Всего представлено работ: 242034

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Екатерина Александровна Тимофеева

Интерактивные игры как средство развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААннотация: В статье представлена система работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников через интерактивные игры.ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности и развития творческого потенциала каждого ребенка.Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Информационно-коммуникационные технологии, интерактивные средства обучения, несут в себе огромные потенциальные возможности для развития ребенка, становления его как полноценной личности, способствуют обогащению его коммуникативного и социального опыта.Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.Моя задача, как современного педагога, состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать уверенный шаг в искусство через интерактивные игры, которые я использую как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.Учитывая потребности современных дошкольников, мною была разработана программа по художественно-эстетическому развитию для старшей и подготовительной группы.Программа состоит из 3 этапов: «Картинная галерея», «Школа художественных наук» и «Творческая мастерская».Одним из главных средств реализации является учебно-игровое пособие «Вернисаж», которое представлено в форме дидактических и интерактивных игр.Данное пособие можно применять во всех образовательных областях, в разных режимных моментах. Так как игра является ведущим видом деятельности, именно она стала наиболее эффективным и доступным способом для развития творческих способностей детей. Все игры выполняются с помощью цветовых рамок. На каждом этапе программы я применяю интерактивные игры, созданные в программе PowerPoint.Ребенку важно понять правила игры, которые очень просты: достаточно знать основные цвета, и какой цвет рамки чему соответствует.Использование интерактивных игр позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, обеспечить наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.На первом этапе моей программы, который я назвала «Картинная галерея», происходит знакомство с профессиональным искусством и его яркими представителями, манерой их исполнения с помощью отобранных репродукций картин. Созданный мной интерактивный инструментарий «Волшебные рамки» помогает детям на первоначальном этапе легче освоить содержание программы путем сравнения и сопоставления. Рассмотрим подробнее игру «Угадай жанр». Изображения картин разных жанров размещены в рамки определенного цвета. Ребенку необходимо расположить изображения картин в соответствующие по цвету рамки. Если задание выполнено правильно, картина перемещается в рамку и исчезает с экрана. Такая игра помогает ребенку проще дифференцировать картины, а затем объяснять свои действия словами, тем самым развивать речь.Аналогичная игра «Кто рисовал?» на знакомство с манерой исполнения разных художников.Игры «Найди лишнее» применимы для знакомства с жанрами, с художниками и манерой их исполнения. Например, на экране представлены изображения картин в жанре натюрморт, и одно изображение в жанре пейзаж, или наоборот. Необходимо одинаковые жанры разместить в рамки одного цвета, а отличающийся жанр в рамку другого цвета. Если задание выполнено правильно, изображение исчезает.На следующем этапе «Школа художественных наук» мы обращаем внимание на правила композиции, теплохолодность цветового спектра, художественные техники и т.д. Работа с пособием носит не ситуативный, а системный характер. Одни и те же игры применимы ко всем жанрам. Начинаем мы с самого простого для восприятия жанра натюрморт, постепенно игры добавляются и усложняются.Рассмотрим игру «Подбери схему». На экране представлены схемы (линейные изображения) разных жанров, расположенные в цветовые рамки. Необходимо выбрать из предложенных изображений картин похожие схемы, и распределить их в рамки соответствующих цветов. С помощью данной игры происходит знакомство с композицией и линейной перспективой.Игра «Тепло-холодно» направлена на знакомство с теплохолодностью. На экране представлены изображения картин, выполненные в теплых и холодных тонах. «Теплые» картины в желтых рамках (например, Ван Гог «Подсолнухи ), «холодные» - в синих (А.Саврасов «Зимний пейзаж»). Необходимо распределить остальные изображения картин (Клод Моне «Натюрморт с яблоками и виноградом», В.Поленов «Золотая осень», И.Айвазовский «Морской берег», В.Поленов «Ранний снег») согласно образцу.Игра «Найди фрагмент». На экране размещены изображения картин разных жанров (например, «Дама в саду» Клода Моне, «Золотая осень» И. Левитана, «Девочка с персиками» В. Серова, «Грачи прилетели» А. Саврасова), а также картинки различных предметов, каждый из которых присутствует на какой либо из картин(зонт, дерево, персик и т. д.). Если задание выполнено верно, то выбранный предмет располагается рядом с изображением картины (или размещается в рамку аналогичного цвета).Игры с рамками носят репродуктивный характер, они – гарант знаний традиционного искусства. Мы, образно говоря, держим себя в определенных рамках. Постепенно осваивая эти традиции, от жанра к жанру, от простого к сложному, мы «выходим за рамки» и проявляем творчество с помощью традиционных и нетрадиционных видов изобразительной деятельности. Так мы переходим к 3 этапу - «творческая мастерская», который является особым в системе моей работы и растворяется в двух предыдущих этапах.Применение интерактивных игр совместно с аналогичными дидактическими и настольными играми способствует усилению интереса дошкольников к изобразительному искусству, наиболее легкому усвоению и закреплению материала, а также служит диагностическим инструментарием. Литература:1. Тимофеева Е.А. Нетрадиционные виды творческой деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников [Текст]: методическое пособие/ Е.А.Тимофеева, Н.А.Сибгатулина.-Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015.2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст ]. [ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155: вступ. в силу с 01.01.2014].-М., 2014.
X

x