Всего представлено работ: 242013

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Макарова Наталья Серафимовна

Развитие интереса обучающихся к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». (Из опыта работы)

скачать документ

Вернуться назад




Развитие интереса обучающихся к курсу
«Основы религиозных культур и светской этики».

(Из опыта работы)


Исполнитель: Макарова
Наталья Серафимовна,
Учитель начальных классов,
МКОУ «Кулебакинская НОШ»,
Гурьевский округ, с. Кулебакино
















с. Кулебакино
2020 Содержание

Введение3

1. Глава.
Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника (практическое задание №1).5

2. Глава.
Освоение традиций многонационального народа России (практическое задание №2)..9

3. Глава.
Изучение основ светской этики в начальной школе (практическое задание №3)..14

4. Глава.
Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ (практическое задание №4)..16

5. Глава.
Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики (практическое задание №5)..30

Заключение37

Список литературы..37
Введение
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Я считаю, что на уроках ребенку должно быть интересно, а на уроках по изучению религии, особенно. Ведь, если ребенку интересно, то он лучше воспринимает материал, значит, усилия учителя не будут напрасными.
Какие же методы и приемы можно использовать на уроках ОРКСЭ? Используя личный опыт и просмотрев методическую литературу, я составила примерный список таких приемов, которые заинтересуют ребенка:
Рисование. Все дети любят рисовать. Рисование творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Практически на каждом уроке можно найти подходящий сюжет для рисования.
Поделки. Примыкают к рисованию. Можно предложить ребенку вылепить храм, сделать открытку к празднику и т. д. Я считаю, это будет прекрасным домашним заданием для ребенка.
Пение. Мои ученики (как и я) любят петь. Им легче запомнить песню, чем стихотворение.
Использование иллюстративного материала. У учеников младших классов преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать на каждом уроке иллюстративный материал. Оборудование кабинета позволяет мне использовать на уроках презентации, компьютерные программы, показывать фильмы и мультфильмы.
Использование художественной литературы. Может быть, сердце маленького ребёнка раскроется скорее на слова поэта, чем на сухие слова учебника? Еще здесь я вижу возможность интеграции уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения.
Инсценировка. Из предыдущего пункта вытекает возможность инсценировать какое-либо произведение, устроить литературную гостиную, или сделать рождественский праздник
Игра-соревнование. Не секрет, что игра остается у младших школьников одним из главных видов деятельности. Мои ученики очень любят соревноваться по командам, особенно, если в конце игры ждут призы и хорошие отметки.
Занимательные задания (вставь пропущенное слово, расположи в определенной последовательности, найди лишнее слово).
Проблемный вопрос. Например, на урок, посвященный святым, можно принести шкатулку и попросить детей отгадать, что в ней находится. А потом попросить ответить, как этот предмет связан с темой урока? (В шкатулке находилась деревянная игрушка, такая, какие изготавливали монахи Троице-Сергиевой Лавры).



























1. Глава. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития младшего школьника
В соответствии с концепцией Кольберга, можно выделить три уровня в нравственном восприятии детей. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
Уровни и стадии нравственного восприятия
Пример

Уровень принятия морали авторитета
(ранний, дошкольный, младший школьный возраст)
Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.

Первая стадия – принятие морали родителей
Ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.
От года до трех лет любовь и забота необходимы ребенку для становления его фундаментальных личностных качеств. Религиозное воспитание ребенка ведется в этом возрасте через направленную на него любовь и заботу, через взаимную любовь между окружающими его людьми. В дошкольном возрасте дети воспринимают «что хорошо и что плохо» от родителей. Если родители Пасху встречают не молитвой, а застольем с распитием спиртного и последующей дракой, то ребёнок и воспринимает это нормой.

