Всего представлено работ: 244186

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Елькина Елена Богдановна

Применение кинезиологических методик в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Применение кинезиологических методик в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗЕлькина Елена Богдановна, педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад № 49», Пермский край, г. КраснокамскДанный проект практико-ориентированный, реализуемый педагогом-психологом, родителями и их детьми с ОВЗ. Срок реализации проекта 3 года. Структура работы с детьми и родителями: один раз в неделю для обучения родителей и детей методикам педагогом-психологом по средствам вебинаров. Ежедневная работа родителей с детьми по плану. Один раз в неделю контрольное занятие с детьми, для проверки освоения кинезиологических упражнений и необходимой корректировки, два раза в неделю занятия в малых группах по 3-5 человек.В настоящее время ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении и трудностями в адаптации. Не менее 50 млн детей в настоящее время имеют те или иные нарушения, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами из списка Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ10).Для преодоления этих нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в психокоррекционный процесс является использование кинезиологии, которая направлена на развитие связи между правым и левым полушарием и гармонизации развития ребенка.Как говорил великий русский физиолог, нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов «Физическая работа служит величайшим средством при расстройстве высшей нервной деятельности». Но наши дети сейчас оказались узниками цивилизации, дети гуляют на улице меньше, чем заключенные в тюрьмах. Еще 15 лет назад прогулки и двигательная активность детей между собой полностью заменяли все упражнения, которые на сегодняшний день может предложить кинезиология!В настоящее время, любая инновационная деятельность должна вписываться в рамки действующего ФГОС, который подразумевает охрану и укрепление психического здоровья детей, и обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.В данном плане психокоррекция посредствам применения кинезиологических методов полностью соответствуют ФГОС, так как применение данного проекта подразумевает согласованное развитие 2-х систем: эмоциональной и интеллектуальной, соблюдая иерархию развития высших психических функций (ВПФ), что необходимо для гармоничного развития дошкольника.Как известно, потенциал каждого ребенка заложен в разнообразии опыта первых лет жизни.Психокоррекционная деятельность педагога-психолога должна быть направленна на раскрытие данного потенциала для создания фундамента формирования успешной личности и затрагивать следующие области:• интеллект;• эмоционально-волевая сфера;• навыки целеполагания, критичности, самоконтроля, оценки и самооценки.• психомоторику,• когнитивные способности,• коррекцию поведения;• развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений в рамках «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый» и «ребенок - родитель».Цель:Посредством внедрения кинезиологических методов и приёмов способствовать гармоничному развитию всех аспектов психики дошкольников.Задачи проекта:Общие:• Разработать методический материал по внедрению кинезиологических методов в психокоррекционный процесс• Организовать предметно – развивающую среду в кабинете психолога.Для родителей:• Популяризация развивающей кинезиологической программы.• Активное вовлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс путём создания семейного клуба «Шаги к успеху».• Научить родителей применять кинезиологические методики на практике.Для детей:• Способствовать развитию межполушарного взаимодействия.• Способствовать развитию мелкой моторики, памяти, внимания, воображения, мышления.• Формирование коммуникативных умений.Реализация данных задач осуществляется посредствам кинезиологических упражнений. Все кинезиологические упражнения разделены на 4 группы. Первая группа включает телесные упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения».Вторая группа - это упражнения, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.Третья группа - растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи.Четвертая группа - упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.Повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков.Каждое занятие с родителями и детьми протекает по четкой схеме:Первая часть – приветствие, включает в себя упражнение на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.Вторая часть – основная, которая выполняет всю смысловую нагрузку. Предложенные в этой части игры и упражнения перекликаются друг с другом – есть и интеллектуальные и кинезиологические упражнения. Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия.Третья часть - заключительная – прощание. Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.На выходе мы получаем следующие эффекты:Для детей:• Корректировка нежелательных форм поведения и отклонений в развитии психическихпроцессов, формирование умений, которые ранее были недоступны детям.Для родителей:• Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.• Проведение консультаций, мастер-классов, семинаров, открытых занятий.Для педагогов:• Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов.• Повышение педагогической компетентности по данному вопросу.• Популяризация проекта путем выступления с опытом работы на РМО и конференциях различного уровня.Литература1. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга» / Пер. канд. психол. наук СМ.Масгутовой. Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997. Ч. 1 и 2.2. Сиротюк А. Л. Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников». - АРКТИ, 2008.3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М.: ТЦ Сфера, 2001.4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001.
X

x