Всего представлено работ: 241995

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Сафронова Наталья Борисовна

Методическое сообщение: "Принципы и проблемы формирования основных приемов звукоизвлечения в классе скрипки"

скачать документ

Вернуться назад

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ«Принципы и проблемы формирования основных приемов звукоизвлечения в классе скрипки»Сафронова Наталья Борисовна (ГБУ ДО ДМШ №2), г.БайконурПреподаватель по классу скрипки Цель: Выявление проблемы формирования основных приемов звукоизвлечения в классе скрипки. Задачи: Обозначить основные приемы звукоизвлечения.Обучить юного скрипача первоначальным игровым навыкам.Выделить главные требования в работе над звукоизвлечением с начинающими скрипачами.Научить юных скрипачей слушать, элементарно владеть звуком и ритмом.Привить бережное отношение к звучанию скрипки. Добиваться в работе над «кантиленой» ровности звучания, плавности исполнения.Добиваться выразительного и образного исполнения. План:Развитие внутреннего слуха.Различные приемы овладения первоначальными игровыми навыками.Овладение культурой скрипичного звука.Две группы скрипичных штрихов: основные и производные.Изучение штриха легато и деташе.Главные требования в работе над звукоизвлечением.Особенности изучения кантилены.Понятие «кантилена».Ведение смычка в работе над кантиленой.Филировка звука.Принципы и проблемы формирования основных приемов звукоизвлечения в классе скрипки.Когда говорят про скрипача: у него скрипка поет – вот высшая ему похвала. Тогда его не только слушают, но стремятся слушать, о чем скрипка поет… Б. В. Асафьев Красивый, певучий, осмысленный звук - главное качество музыканта, особенно исполнителя на струнно-смычковых инструментах. Это разнообразная динамическая палитра исполнителя, тонкость фразировки и акцентировки, умение музыканта находить звуковые краски, которые передают стиль эпохи, характер исполняемого произведения. Вопросы культуры звука скрипача освещены в работах наших известных педагогов – музыкантов: К.Г. Мостраса, А.И. Ямпольского, Ж. Сигети, Ю.И. Янкелевича, а основоположник русской скрипичной школы Л. Ауэр считал наличие красивого звука основным делом обучения скрипача. Пойте на скрипке. Это единственное средство сделать вашу игру выразительной... Л. Ауэр Проблема качественного звукоизвлечения на скрипке сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Наряду с такими критериями оценки исполнителей, как артистизм, свобода самовыражения, понимание стилевых особенностей, владение разнообразными приемами игры, всё же, самое главное требование - качество звукоизвлечения и высокий художественный и технический уровень этого процесса. В сложном процессе звукоизвлечения и исполнения на струнно-смычковых инструментах ведущая роль принадлежит слуху, поэтому в основу воспитания культуры звучания должна быть положена систематическая работа по развитию внутреннего слуха. Исходя из данных психологии и физиологии, методы обучения исполнительскому мастерству должны быть комплексными - слуходвигательными. Осваивая основные приемы звукоизвлечения, нужно вносить в процесс обучения скрипача элементы творческого развития слухового восприятия и музыкального мышления. Кроме того, метод овладения основами звучания и техники смычка должен быть ориентирован на организацию исполнительских приемов профессионального музыканта. Существуют различные приемы овладения первоначальными игровыми навыками. Работу над звукоизвлечением с начинающими скрипачами я начинаю с использования нижней, затем средней части смычка. При этом методе игровые движения и приемы звукоизвлечения осваиваются комплексно, осознано и дают ряд преимуществ: - исключается фиксация плечевого сустава (он остается свободным) и «жёсткая хватка» смычка, так как в основе метода лежит ощущение руки, веса смычка и формирование умения уравновешивать смычок пальцами; - уменьшается опасность мышечного напряжения, т.