Всего представлено работ: 244102

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Мизгер Ирина Николаевна

Проект «Формирование навыков наблюдения за природными объектами как средство развития познавательных интересов старших дошкольников с нарушением речи»

скачать документ

Вернуться назад
Проект «Формирование навыков наблюдения за природными объектами как средство развития познавательных интересов старших дошкольников с нарушением речи»


Мизгер Ирина Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Классическая гимназия №39" структурное подразделение детский сад «Жемчужинка», (МБУ «Гимназия № 39» СП Д/С «Жемчужинка»)
Воспитатель


Актуальность проекта
В современном образовании четко намечается тенденция к повышению теоретического уровня знаний как основы для развития творческих способностей и самостоятельности личности. В связи с этим возрастает необходимость обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ – наблюдению, как методу познания окружающей действительности.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, к сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремиться к активной деятельности. Однако, современные гаджеты заполняют все свободное времяпровождение дошкольника вне образовательного учреждения. Таким образом сложившееся противоречие между ценностью реализации наблюдения, как метода познания окружающей действительности и отсутствием методических рекомендаций и практических разработок для решения данной проблемы.
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи процессу наблюдения
Задачи:
1. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ умения выдвигать гипотезы, строить предположения;
2. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ умения выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различный факты;
3. Развивать умения отбирать средства и материалы для наблюдения;
4. Развивать умения планировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;
5. Формировать умения делать выводы в соответствии с результатами наблюдения, обобщать и анализировать их.

Этапы
проекта
Задачи
Мероприятия
Механизмы
Ожидаемые результаты

подготовительный
вызвать у детей интерес и желание принять участие в наблюдении;

создать оптимальные условия для проведения наблюдения
работа с литературой;
анализ программ;
работа с сетью Интернет;
создание схем; создание алгоритмов;
создание картотек
подготовительные занятия включают в себя: рассмотрение проблемных вопросов;
проведение экспериментов по наблюдению;
обучение формулированию гипотез наблюдений
заинтересованность детей;
создание оптимальных условий для проведения наблюдения;
вызван познавательный интерес детей;
воспитанники ориентируются по схеме

основной
формировать умение вместе со взрослыми
формулировать цель наблюдения;
выделять существенные признаки и связи;
сопоставлять различные факты
организация наблюдений;
создание проблемных и игровых ситуаций;
разработка рекомендаций родителям по формированию познавательных интересов у детей посредством наблюдения
практические занятия: опрос детей о подтверждении или опровержении
гипотезы;
самостоятельная работа детей по поиску необходимой информации;
самостоятельное выполнение практических действий;
самостоятельное составление экспериментальных моделей, схем

ребенок видит и выделяет проблему;
принимает и ставит цель;
анализирует объект или явление;
выделяет существенные признаки и связи

заключительный
формировать умение детей оценивать результаты своей деятельности,
формировать умение определять новую проблему и предстоящую деятельность
итоговая беседа;

проведение викторины
итоговые обсуждения с детьми результатов
наблюдений;

презентация деятельности с детьми;

выступление с докладом на педагогическом совете
у ребенка сформированы умения:
-видеть и выделять проблему;
-принимать и ставить цель;
-сопоставлять различные факты;
-выдвигать гипотезы, предложения;
-делать выводы;
-фиксировать этапы действий и результаты графически


Система работы воспитателя по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе наблюдения состоит из блока практических занятий.
Как компонент, наблюдение включается и в другие формы работы: НОД, экскурсии, прогулки, акции. Наиболее эффективным вариантом для проведения наблюдений является, конечно же, прогулка.
Изучив источники методической литературы по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, опыт педагогов других детских садов, мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. Каждый воспитатель, пользующий картотекой, имеет возможность заменить какое - либо наблюдение, в зависимости от состава воспитанников, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.
Результаты наблюдений находят отражение в детских рисунках, аппликациях, поделках. Таким образом, наблюдение – это исследовательский кладезь по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.


Перспективы реализации проекта. Возможности дальнейшего развития проекта: разработать картотеку наблюдений, которая поможет педагогам в планировании воспитательно- образовательного процесса.




Список используемой литературы:


1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2. Богоявленская, Д. Б. Проблема выявления и развития способностей школьников в системе общего и дополнительного образования [Текст] / Д. Б. Богоявленская / Одаренный ребенок. - 2006. - N 2.
3. Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культура, 2005.
4. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
6. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013.
7. Денисенкова, Н. С. Качество современного дошкольного образования. Взгляд во времени [Текст] / Н. С. Денисенкова / Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 4.
8. Димитрова А.Д. Наблюдения за природой на занятиях по экологии в детском саду. – М.: Мысль. – 2008.
9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
10. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми. Вопросы психологии. 1982. №4
11. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. Москва, Просвещение, 1988
12. Маневцова Л.М. Использование элементов поисковой деятельности для развития познавательных способностей / Л.М. Маневцова / Формирование познавательной активности у старших дошкольников. -Ульяновск, 1985.
13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. М.: 2005 АРКТИ
14. Островская Л.Ф. Детские интересы. Как их развивать? Воспитатель и дети. М., 1985.
15. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1998.
16. С.Н. Николаева Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика Синтез 2010.
17. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. Ярославль: Акад. развития, 2002.
18. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.
19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
X

x