Вторая стадия – принятие морали учителя
Поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды.  Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.
В младшем школьном возрасте сотрудничество со взрослыми приобретает новую форму – форму интеллектуального сотрудничества.
Это соответствует тому, что ведущей деятельностью этого возраста является учеба. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Ребенок ничего не меняет в знаниях, которые получает, он меняет себя. Авторитет учителя в этом возрасте является определяющим. Если в этом возрасте педагог придет и скажет детям о том, что Бог их любит, детские сердечки радостно раскроются навстречу этой любви и, по крайней мере, на уроке, будут всей силой желать Богу угодить.  Бывает, что принятие морали родителей меняется на принятие морали учителя.

Уровень принятия морали социума
(подростковый возраст)
Происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.

Третья стадия – принятие морали сверстников
Ребёнок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками. Поэтому если большинство детей в церковь не ходят, то и ребёнок до 10 лет посещающий службы в церкви перестаёт ходить туда, так как боится, что сверстники станут над ним смеяться.

Четвертая стадия – принятие морали общества
 Ребенок осознает существование законов, принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.

Уровень автономной совести
(юношеский возраст)
Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих моральных представлений.

Пятая стадия – сомнение в существующих нравственных ценностях
Личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).
Для этой стадии характерны утилитаризм и суждение о морали как результате общественного договора и позицией, связанной с ориентацией на высший закон и собственную совесть.
Подростки постепенно сами начинают выбирать себе ценности, на которые они и будут ориентироваться. Этот процесс осуществляется на фоне неизбежных кризисов данного возраста: резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах. Однако в процессе взросления эти подростковые психологические кризисы уменьшают свою активность. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Основные психические новообразования – осознание самого себя как целостной личности, самоопределение. Однако в этот период отсутствует социальный опыт, в результате чего появляется юношеский максимализм, стремящийся к внешним достижениям: нравиться всем, получать от жизни всё. В период юности личность отвергает моральные установки и определяет свою иерархию жизненных ценностей, строящуюся, однако, на ранее заданных моральных установках родителя, учителя, сверстников, общества в целом. Ребёнок начинает сомневаться в тех ценностях, которые прививались ему с детства. Выбор делается либо в пользу жизни, направленной на материальную выгоду и потребление, либо выбор духовно-нравственного пути, на основе привитых в семье и школе нравственных ценностей.

Шестая стадия – собственный выбор системы ценностной иерархии
Высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.


















