальную норму внушает взрослый ребёнку и в каком стиле её сообщает; какую эмоцию вкладывает в это сообщение; каким языком говорит об этой эмоции и говорит ли; какой жанр своего родительского поведения транслирует ребёнку (разговорный, игровой, телесный); насколько он безопасен для развития ребенка. В нашей стране подавляющее число дошкольников посещают детские сады, и родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Воспитатели детских садов и учителя отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет. В детском саду детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.Исследования, проведённые психологами, показывают, что общение со взрослым, с родителями хотя и не является в этот период ведущей деятельностью (как это было в младенчестве и еще будет в подростковом возрасте), однако имеет большое значение в подготовке смены одной ведущей деятельности на другую (игры на учение). В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения - так называемая вне ситуативно - личностная. В основе ее лежит потребность ребенка во взаимопонимании со взрослыми и в эмоциональном сопереживании с ними. От большого числа родителей поступают жалобы на то, что их дети старшего дошкольного возраста при общем положительном отношении к школе не хотят как-то специально готовиться к ней (исключая, конечно, приобретение школьной атрибутики). Их волнует, что дети не любят заниматься интеллектуальной деятельностью, неусидчивы, ленивы, предпочитают проводить время на улице.Иногда в этих жалобах звучат завышенные требования родителей к детям. А ребёнок ведет себя совершенно естественно. Ведь возраст 6 - 7 лет - возраст расцвета сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр, и поступление в школу не уменьшает потребности ребёнка в играх. Игра остается лучшим видом отдыха, общения, она не теряет и своего развивающего начала. Потребность ребёнка в совместной со взрослыми деятельности существенно изменяется в зависимости от возраста ребёнка. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается. Новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Большое значение имеет совместный характер игры. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчёты. Постепенно возникают предпосылки формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим усвоением нравственных норм. Для успешной подготовки ребёнка к школе полезна отнюдь не только игра «В школу», но и самые обычные «несерьезные» игры: «В больницу», «В магазин», «В дочки - матери». Воспроизводя жизнь взрослых людей, дети осваивают - пусть пока ещё не всерьез - систему поведения, основанную на добросовестном выполнении своих обязанностей. Они учатся выполнять указания «старшего». Много даёт игра для развития воображения, умения представить себе, «что было бы, если бы...». Этот общеразвивающий эффект игры скажется и в школе, и позднее - когда ребёнок станет взрослым человеком.В игре развивается психика ребёнка, поскольку в дошкольном детстве именно игра создаёт зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит развитие. Исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у последнего новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием. Для того, чтобы сюжетно - ролевая игра осуществлялась, необходимо свободное время, когда ребёнок в одиночку или с другими детьми может играть. Но сегодня свободного времени у детей не так много. Связано это с ранним специализированным обучением (спортивные секции, иностранный язык, музыка, рисование, танцы и т.д.), а для части детей прибавились еще и дошкольные гимназии. Кроме того, игра как любой вид деятельности требует много сил и энергии, а уставший от занятий ребёнок, как правило, не может полноценно играть в сюжетно-ролевую игру и предпочитает удовлетворить свои потребности с минимальными затратами сил, что возможно, например, при просмотре художественных фильмов и мультфильмов, когда не требуется напряжения собственной фантазии, а достаточно простого сопереживания героям фильма или идентификации с ними. Ребёнок всё равно включён в некоторую игру и является её участником, отождествляя себя с кем-то из героев. При этом малыш послушно следует чужому сценарию, не зная, что его ожидает впереди, и вместе с действующими лицами радуется, печалится, боится и торжествует. Принципиальная разница заключается в том, что в «телевизионной игре» не работают воображение и фантазия ребенка, нет внутреннего плана действия, не развиваются символическая функция и аффективно – потребностная сфера, т. е. нет всего того, что является специфическим порождением живой, активной игры, где ребёнок выступает в качестве активного субъекта, а не пассивного зрителя. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала ребят, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку здесь ребёнок должен сам представить и вообразить описываемых персонажей и ситуации, т. е. присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. Но как игра не может заменить чтение книг, так и книги, а тем более фильмы не могут заменить игру.Младший школьный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым в дальнейшем ошибкам. Поэтому, наряду с игрой, почетное место в подготовке ребёнка к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, «как устроены» предметы, животные, люди.Путь - от грубой и искаженной схемы к правильному воспроизведению реальности - проходит и изображение животного, дерева, дома, автомобиля. В результате развиваются и сами представления ребёнка об изображаемых объектах. Развивается и умение мысленно представлять себе разные предметы, «поворачивать» их в уме. Позднее все это окажется очень важным для усвоения геометрии, физики и многих других школьных предметов. Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудищ, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает свое эмоциональное состояние. Конструирование из кубиков требует решения настоящих инженерных задач. Со временем ребёнок научается решать конструктивные задачи в уме, до начала строительства. А это значит, что у него развивается конструктивное мышление. Очень велико и значение конструирования для развития планирования своих действий, организации работы. Ребёнок приучается к тому, что сначала надо создать замысел постройки, затем найти нужные строительные детали, спланировать последовательность возведения разных частей сооружения. Лишь после этого можно переходить к процессу строительства.