Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Сафронова Наталья Борисовна

Открытый урок на тему: "Комплексное развитие скрипача на начальном этапе обучения"

скачать документ

Вернуться назад

Открытый урок на тему:«Комплексное развитие скрипача на начальном этапе обучения»Сафронова Наталья Борисовна (ГБУ ДО ДМШ№2), г.БайконурПреподаватель по классу скрипки План-конспект открытого урока по скрипке с обучающейся 1пп класса Галимжановой Нурсаёй Дата: 13.11.19г. Время: 9.50ч. Место: кабинет №7Тема урока: «Комплексное развитие скрипача на начальном этапе обучения».Цель урока: Подготовить ученицу к дальнейшему обучению в ДМШ, помочь овладеть ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для нее форме.Задачи урока:Образовательные: - формирование первоначальных представлений музыкальной грамоты;- формирование навыков интонирования;- формирование навыков постановки;- формирование мышечной свободы при игре на скрипке;- формирование навыков сольной и ансамблевой игры;Развивающие:- развитие музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, память;- развитие мелкой и крупной моторики, координации;- развитие способности музыкального восприятия и исполнения музыки;- развитие мышления, воображения, творческих проявлений во всех видах музыкальной деятельности;Воспитательные:- приобщение к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетическогоразвития в игровой форме;Вид урока: традиционный.Тип урока: смешанный.Форма урока: индивидуальная.Методы обучения: - учет индивидуальных особенностей ребенка;- доброжелательный климат на уроках;- положительная оценка любого достижения;- постепенность и последовательность подачи учебного материала;- применение индивидуального подхода к обучающейся;- воспитание свободной и естественной постановки у начинающего скрипача;Здоровьесберегающие: соблюдение правильной постановки, упражнения на освобождение игрового аппарата, физминутка для расслабления рук, шеи, спины.Структура урока: Введение 4 мин.Основная часть урока: 33 мин.- упражнения;- пьесы;Заключительная часть урока: 3 мин.- домашнее задание;- итог урока, выводы.Средства обучения: две скрипки, смычки, фортепиано, канифоль, пульт, нотный материал (Фортунатов К.А. «Юный скрипач» I выпуск, клавир) тетрадь для правил.Вступление:Начальный период обучения скрипача является важнейшим, определяющим всю его дальнейшую судьбу, поэтому ему нужно уделить особое внимание. Д. Ойстрах считал, что ошибки в фундаментальном обучении с огромным трудом могут быть преодолены на более поздних стадиях обучения. Игра на скрипке с физиологической точки зрения очень сложна. И далеко не все дети, приходящие в скрипичный класс, успешно справляются с этим. Поэтому в начальном периоде обучения скрипичной игре важен индивидуальный подход и помощь родителей.Содержание урокаВремя Методика проведения урокаI. Вводная часть 1) Организационный этап4 мин. Проверка готовности к уроку и настройки инструмента. Сообщение темы и плана урока. Эмоциональный настрой. Вступительное слово преподавателя. На протяжении урока обучающейся задаются вопросы (см. ниже приложение)II. Основная часть1.Упражнение «Часики»2.Упражнение «Качели»3.Упражнение «Досчитаем до семи»4.Тетрахорды на струнах: Ре и Ля штрихом пиццикато.5.Совместная игра двумя руками.6. Физминутка.7. «Как пошли наши подружки» р.н.п. – дуэт с педагогом.8. «Русская песня» - дуэт.9. «Как на тоненький ледок» р.н.п. – дуэт.10. М. Магиденко «Петушок»1 мин.3 мин.3 мин.2 мин.5 мин.1 мин.3 мин.3 мин.7 мин.5 мин.