к. регулируется давление смычка на струну (с помощью незначительного воздействия мизинца на трость происходит облегчение смычка);- появляется возможность связать навык удерживания смычка пальцами и исходный прием извлечения звука. Работа над звукоизвлечением в нижней части смычка предполагает распределение внимания между слуховыми, мышечно-тактильными и двигательными ощущениями. Начальное обучение звукоизвлечению у колодки - процесс сложный и не может гарантировать моментальных или перспективных результатов. Поэтому методы обучения должны быть подобраны рационально. Разрешение проблемы формирования основных приемов звукоизвлечения на скрипке заключается в использовании следующих принципов: - при формировании техники звукоизвлечения смычком - опора идет на слуховой критерий, а каждое игровое движение осваивается в тесной связи со слуховым восприятием; - необходимо как можно раньше сформировать сознательный навык управления мышечными ощущениями в игровых движениях ученика: от расслабления - к мышечной энергии - и снова к расслаблению; - постоянная ориентировка в весовых соотношениях при игре различными частями смычка; - овладение приемами звукообразования сначала в коротких отрезках смычка последовательно в нижней, средней и верхней его частях. Данный принцип обусловлен тем, что звукоизвлечение целым смычком представляет собой сложный навык, и его качественное выполнение должно быть подготовлено освоением простых элементов; - освоение с самого начала комплекса основных приемов техники смычка, таких, как: звукоизвлечение при движении вниз и вверх, соединение звуков при смене смычка и при смене струн в различных частях. Раннее овладение целым набором перспективных игровых приемов позволяет уже на первоначальном этапе обучения достигать плавности, напевности, мелодической слитности и интонационной выразительности в исполнении. Последовательное выполнение изложенных принципов ориентирует юных скрипачей на овладение культурой скрипичного звука. Это возможно лишь при условии - двигательной свободы начинающего скрипача, его правильном приспособлении к инструменту. В развитии навыков правильного качественно звукоизвлечения в скрипичном исполнительстве трудно переоценить значение штрихов, так как правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии в единстве с техническим приемом левой руки (вибрато) определяют культуру звука скрипача. Мелодическая мысль неотделима от особенностей её произнесения на инструменте так же, как человеческая речь от артикуляции и интонации произнесения. Понятие «штрих», применительно к смычковыми инструментам, должно рассматриваться как характер произнесения музыкальных звуков, основанный на образно-интонационном содержании мелодии, достигаемый определенными движениями смычка. Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные. К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартеле, сотийе и спиккато. Остальные скрипичные штрихи правомерно можно считать производными, т.к. в их звуковых характеристиках и приёмах исполнения комбинируются отдельные элементы названных пяти типов. Основные скрипичные штрихи активно формируют основные навыки управления звуком скрипки, приёмы звукоизвлечения и звуковедения, смены направления смычка, переходов с одной струну на другую. Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей степени связана со штрихом легато, который представляет собой осуществление идеала непрерывного потока звуков. Поэтому данный штрих должен быть развит каждым скрипачом до совершенства. Большим подспорьем в освоении различных приёмов связывания звуков смычком может послужить сольфеджирование, где главной задачей ставится осмысление мелодии, её грамотная фразировка и мелодическое дыхание. Трудно преувеличить значение общей свободы и целесообразности движений при игре на скрипке для становления культуры скрипичного легато. На деле, в результате даже самой незначительной зажатости какого-либо сустава или излишней напряжённости мышц рук движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука, ограничивается слуховое восприятие. Важнейшее условие хорошего легато – умение рационально использовать длину всего смычка, его частей и отрезков – неотделимо от образно-художественного смысла и строения музыкальной фразы. В основе процесса овладения выразительной фразировкой лежит формирование двух навыков: умения расчленять мелодию на периоды, предложения, фразы, мотивы и умения определять подход к кульминации саму кульминацию и кульминационный спад. Как же организовать перспективное формирование и развитие многочисленных приёмов и навыков, составляющих мастерство владения скрипичным легато? Прежде всего, нужно как можно раньше сформировать у ученика представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу легато означает не просто исполнить несколько звуков на одно движение смычка, а достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, присущих вокалистам. Поскольку осмысление характерных черт какого-либо штриха более эффективно происходит путём сравнения, целесообразно обратить внимание юного скрипача на различие двух способов соединения звуков в мелодии – менее связного, осуществляемого разными движениями (деташе) и более связного, выполняемого одним движением смычка (легато). Передать различие этих приемов поможет проведение ассоциации с понятиями «сказать» и «пропеть». Такой приём способствует осознанию характера связной и раздельной игры. Знакомить ребёнка с разграничением штрихов можно уже на стадии освоения элементарных приёмов исполнения, т.