Для того, чтобы полностью использовать развивающие возможности игры, рисования и других детских занятий, взрослый должен руководить ими, но тактично, ненавязчиво. Но инициатива должна все же принадлежать ребёнку. Обучая ребёнка рисованию или лепке, не надо давать готовые способы изображения людей, животных, домов. Готовый образец превращается для малыша в бессодержательную схему, не помогающую познанию действительности. Надо учить его внимательно рассматривать то, что он собирается нарисовать (вылепить). Надо побудить его к самостоятельному поиску средств для передачи в изображении особенностей объекта. Пусть поначалу эти средства окажутся не особенно удачны и изображение будет мало походить на реальность. Со временем он научится правильно воспроизводить увиденное в рисунке и скульптуре. То, что было сказано об игре, рисовании, конструировании, относится и к другим детским занятиям: аппликации, изготовлению самоделок из бумаги и природных материалов, сочинению сказок и т. п. Важно помнить: при умелом руководстве со стороны взрослых эти виды занятий - самая лучшая подготовка ребёнка к школе, именно здесь воспитываются воля, упорство, целенаправленность деятельности ребёнка. Встречаются возбудимые, подвижные дети, которым действительно бывает трудно на чём-то сосредоточиться, выполнять задания, требующие аккуратности и неторопливости. Вместо того, чтобы заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, родители теряют терпение, раздражаются и начинают ругать своих непослушных детей. В результате и ребёнок, и родители расстроены, уже никому не хочется браться за дело. Следует помнить, что если ребёнок устал или чем-то занят, то лучше не заставлять его переключаться на запланированное родителями занятие, а дождаться для этого благоприятного момента. Как правило, дети очень любопытны. Если у них на глазах взрослые начинают чем-то заниматься, то они обязательно поинтересуются. Вот этот момент и не надо упускать. А заметив усталость, отсутствие интереса и внимания, нужно переключить их на что-то другое, чтобы не вызвать негативных реакций. Если ребёнок вялый, медлительный или не уверенный в себе, то от него бывает трудно дождаться ответа на поставленный вопрос. Поэтому организованная родителями игра или занятие могут протекать неинтересно, вяло. В этом случае лучше не торопить детей, но и не ждать долго их ответов, а начинать ответ самим, чтобы дети его продолжили. Или нужно чуть наметить рисунок и дать его дорисовать, указать на пропущенную карточку при игре в лото, подсказать строчку заучиваемого стихотворения. Если что-то в воспитании дошкольника уже оказалось упущенным, то перед поступлением в школу родителям самое время пересмотреть свои воспитательные позиции и ... начать всё сначала. Ребёнок стремится к совпадению своего понимания, оценки окружающего, отношения к нему с пониманием, оценкой и отношением взрослого. Он усваивает особую позицию в отношении взрослого - позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему приходится буквально окунуться в новый материал, принимая его без возражения, сколь бы необычен он ни был. Учёные выявили, что именно в ходе личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать новую информацию, самостоятельно отбирать и обрабатывать её и обсуждать с другими людьми. Все это ценные качества для обучения в школе. Важным условием перехода ребёнка на уровень личностного общения является воспитательное воздействие взрослого. Поэтому перед родителями стоит важная задача: используя индивидуальный подход, контакт с детьми на том уровне, которого они уже достигли («делового», «познавательного общения»), и постепенно обогащая общение беседами, усложняя их содержание, подводить детей к новому, более сложному уровню взаимодействия со взрослыми воспитателями, учителями вашего ребёнка, дать возможность ощутить особую радость от рождающихся при этом общности, единства.Безразличное или даже отрицательное отношение к школе чаще всего возникает не у тех детей, которые к моменту поступления знали слишком много, а у тех, которые знали слишком мало. Недостаточная подготовленность приводит к неудачам, ребёнок начинает воспринимать учебу как непосильную нагрузку. Он добросовестно выполняет все указания учителя, старается, а у него всё равно выходит плохо. Вместо ожидаемых похвал он получает постоянные замечания. Не удивительно, что вскоре ему это надоедает, руки у него опускаются и он теряет интерес к школе.Самое главное, что даётся детям в первом классе, - это не конкретные знания и навыки, а умение учиться. Не дома с мамой и папой, которые подкраиваются под желания и настроения ребенка, а в школе, где он - один из тридцати учеников, которые должны четко выполнять указания учителя, адресованные всему классу.Большое значение для формирования отношения к учителю имеет общее уважительное отношение ребёнка к взрослым. Если ребёнок привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается на «ты», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя. Итак, обучение ребёнка нормам вежливости не только сделает общение с ним более приятным для ваших друзей и знакомых, но и поможет ему быстро овладеть школьными правилами поведения.Перед поступлением ребёнка в школу желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить, как они уложатся в распорядок дня первоклассника. Но смена социальной позиции ребёнка не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя с некоторыми придётся расстаться. Чтобы больше успеть, потребуется более чёткий распорядок дня, более продуманный отдых ребёнка. Здесь нет одного для всех правила. Следует учесть особенности ребёнка, а также возможности всей семьи. Ребёнок, пришедший в первый класс подготовленным, будет учиться довольно легко. Но это не значит, что родители могут считать свою задачу выполненной и полностью передоверить воспитание учителю. Усилия семьи и школы должны дополнять друг друга, способствуя формированию гармонично развитой личности. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Но оно вовсе не означает совпадения их функций. Немного огрубляя реальную ситуацию, можно сказать так: школа даёт ребёнку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармоничного развития личности необходимо и то и другое.Другая важнейшая функция семьи - воспитание у ребёнка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. А чтобы такое отношение развилось, прежде всего нужны сами обязанности. Ребёнок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Формирование самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям важнейшая составная часть трудового воспитания. Об этом надо помнить в тех случаях, когда проще что-то сделать за ребёнка, чем добиться, чтобы он сделал это сам.Таким образом, фактором готовности ребёнка к обучению в школе являются детско – родительские отношения: необходимо, чтобы ребёнок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях, вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
X

x