Всего представлено работ: 243736

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Зорина Марина Юрьевна

Мониторинг образовательных результатов Блока "Музыка"

скачать документ

Вернуться назад

Департамент образования администрации Тутаевского муниципального района
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМР











Методическая разработка

Мониторинг образовательных результатов блока «Музыка»
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности
Школы раннего развития «Родничок»
(для детей 4-7 лет, не посещающих ДОУ, срок реализации 3 года)

Автор-составитель: Зорина Марина Юрьевна
педагог дополнительного образования



















Для эффективности блока «Музыка» и успешной его реализации предполагается систематическое и непрерывное отслеживание результатов деятельности обучающегося – педагогический мониторинг. При разработке мониторинга автор опирался на следующие общие принципы педагогического мониторинга: объективность, сравнимость, адекватность, прогностичность, целенаправленность, системность, информативность. Для мониторинга развития обучающихся наиболее приемлемыми являются следующие методы: наблюдение, изучение и анализ результатов образовательной деятельности, анкетирование, дневники наблюдения, диагностика выявления музыкальных способностей, тестирование. Организация мониторинговых исследований является составной и эффективной частью работы педагога дополнительного образования т.к. позволяет прогнозировать образовательные результаты, а также проверять эффективность методов преподавания музыки, и при необходимости, совершенствовать формы и методы работы с детьми.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:
1. Система мониторинга результатов образовательной деятельности (Приложение 1).
2. Характеристика различных уровней музыкального развития ребенка, включающая в себя таблицу показателей сформированности восприятия музыки, таблицу показателей результатов певческого развития, таблицу показателей сформированности музыкально-ритмических движений (Приложение 2).
3. Прослеживание личностного роста каждого ребенка в коллективе с фиксированием изменений в «Дневниках наблюдений» (Приложение 3).
4. Использование методов специальной диагностики «Батарея тестов "Творческое мышление" (Приложение 4).
5 Диагностика музыкальных способностей на основе методики К.В. Тарасовой для экспертной оценки музыкальных способностей ребенка с использованием тестовых заданий. Методика позволяет провести комплексную диагностику по ряду параметров, позволяет дать диагностическую оценку не только текущего момента, но и отследить динамику формирования музыкальных способностей ребенка исполнителя и сочинителя. Тестовые задания основываются не на оценке знаний, а на исследовании когнитивной деятельности в целом и музыкально-мыслительной деятельности в частности, дают материал для сравнения результатов (Приложение 5).
6. Результаты педагогической деятельности в значительной мере зависят от родительского участия в педагогическом процессе. Нам важно выявлять, насколько педагогические цели и прогнозируемые результаты совпадают с ожиданиями родителей. Для вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них интереса к занятиям ребенка, мы используем анкеты, благодаря которым получаем данные о том, как семья способствует музыкальному развитию детей (Приложение 6).
7. Немаловажную роль в результативности педагогической деятельности блока «Музыка» играет заинтересованность педагогов, работающих в Школе раннего развития по другим предметам, поэтому была разработана «Анкета по изучению удовлетворенности педагогов Школы раннего развития деятельностью блока занятий «Музыка» (Приложение № 7)
8. Выступления на концертах, участие в утренниках.
Критериями оценки уровней освоения программы являются требования, предъявляемые к выпускникам каждого года обучения и в соответствии с ними разработанные формы контроля:
1.Умение концентрировать внимание, освобождаться от зажимов.
2. Умение сочетать пение с движением, при этом сохраняя качество звука.
3. Умение использовать при пении мягкой и твердой атаки.
4. Умение передавать в движении характер танца.
5.Умение правильно исполнять выученную мелодию на музыкальных инструментах.
6. Участие в коллективной сценической работе.
8. Уровень развития фантазии.
9. Способность к независимому, ассоциативному мышлению.
Завершающий этап освоения программы – концерты, утренники и подробный их анализ.