2. Глава. Освоение традиций многонационального народа России

Внеклассное мероприятие "Пасха – день святых чудес"
Цель занятия: знакомство детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями.
Задачи: - приобщать младших школьников к истокам русской культуры;
- развивать мотивацию (потребность, интерес) и способность к художественно-творческой деятельности, расширять кругозор воспитанников;
- воспитывать интерес к народным обычаям и традициям;
Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.
Действующие лица: учитель, ведущая, баба, дед, белое яйцо, красное яйцо, синее яйцо,
Ход мероприятия:
Учитель: (стихотворение К. Феофанова «Пасха»)
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море – точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
Пасха считалась у русских самым большим праздником в году, праздником всех праздников, великим днем, светлым воскресеньем.
Христианская религия определяет Пасху как день воскресения из мертвых Иисуса Христа.
Пасха праздник подвижный, высчитывающийся по лунному календарю, он приходится всегда на седьмой день недели воскресенье. Неделя, предшествующая Пасхе, называется страстной неделей в память о последних трагических днях жизни Иисуса Христа. Неделя после Пасхи святая неделя, пасхальная.
Подготовка к Пасхе начиналась с первых дней Великого поста, усиливалась в страстную неделю.
Пасхальная сценка «Золотое яичко»
Ведущая:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое
· золотое.
Баба:
Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба:
Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
Чудеса!
Баба:
Чудеса!
Дед:
Ты в сундук запри его.
(слышен стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается).
Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.
(Дед и баба под музыку выносят лукошко с крашеными яйцами.)
Учитель: Какая красота! Посмотрите, как интересно покрашены яйца! А зачем их красили? Мы сейчас узнаем!
Выходят дети в костюмах яиц: Белое, Синее и Красное.
Белое: (хвастливо) А меня только что курочка Ряба снесла. Правда, я простое, а не золотое, но зато полезное!
Красное и Синее: А нас только что к Пасхе приготовили. Видишь, какие мы красивые?
Белое: К чему вас приготовили?
Красное: К Пасхе. Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых.
Синее: Мы тоже были белыми, как и ты, но в Великий четверг нас сварили и покрасили. Мы теперь крашенки.
Белое: А зачем вас покрасили?
Синее: Потому что есть такой обычай обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего яйца окрашивают в красный цвет – цвет крови Христа.
Красное: Иногда яйца на Пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются Писанками.
Учитель: Главный обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: "Христос Воскрес!”, а ты в ответ: "Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.
(Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются.)
Учитель: Обрядовой едой у русских на Пасху были крашеные яйца, кулич пшеничный хлеб, пасха блюдо из сладкого творога. По обычаю, все это должно было освятиться в страстную субботу в церкви. Освящение придавало дополнительную святость ритуальным блюдам, усиливало заложенные в них магические свойства.
Яйца, кулич и пасху съедали утром после возвращения с пасхальной службы. Трапеза обычно начиналась с яиц. Первое яйцо делилось на несколько частей, соответствующих количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения, поддержать во всех ее членах любовь друг к другу.
Окрашенное в красный цвет яйцо занимало центральное место в пасхальной обрядности, став своего рода символом праздника. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Так, пасхальное яйцо, по поверью, могло прекратить пожар в деревне, если бросить его в горящий дом. Оно могло помочь хозяйке найти потерявшуюся корову, излечить скот от повальных болезней. Яйцо, положенное в севалку, могло способствовать повышению будущего урожая. Катая в Пасху его по земле, можно, как считали, пробудить землю от зимнего сна.
Все эти поверья объяснялись древними, еще дохристианскими представлениями о яйце как символе, знаке и средстве воскресения и обновления жизни.
Учитель: Так же есть много примет на Пасху.
(Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.)
Если пойдет дождь (весна дождливая будет)
На Пасху небо ясное и солнце играет (к хорошему урожаю и красному лету.)
На Пасху бросать и лить за окно нельзя (Христос под окнами ходит)
Учитель: А теперь послушаем стихи об этом празднике. (дети заранее готовили понравившееся стихотворение)
В лужах солнышко искрится, верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» - щебечут птицы, и поют колокола.
На столе кулич душистый, горка крашенных яиц.
В этот праздник, светлый, чистый, не увидишь хмурых лиц.
Говорят, «Христос воскресе!». «Да, воистину воскрес!».
Разрывая тьмы завесу, к людям Он сошел с небес.
Жив Христос, и верят люди: коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится, Вечным будет мир с любовью и добром!
Учитель: Само празднование происходило в Пасху и светлую неделю. Оно состояло из посещения церкви, застолий, гуляний на улицах, общего веселья, сопровождалось множеством развлечений для молодежи и взрослых.
Игра «Катание яиц»
Два игрока по команде катят яйца по столу, чьё дальше прокатиться, тот и выиграл.
Игра «Волчок»
Два игрока начинают одновременно крутить на столе яйца, чье дольше прокрутиться, тот и победил.
Игра по типу «найди клад».
Учитель заранее прячет в классе яйца с сюрпризами – конвертики в форме яичек, в которые вложены маленькие подарочки или сладкие призы. Если детей много, они могут разделиться на команды. Задача команд: найти как можно больше яиц за определенное время.
Игра - пляска «Передача платочка»
Под мелодию русской народной песни «На горе-то калина» дети движутся в одну сторону, ведущий в противоположную. По окончанию музыки ведущий кланяется и отдает платочек игроку, стоящему напротив его.
Учитель: Пасха - праздник любви, любви бескорыстной, самоотреченной. Заканчиваю нашу встречу стихотворением Алексея Плещеева «Дети, любите друг друга!».
Дети, любите друг друга!
Многих из вашего круга
Участь тяжелая ждет.
Но кто любим и, кто любит,
Жизнь того не погубит
В омуте мелких забот.
Стойте за слабую братью
Дружною плотною ратью.
Родине в годы невзгод
Жертвуйте потом и кровью.
Только такою любовью
Жив человеческий род!
Надежды,
Веры и любви!
Прекрасных
Радостных чудес!
И пусть сейчас
Тепло звучит:
Воистину
Христос Воскрес!
3. Глава. Изучение основ светской этики в начальной школе