к. метод позволяет приступать к систематическому изучению штриха легато и деташе на материале пьес по открытым струнам. Выделю главные требования в работе над звукоизвлечением с начинающими скрипачами, которых придерживаюсь в своем классе: • слуховая настройка (установка) на мелодическую слитность, напевность звучания; • в основу работы над разнообразными техническими приёмами ложиться фразировка мелодии; • последовательное изучение различных вариантов распределения смычка, основанное на метроритме и смысле музыкальной фразы, с учётом взаимодействия трёх основных факторов звукоизвлечения: - игровой точки; - скорости движения смычка; - давления смычка на струну; • систематическая проработка навыков соединения звуков при перемене направления смычка и его переходах с одной струны на другую; • координация движений правой руки и смычка с элементами техники левой руки – чёткой артикуляцией пальцев, сменами позиций, вибрато. Необходимо научить юных скрипачей слушать, привить бережное отношение к звучанию скрипки, элементарному владению звуком и ритмом, добиваться выразительного и образного исполнения даже самых простых детских пьес. Процесс совершенствования художественного звукового мастерства безграничен. И когда основные градации звука освоены, встает вопрос о целенаправленности использования звука, связанной с художественными представлениями, которые появляются с развитием скрипача как музыканта. Аналогично с поиском красок художником у юного музыканта идет поиск красок в звуке. Поиск звуковой динамики, колорита, характера звучаний происходит исходя из тематического материала, стиля произведения и способствует формированию собственного индивидуального и неповторимого звукового «языка» музыканта. Особенности изучения кантилены в классе скрипки. Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в исполнительской сфере музыкального мира. Основной акцент в современном исполнительстве ставится на владение виртуозной техникой, виртуозными приемами игры. Примерно с 20 века творчество в музыкальном исполнительстве постепенно стало затираться, и к нашему времени окончательно победил механистический подход (быстрее – выше – сильнее), поэтому кантилене перестали уделять достаточно внимания. Многие из тех, кто обучается игре на скрипке, пришли к выводу, что певучие мелодии играть проще, чем сложные быстрые, виртуозные пассажи (потому что меньше нот), и стали пропускать их во время занятий, концентрируясь больше на «технике». С этой тенденцией боролся, например, Д.Ойстрах, говоривший, что кантилена – самый виртуозный прием из всех существующих. Б. Асафьев писал «Когда говорят про скрипача: у него скрипка поет, - вот высшая ему похвала». Кантилена (итал. Cantilena, от canto – пение) – это пение на скрипке. Примерно с 19 века считалось, что это главное и самое ценное, что вообще есть на скрипке, и, соответственно, лучший скрипач – тот, кто лучше всех умеет на скрипке петь, передавая в звуке тончайшие движения души. А. Ямпольский говорил: «Скрипка у тебя должна звучать так, как у хорошего итальянского певца, который поет, будто играет на скрипке». Не случайно, в 19 веке, когда певучести, красоте и тембровой характеристике уделялось огромное значение и внимание, что даже проводились состязания между певцами и скрипачами, и последние не оставались побежденными. Так же понятие «кантилена» часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь «кантилену», а может быть лишен ее. Такой инструмент считается браком, т.