Приложение 1
Система мониторинга образовательных результатов деятельности на занятиях «Музыка»

Направления мониторинга
Цель мониторинга
Прогнозируемые результаты
Показатели
Способы отслеживания и фиксации
Сроки проведения исследований

1.Музыкальные интересы и предпочтения
Проанализировать динамику развития музыкальных интересов и предпочтений в течение учебного года и по годам
Обоснованный подбор репертуара для групп разных лет обучения
1.Определение любимого вида музыкальной деятельности.
2.Предпочтение жанров музыки в процессе слушания
3.Выявление любимых песен
4.Предпочтение жанров музыки в процессе движения
5.Предпочтение разных детских музыкальных инструментов

- Наблюдение
-Выполнение разнообразных творческих заданий
-Проведение различных дидактических игр
Постоянно в течение учебного года

2.Восприятие музыки
Выявить уровень развитости музыкально-слуховых представлений
Развитость творческих способностей
1.Выявление особенностей восприятия музыки
2.Восприятие двух-, трехчастной формы пьесы в условиях темповых и динамических изменений

- Наблюдение
-Выполнение разнообразных творческих заданий с атрибутами и предметам
- Беседы
Постоянно в течение учебного года

3.Развитость музыкальных способностей
Выявить уровень развитости музыкальных способностей:

-ладового чувства






-чувства ритма









-звуковысотного слуха
Корректировка блока образовательной программы

Обеспечение (простраивание) индивидуального подхода в обучении



Использование умения выполнять ритмический рисунок во время проведения утренников




Оправданный подбор музыкальных произведений





1.Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
2.Точное окончание на тонике начатой мелодии

Умение правильно, в соответствии с заданным темпом, силой звучания музыкального произведения, воспроизводить ритмический рисунок

Определение высоких и низких звуков в пределах сексты, кварты, октавы
Прослушивание, пропевание фрагментов музыкальных произведений
-Звукоподражание при пении с педагогом




-Корректировка
-Танцевальные упражнения







-Наблюдение
-Проведение различных дидактических игр


Постоянно в процессе учебного занятия


4.Общее музыкальное развитие
Выявить уровень развитости:


-вокально-хоровых навыков






-музыкально-ритмических движений







-сформированности навыков игры на детских музыкальных инструментах
Корректировка блока образовательной программы
1.Обеспечение (простраивание) индивидуального подхода в обучении
2.Подбор музыкального репертуара

Оправданный подбор музыкального сопровождения и музыкальных движений




Включение исполнения инструментальных произведений в утренники и развлечения

Владение способами звукообразования

1.Окраска тембра голоса

2.Развитость диапазона, дикции и дыхания


Качество исполнения музыкальных движений









Владение навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофон, шумовые – бубен, маракасы, ложки, погремушки)
-Распевки, прибаутки, специальные упражнения, скороговорки
-Упражнения для правильного звукообразования
-Исполнение песен «соло»


-Наблюдение
-Корректировка движений по ходу их исполнения
-Индивидуальное и групповое выполнение танцевальных упражнений

-Наблюдение
Постоянно в процессе учебного занятия

Во время проведения утренников и развлечений



5.Состояние детского коллектива
Изучить и проанализировать взаимоотношения и взаимодействие среди детей на музыкальных занятиях
Организация целенаправленной работы по созданию условий в коллективе, способствующих развитию личности каждого обучающегося
Сформированность в коллективе добропорядочных отношений, желание обучающихся сотрудничать и взаимодействовать руг с другом и педагогом, проявление заботы друг к другу
-Тест Фидлера «Психологический климат в коллективе»
-Наблюдение за отношениями в учебной и внеучебной деятельности коллектива
-Анкетирование родителей
2 раза в год (начало и конец учебного года)

В течение учебного года






2 раза в год (в начале и конце учебного года)



Приложение 2

Характеристика различных уровней музыкального развития ребенка
Обучающиеся 4 лет
Таблица показателей сформированности восприятия музыки
(слушание музыки)
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Эмоционально-эстетическая настроенность
Внимательно слушает музыку, но не высказывает предпочтения к каким-либо произведениям
Достаточно хорошо ориентируется в знакомых произведениях.
Эмоционально откликается на музыку, узнает все знакомые произведения

2. Музыкальная эмоциональность
Высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, быстрый и медленный темп различает лишь в контрастных регистрах, темпах, динамических оттенках
Изредка высказывает предпочтение некоторым из музыкальных произведений, по мелодии узнает их всегда
Отмечает любимые музыкальные произведения, узнает по мелодии, высказывается о них. Различает контрастный характер музыки


Таблица показателей результатов певческого развития
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1.Познавательная активность в певческой деятельности
Поет неактивно, вяло артикулируя
Различает высокие и низкие звуки в пределах двух октав
Различает звуки по высоте в пределах сексты, различает форте, меццо-форте, пиано, громкое и тихое звучание