«Родина – Отечество»
Все люди Земли, независимо от нации или народности, уважительно и с почтением относятся к таким понятиям как Любовь, Мудрость. Старость, Материнство, Семья и конечно Родина и Отечество. Неслучайно в древности эти слова писались с большой буквы, в знак уважительного отношения к этим понятиям.
Чувство любви к Родине, интерес к истории своего народа, готовность защищать Отечество – качества, которые отличают гражданина от обывателя, высокодуховную личность от мещанина, сознательного члена общества от представителя безликой толпы. Но имеем ли мы четкое представление о том, что такое Родина и Отечество?
Родина – место рождения человека, его родная страна.
Отечество – духовное понятие, отражающее отношение к отчему краю как к земле предков, с историческим прошлым и настоящим которой неразделима судьба целого народа.
Современный словарь определяет слова «Родина» и «Отечество» как синонимы и утверждает, что это «родная страна».
Наши предки четко понимали разницу между женским (материнским) и мужским (отческим) аспектами, и язык это понимание, по крайней мере частично, сохранил. В индоевропейских языках слова «Родина» и «Отечество» почти всегда связаны с отцом, или матерью.
Вот к примеру отцовские термины: польск. Ojczyzna, укр. Батьківщина, лат. Patria, анг. Fatherland, нем. Vaterland.
Материнские: англ. Motherland, нем. Heimat, швед. Fosterland.
И в русском языке все так же, но он кроме всего прочего сохранил в словах суть явлений.
Слово «Родина» несет в себе материнский аспект. Оно говорит о приРОДе и о том, что РОДилось, т.е. о теле и о месте его появления. Мать всегда ассоциировалась с землей и материальным миром, поэтому и говорят «Земля-Матушка», и поэтому слово «матерь» и слово «материя» так похожи. Женщина-Мать питает ребенка подобно тому как Земля-Мать питает растения и все живое на ней.
Итак, Родина указывает на место РОЖДения и связь с РОДом, наРОДом и приРОДой.
Слово «Отечество» так же говорит за себя. Его можно прочесть двумя способами: «отеческое естество» и «отца чествовать». И если мать передает материальную составляющую, то отец – нравственную и духовную.
Таким образом, Отечество – это все что традиционно передается по отцовской линии долг, честь, совесть, устои и традиции предков, ценности, духовный путь.
В чем же разница между Родиной и Отечеством?
В слове Родина есть указание на род, рождение, семью – простые и ясные для каждого из нас понятия, связанные с детством, родителями, близкими людьми, родной природой и народными традициями.
Образ Родины приобретает пафосность в контексте противопоставления с чужбиной, чужой стороной, изгнанничеством.
Эта пафосность еще в большей степени выражена в словах Отчизна, Отечество. Они имеют общий старославянский корень, в котором заключается значение «родовые права», «наследие, переходящее от отца к сыну».
В современном русском языке слово Отечество закрепилось как синоним слова Родина, но с добавочным значением сакральности, сочетающим в себе патриотизм и чувство сыновнего долга, незыблемость нравственных ценностей и крепость государственной власти.
Место рождения иногда называют «малой Родиной». В этой странно звучащей формулировке есть определенный смысл – конкретизация значения слова, непосредственное название места, где человек появился на свет: села, городского района и даже двора, в котором прошло его детство.
Отечество невозможно назвать «малым». В этом понятии подразумевается надличностное, величественное, общезначимое содержание.
Отличие Родины от Отечества
В современном русском языке Отечество – символ государства, гражданином которого человек является не только по рождению, но и по духу. Слово Родина имеет более конкретное значение: место рождения, родная страна.
Употребление слова Родина стилистически нейтрально. Слово Отечество употребляется в пафосном значении.
Этимологически слово Родина связано с родом. Слово Отечество восходит к понятию «отцовство»: почитаемое главенство в роду, передававшееся сыновьям по наследству.
Родина это место, где ты родился, где живешь. У каждого человека своя Родина. Для кого-то родина- наша любимая планета Земля, для кого-то страна, в которой живешь, для кого-то город, где живешь или город, в котором ты родился, для кого и дом, и улица. Ассоциации к слову Родина для меня это гордость, что ты достоин жить именно на этой земле, любовь к её народу, к природе, ко всему, что тебя окружает, трепетное отношение ко всему, что находится рядом.