к. не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качества инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством струн. Если время «затухания» звучания аккорда превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время меньше 30 секунд, то такой инструмент лишен «кантилены» и является продуктом второго сорта. Лучшие качества исполнения кантилены включают в себя следующие характеристики: - Ровность течения; - Плавность; - Певучесть; - Богатство тембровой палитры; - Большой динамический диапазон; - Отсутствие излишних призвуков (форсирование звуков, скрипа). При исполнении кантиленных пьес на скрипке, большое внимание уделяется звукоизвлечению. Для того, чтобы правильно построить работу над звукоизвлечением, необходимо знать основные его закономерности: - Усвоить то или иное положение смычка на струне; - Степень его нажима; - Скорость движения смычка; Невозможно сформировать качественный звук – не имея базы в этих моментах. Условие, которое необходимо иметь в виду при работе над кантиленой – это постановка правой руки, создающей условия для свободы движения при звукоизвлечении. Движение правой руки должно производится в одной плоскости, без «углов». Давление смычка на струны желательно осуществлять «весом» руки и некоторым прижатием смычка к струне указательным пальцем, что наиболее плодотворно. О «весе» руки до сих пор идут споры – ЧТО ЭТО? КАК ОБЪЯСНИТЬ? И только педагог может объяснить ученику, как уловить это ощущение. В работе над кантиленой немаловажную роль играет ведение смычка. Если вести смычок ближе к грифу – то появляется возможность ускорить, либо замедлить скорость смычка в зависимости от художественной задачи. Большое внимание следует уделять наклону смычка. Поворот трости смычка так же приводит к некоторому изменению в прикосновении волоса к струне и влияет на качество звука. Анализ воздействия на смычок сил показывает, что при параллельном движении смычка возникает тяготение к грифу, «сбрасывание» смычка. Это особенно заметно у начинающих скрипачей. Скрипач, будь то ученик, студент, концертирующий исполнитель, обязан непрерывно держать в поле зрения качество звукоизвлечения, тогда кантилена получится. Еще одно понятие, необходимое при исполнении кантилены – плавность ведения смычка, достижение хорошей управляемости. Очень полезно «тянуть» длинные смычки с нюансами (f, p, mf, mp, < >). Певучесть звука обладает различными оттенками, может изменяться по тембру и высоте. Одним из важнейших элементов исполнения кантилены является смена смычка. Очень часто даже у известных исполнителей наблюдается невежливая, продергивающая смена смычка. По поводу выработки незаметной смены смычка написано очень много вариантов: • Использование фингерштрих; • Движение кисти у колодки «восьмерки»; • Незаметная смена смычка «доведение» до конца с помощью инерционного движения кистью; И, наконец, проблемы касающиеся филировки звука. Продуманной методики работы над филировкой звука нет. Исполнитель чаще всего опирается на свою интуицию. Филировка может осуществляться несколькими способами: • Задержка смычка на струне в самом конце звучания, с ослаблением нажима на струну. Смычок после паузы не снимается, а остается лежать на струне еще от той длительности, которую озвучивал. • Филировка звука с помощью перехода смычка в конце его проведения к подставке. Используя филировку звука в кантилене, создается художественное ощущение полета звука, плюс прибавление динамики или ее убывания. Вывод: Обучение игре на скрипке не должно ограничиваться только технологическим аспектом. Необходимо обращать внимание на слуховые ощущения, которые возникают в процессе обучения, следить за качеством и художественным наполнением. Работа над кантиленой является одним из продуктивных методов повышения мотивации учащихся к обучению на скрипке и средством формирования творческой музыкальнойиндивидуальности, эстетического вкуса и приобщением к музыкальному искусству.Список литературы:1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». М. 1965. 2. Берлянчик М., Либерман М. Культура звука скрипача. М.: Музыка, 1985. 3. Корто А. «О профессиональном искусстве» 4. Мищенко Г. «Методика обучения игре на скрипке». 5. Флеш К. «Искусство скрипичной игры». М. 1963 6. Ямпольский А. «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей». М.1968. 7. Янкелевич Ю. « О первоначальной постановке скрипача». М. 1983. 8. Янкелевич Ю. «Педагогическое наследие». М.: Постскриптум, 1993.9. Гутовец М.В. Некоторые особенности современного музыкального образования в ДМШ// Молодой ученый. – 2015. - № 22. – 6-8 с. 10. Григорьев В. Методика обучения игры на скрипке. – М.: Классика XXI, 2006. – 256 с. 11. Квятковский А.П. Кантилена // Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1996. – с 130. 12. Ямпольский А. О методе работы с учениками// Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. Сб. – М.: Музыка, 1996. – 8-12 с.
X

x