2. Чистота интонирования
Интонация неточная
Поет, чисто интонируя, с частичной помощью педагога
Поет простейшие песни без сопровождения, пытается выразительно петь их с сопровождением


Таблица показателей сформированности
музыкально-ритмических движений
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Ритмический рисунок
Не точен в ритме
Исполняет простейший ритмический рисунок руками
Точно и с удовольствием выполняет плясовые движения с простым ритмическим рисунком

2. Соответствие движения и музыки
Запаздывает менять движения при смене частей произведения
Двигается согласованно с музыкой в основных движениях
Может двигаться под незнакомую музыку, передавая ее основное настроение


Обучающиеся 5 лет
Таблица показателей сформированности восприятия музыки
(слушание музыки)
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Эмоционально-эстетическая настроенность
Узнает знакомые произведения, различает звуки по высоте в пределах сексты, квинты, но порой с ошибками
Отличает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь
Узнает знакомые по вступлению мелодии, высказывает о них свое суждение

2. Музыкальная эмоциональность
Слушает музыку внимательно, но не различает характер музыкальных произведений
Слушает музыку сосредоточенно, проявляет эмоциональное отношение к некоторым произведениям
Эмоционально воспринимает музыкальное произведение, определяет характер и жанры незнакомых произведений


Таблица показателей певческого развития
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Познавательная активность в певческой деятельности
Слабо различает темповые, динамические оттенки
Поет активно
Выразительно исполняет песни с сопровождением, проявляя индивидуальное своеобразие, выдумку

2. Чистота интонирования
Поет, правильно интонируя лишь с помощью педагога

Не всегда чисто интонирует с сопровождением

Поет хорошо знакомые несложные песни без сопровождения


Таблица показателей сформированности
музыкально-ритмических движений
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Ритмический рисунок
Исполняет простейший ритмический рисунок
Выполняет творческие задания, но не проявляет особой выдумки
Точно, ритмично двигается, проявляя самостоятельность

2. Соответствие движения и музыки
Двигается, не всегда точно согласуя движения с музыкой
Двигается согласованно с музыкой, но не достаточно выразительно
Выразительно передает музыкально-игровой образ и танцевальные движения


Обучающиеся 6 лет
Таблица показателей сформированности восприятия музыки
(слушание музыки)
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Эмоционально-эстетическая настроенность
С ошибками различает двух-, трехчастную форму, называет знакомые произведения, узнает их
Узнает знакомые произведения по отдельным их частям, определяет характер трех пьес одного жанра
Объясняет, почему нравятся те или иные знакомые музыкальные произведения, определяет характер незнакомых произведений, двух-, трехчастную форму, вступление, заключение и музыкальные фразы, выделяет выразительные средства музыки

2. Музыкальная эмоциональность
Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость, затрудняется в определении характера музыки
Называет любимые произведения, эмоционально отзывается на них
Очень эмоционально отзывается на них, различает инструментальную и вокальную музыку


Таблица показателей певческого развития
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Познавательная активность в певческой деятельности
Звучание голоса напряженное
Звучание голоса удовлетворительное, пытается выразительно передать содержание песни
Определяет звуковысотное движение (вверх, вниз), ритмические рисунки

2. Чистота интонирования
Поет неточно интонируя, с помощью педагога
Поет уверенно знакомые песни
Поет выразительно несложные песни, точно интонируя, естественным звуком, без сопровождения, умеет настроиться, исправить самостоятельно неточные интонации и спеть попевку в двух-трех тональностях


Таблица показателей сформированности
музыкально-ритмических движений
Показатели
Низкий
Средний
Высокий

1. Ритмический рисунок
Детальные изменения в ритмическом рисунке отметить не может
Двигается ритмично, согласованно, точно
Соблюдает общий темп, динамику, ритм, вовремя начинает и заканчивает движения

2. Соответствие движения и музыки
Двигается в основном согласованно с музыкой, но недостаточно выразительно
Недостаточно выразительно передает характер музыки, выполняет творческие задания увлеченно, с удовольствием, но качество его импровизаций недостаточно своеобразно
Выразительно передает музыкально-игровой образ различных персонажей под музыку незнакомых произведений разного характера, сочиняет варианты плясок, инсценирует в движении песни
