Усвоение новых знаний и умений. Правильно взять правой рукой округлыми пальчиками смычок и выполнять наклоны со смычком в разные стороны на вытянутом локте под счет (30-50раз) для укрепления пальцев и их правильной фиксации на трости. Ведение целым смычком по пустым струнам Ре и Ля поочередно. Сначала начинаем от Ре вниз смычком, следя за плавной сменой струн, добиваясь качественного звукоизвлечения, при этом не задевая соседние струны. Затем от Ля струны то же самое упражнение. Это упражнение также на правую руку: чередование 6 коротких нот с одной длинной разными частями смычка. В этом упражнении хорошо прослеживается кисть, регулируется степень сгиба. Следить за ровностью звучания, качественном распределении смычка (нижней и верхней половиной смычка - короткие четвертные ноты, а целым смычком – длинные, половинные). Обращаю особое внимание на свободную мягкую кисть, поднятый локоть на уровне кисти и опущенное правое не зажатое плечо. (Для отдыха рук опускаем их поочередно и делаем «фонарики»). Повторяем скороговоркой, пропеваем нотки на средних струнах вниз и вверх поочередно. Затем правильно кладем шейку скрипки на основание указательного пальца и начинаем играть тетрахорд приемом пиццикато с пропеванием нот сначала на Ре струне пару раз вверх и вниз, затем на струне Ля. Теперь играем эти тетрахорды со смычком, т.е. двумя руками. Сначала на струне Ре четвертными полным смычком с последующей паузой; во время паузы готовим следующий палец (ставим «подушечкой на струну, либо поднимаем»), пропевая ноты и паузы вслух. Затем то же упражнение, но уже без пауз на струне Ля. Следить за плавным звукоизвлечением смычка без «скрипа» и излишнего напряжения в обеих руках. Далее коротким смычком в разных частях удвоенными нотами для подготовки игры песенок двумя руками. На раскрепощение мышц шеи, рук, плеч и спины в игровой форме (подрыгали плечиками, словно кузнечики; вращаем головой как стрекоза; покачали ручки как макушки деревьев от ветра и т.д.) Вспоминаем ноты, проигрываем их пициккато с названием нот. Спрашиваю про длительности, их счет, проговариваем размер 4/4. У обучающейся партия - аккомпанемент, у меня тема. Играем наизусть арко, считаем половинные, слушаем друг друга в ансамбле. Если предыдущей пьесе помогло упражнение «Качели», то в этой песенке помощником стало упражнение «досчитаем до 7». Игра по нотам. Определение размера, длительностей, ритмического рисунка. Так на одной струне-ноте Ля чередуются разные длительности (четвертные с половинными), соответственно меняется ритмический рисунок, используются разные части смычка.Особое внимание уделяем гибкости правой кисти и счету длительностей. Ансамблевая игра с педагогом. Дома было задано выучить слова песни наизусть. Краткий музыкальный анализ пьесы (размер, темп, на каких струнах, какие ноты, длительности, распределение смычка, есть ли повторение мелодии?). Затем прохлопали в ладоши ритм, пропели мелодию нотами, затем со словами и приступили к игре со смычком. Отработали в припеве репризу, т.к. при повторении меняется направление смычка и труднее попасть смычком сразу на струну Ми. Добивались плавной смены струн. Попробовали сыграть дуэтом, получилось со второго раза. Далее приступили к совместной игре двумя руками. Пьесу «Петушок» мы готовим на Академический концерт, поэтому об-ся почти выучила ее наизусть. Осталось добавить динамические оттенки и лучше делать филировку на последней длинной ноте. С чем ученица успешно справилась после пару проигрываний. Первую строку играли нижней частью смычка на f, плотно прижимая волос смычка к струне, а вторую на p верхней половиной смычка, легким касанием, чтобы добиться прозрачного звучания.III. Заключительная часть. Домашнее задание.Подведение итогов. Вывод. Самоанализ урока. 1 мин.2 мин. Закрепление пройденного материала. Было задано повторять правила, разыгрыватся по 10 минут на упражнениях как в классе. Доучить ансамблевые пьесы и сдать их. «Петушок» выучить с оттенками, готовить к академ. концерту. Приложение:Какие ноты находятся на струне Ре и Ля?Назвать длительности нот и их счет.Что такое реприза?Что такое f, p, m и ff?Что такое пауза?Что такое филировка звука?
X

x