Всего представлено работ: 244024

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Жемеро Анатолий Иванович

Мастер-класс "Развитие актёрского внимания"

скачать документ

Вернуться назад

-78446025262МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4»e-mail: ddt4_nkz@mail.ruМастер-класс«Развитие актёрского внимания»Разработчик:Жемеро Анатолий Иванович,педагог дополнительного образованияРедакция: Саломатова Елена Николаевна, методистАдрес: 654059 Кемеровская область, г. Новокузнецк,ул. М. Тореза, 82а, тел. 54-63-35г. НОВОКУЗНЕЦК2020г.Место и время проведения мастер-класса: 21.02.2020г. МБУ ДО «Дом детского творчества №4», каб. 101, 10.00.Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования и руководители театральных коллективов.Цель: раскрытие понятия «актёрское внимание» и воспитание навыков многоплоскостного внимания.Задачи: - познакомить аудиторию с понятием «актёрское внимание»;- показать важность и необходимость концентрации актёрского внимания; - на практике продемонстрировать упражнения на развитие многоплоскостного внимания.Данный мастер-класс направлен на решение проблемы, которая может возникнуть у неопытных педагогов по развитию актёрского многоплоскостного внимания. Этот мастер-класс нацелен вооружить педагога средствами, которые помогут в организации актёрских тренингов по развитию концентрации внимания и формированию навыка наблюдения за всем происходящим вокруг.Ход мастер-классаХотелось бы начать мастер-класс с притчи Пауло Коэлью «Секрет счастья»Один торговец отправил своего сына узнать секрет счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша 40 дней шел через пустыню к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. В этом замке жил мудрец, которого он искал. Мудрец выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему секрет счастья, и предложил ему прогуляться по дворцу и прийти через 2 часа.- Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул 2 капли масла. - Все время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через 2 часа он вернулся к мудрецу.- Ну, как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который садовник создавал 10 лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.- Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, - сказал ему мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с его домом.Успокоенный, юноша взял ложечку с маслом и снова пошел на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все картины, развешанные на стенах, на сады, окруженные горами, на цветы, выращенные садовником.Вернувшись к мудрецу, он описал все, что видел.- А где те 2 капли масла, которые я тебе доверил? - спросил мудрец.И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что все масло вылилось.- Это и есть совет, который я могу дать: секрет счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом, не забывая о 2 каплях масла в своей ложечке.Теоретическая часть.Теперь, давайте поговорим о важности и значимости внимания в актёрской профессии. Важнейшим компонентом работы актёра является актёрскоё внимание. И перед педагогами театральных студий стоит важнейшая задача развития актёрского внимания. Самое главное в актёрском искусстве - выполнение актёрских задач: чего я хочу на данный период, как и на период всего спектакля. Для её выполнения необходима концентрация внимания, а, как правило, у начинающих артистов внимание бывает рассеянное. Актёру же необходимо уметь видеть и слышать всё, что происходит на сцене, за кулисами и в зрительном зале. И «выпочковывать» только необходимое для выполнения актёрской задачи. Это актёрское внимание называется многоплоскостное. Подразделяют три круга внимания:1.Я и партнёр (диалог, комната или репетиционный класс).2.Здание (зритель, закулисная часть).3.Улица, город, космос.Концентрация внимания необходима так как, выполняя актёрскую задачу, отстаивая в диалоге свою позицию, актёр не имеет права отвлекаться на посторонние шумы, которые могут возникать в процессе спектакля. От этого зависит его органика и актёрская правда.Внимание можно тренировать, наблюдая как мир в целом, так и отдельные явления и предметы. Когда какой-то предмет привлекает наше внимание, мы начинаем мысленно пытаться постичь его, то есть, предмет становится объектом нашего внутреннего общения. Станиславский подчеркивал эту особенность наблюдений за предметами и явлениями.К. С. Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеянность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой – верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл.Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту внимание – это объективное сосредоточение на предмете или мысли, а в театре – целенаправленный искусственный акт в пределах сценической среды. Оно помогает актёру развить чувство правды, эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы». Любой театральный тренинг начинается с упражнений на внимание. Первое, чему учится актер — умению воспринимать и слышать окружающий его мир.Практическая частьУпражнения:№1. Учащиеся сидят в полукруге. Говорим – 1-ый круг внимания. В полной тишине они слушают шумы в аудитории: где-то скрипнет стул, раздастся кашель. Через минуту определяем второй круг внимания, они слушают здание. Третий круг внимания. Представим, что происходит за зданием. Это надо услышать и увидеть: где-то пробегают дети около дома творчества, где-то залаяла собака на улице, проезжает трамвай, стук колес. Всё это по минуте по две. Затем спрашиваем, кто, что услышал в первом круге внимания, во втором и третьем.Следующий этап: варьируем круги внимания с первого на третий, с третьего на второй и т.д. №2. Публичное одиночество. Один из участников садится на стул, ему дается книга, он должен прочесть и запомнить какой-то абзац, остальная группа мешает ему, но, не задевая руками, пищать, визжать, разговаривать. А он же должен, не смотря ни на что, прочитать и запомнить. Должен всё пересказать. Надо уметь концентрировать своё внимание.№3. Московское упражнение. Мхатовское. Дети в полукруге, пересчитываются по порядку номеров, от первого до последнего. Упражнение делается с хлопками. Первая плоскость внимания - физическая. Первое движение - щелчок правой руки, затем рука наверх, второе движение - то же левой рукой, третье движение - хлопок и четвертое движение - хлопок по коленам. Довести до автоматизма движения рук. Включаем вторую плоскость внимания - голосовую. Передача своего номера на щелчках пальцев: правая рука - свой номер, левая – номер, кому передаешь.№4. Ниндзя. Один - охранник Китайской стены, остальные – ниндзя, они должны перемещаться по комнате и, дойдя до стены, коснуться ее. Если охранник застает ниндзя в движении, то ниндзя уходят в изначальную позицию.№5. Упражнение на плоскостное внимание. Необходимо три человека, по хлопку надо занять позу, но поза не должна повторять позу партнёра. Можно на три хлопка. На каждый хлопок участник делает движение и замирает.№6. Упражнение в круге «Импульс». Взявшись за руки, передаём импульс. №7. Упражнение в круге «Пинг-понг». Передача хлопка в круге. Мобилизация внимания.№8. Фотокадр. Шпионское. На столе 5 предметов, педагог закрывает их от учащихся, которые по очереди проходят и смотрят, как расположены предметы. Затем педагог перемешивает предметы, а дети должны восстановить первоначальную картину, делая это по очереди. Педагог оценивает проделанную детьми работу.Вывод.Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста. Желаем успехов в работе и творчестве!
X

x