Приложение 3
Дневник наблюдений

В «Дневнике наблюдений» 4 раздела:
1 раздел – «Исходные данные». Здесь даются краткая характеристика обучающемуся на начало учебного года, оценка его музыкальных данных, фиксируются особенности характера, творческих интересов.
2 раздел – «Усвоение образовательной программы». Дважды в год оцениваются достижения обучающегося: вокально-хоровые навыки, музыкальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование.
3 раздел – «Творческое развитие» раскрывает самые неожиданные качества ребенка: интерес к сочинительству, импровизации, а также личностные качества: способность к общению со сверстниками и педагогом, активная позиция ребенка, проявляющаяся во время занятий и в период подготовки концертных выступлений и утренников.
4 раздел – «Выводы и планы». В этом разделе дневника педагог отмечает уровень освоения образовательной программы в целом и определяет перспективы работы с конкретным ребенком на следующий период.
Дневник наблюдений отражает картину музыкального развития ребенка, ибо оценка результатов музыкального развития осуществляется два раза в год, что позволяет объективно отслеживать уровень творческого развития обучающегося и своевременно вносить коррективы.
Приложение 4

Батарея тестов "Творческое мышление"

Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 7 лет. Тесты проводятся как в индивидуальной, так и групповой форме.
Субтест 1.
Использование предметов (варианты употребления)
Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.
Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?
Субтест 2. Слова
Модификация для детей 58 лет.
Субтест проводится индивидуально или в группе.
Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог "По", например "Полка".
Даем 2 минуты.
2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются на слог "Ка", например "Сумка".
Субтест 3. Эскизы
З а д а ч а : В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
И н с т р у к ц и я ис п ы т у е м о м у : Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга.
Оценивание: Результаты выполнения тестов оцениваются в баллах.

Приложение 5

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Изучение чувства ритма
Тест-игра «Аплодисменты»
Цель: определение уровня развития метроритмической способности.
Эксперт предлагает ребенку спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.
Критерии оценки: точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень; метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.
Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.
Тест-игра «Музыкальный магазин»
Цель: исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.
Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая, вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.
Ребенок должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки: низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает педагог (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Алгоритм:
Педагог предлагает прослушать ребенку музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.
Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ ребенка определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка. Средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.
Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).

Приложение 6

Анкета № 1 для родителей, дети которых посещают занятия «Музыка» в ШРР

Цель: определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка
Примерные вопросы анкеты.
Любит ли Ваш ребенок музыку?
Нравится ли ему петь?
Где ему нравится петь больше – на занятиях или дома?
Поете ли Вы вместе со своим ребенком?
Какие песни Вашему ребенку нравится слушать?
Где Ваш ребенок чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома?
Приходилось ли Вашему ребенку исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
Нравятся ли Вашему ребенку телевизионные музыкальные передачи?
Какие исполнители особенно нравятся Вашему ребенку и почему?

Спасибо!

Анкета № 2 для родителей, дети которых посещают занятия «Музыка» в ШРР

Ваше отношение к посещению Вашим ребенком занятий «Музыка» (подчеркните ответ):
Нравится Трудно ответить Не нравится
Способствуют ли, с Вашей точки зрения, занятия Вашего ребенка музыкой (подчеркните ответ):
Активизации познавательного интереса детей;
Расширению кругозора;
Развитию коммуникативных навыков;
Развитию музыкальности;
Общему развитию.
Звучит ли в вашем доме музыка и какая? (напишите)
Делится ли Ваш ребенок своими эмоциями и впечатлениями после посещения занятий музыкой (подчеркните ответ)?
Да Изредка Никогда
Исполняет ли дома Ваш ребенок песни и танцы, выученные на занятиях музыкой?
Да Изредка Никогда

Спасибо!

Приложение 7

Анкета по изучению удовлетворенности
педагогов Школы раннего развития деятельностью блока занятий «Музыка»
Уважаемые коллеги! Для отслеживания результатов деятельности блока занятий «Музыка» прошу Вас ответить на вопросы:
Посещаете ли Вы сами занятия «Музыка» и как часто?
Да
Нет
Изредка
Считаете ли Вы достаточным проведение занятий 1 раз в неделю?
Да
Можно и чаще
Считаете ли Вы, что репертуар занятий «Музыка» соответствует возрастным особенностям и возможностям обучающихся?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Помогают ли занятия музыкой раскрываться творческим способностям обучающихся?
Да
Нет
Частично
Происходят ли изменения в поведении обучающихся после посещения занятий «Музыка» и какие? (опишите в нескольких словах)

Спасибо!









HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER1413




X

x