4. Глава. Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ

Урок по теме: «Пасха» 4 класс
Цель урока:
- дать представление о праздновании Пасхи, обычаях, традициях праздника, помочь учащимся осознать смысл библейской легенды о Воскресении Христа;
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;
пробудить интерес к старинным русским обрядам;
Развивающие: развивать познавательную активность, творческую фантазию, неординарность в принятии решения
Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни,
воспитывать любовь к русской народной музыке,
приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству
Планируемые результаты:
Личностные:
Учащиеся овладеют знаниями о религиозных обычаях и традициях, и необходимости бережного отношения к ним;
Метапредметные:
регулятивные -научатся навыкам извлечения существенной информации из различных источников;
познавательные -начнут пользоваться навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять текст в устной и письменной формах.
коммуникативные -будут участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока
Предметные:
Будут иметь представление о понятии «Пасха», традициях праздника
Основные понятия: Воскресение, Спаситель, Великий пост, Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Оборудование: слайды, учебник А. Кураева «Основы православной
Культуры», цветная бумага и карандаши, тетрадь, мульти проектор, выставка книг.


Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний (формулирование темы урока).
- Сегодня мы поведём разговор о светлом празднике святой Пасхи, познакомимся с цветами и звуками которые присущи этому празднику, рассмотрим традиции наших предков.
Повторение.
- Вспомним о последних днях земной жизни Спасителя.
- Кто его предал?
- Как произошло предательство?
- Что же случилось потом?
- Что сделал тогда апостол Пётр?
- Что случилось дальше?
- Расскажите о суде.
(Когда воины привели Иисуса на суд, судья спросил: «В чём вы обвиняете этого Человека?» Ему ответили: «Он богохульствует: называет Себя Сыном Божиим». Потом Иисуса отвели к римскому правителю Пилату, чтобы тот приговорил Спасителя к смерти. Пилат, поговорив с Христом, не нашёл на Нём никакой вины. А в то время был обычай: на Пасху отпускали одного преступника. Пилат вышел к народу и сказал: «Хотите, я отпущу вам Иисуса?», но народ закричал: «Не Его, но Варавву», а Варавва был разбойником. Тогда Пилат велел бить Иисуса. А потом отправил на распятие.)
- Расскажите о распятии Господа.
(На горе Голгофе Иисуса распяли, то есть прибили руки и ноги Его гвоздями ко Кресту. Когда распинали Господа, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают!..»)
- Расскажите о благоразумном разбойнике.
(Вместе с Иисусом распяли двух разбойников. Один из них насмехался над Господом и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой пристыдил его: «Мы осуждены и страдаем справедливо, а Он страдает ни за что». Потом он обратился к Спасителю и сказал: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царство Твое». Иисус Христос ответил ему: «Сегодня же будешь со Мною в раю».)
- Расскажите о смерти и о погребении.
(Когда Христос умер, солнце заволокло мглой, свет погас, земля стала колебаться, завеса в храме сама собой разорвалась на две части, из могил вышли умершие. Тело Христа взял его тайный ученик Иосиф и положил в могилу, высеченную в скале. Вход в пещеру закрыли большим камнем и поставили перед ней стражу, чтобы ученики Иисуса не взяли Его тела.)
3. Сообщение нового материала.
а) (учитель читает стихотворение)
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись земля, - они вещали,-
Проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Проснитесь горы, долы, реки–
Хвалите Господа с небес.
Побеждена Им смерть вовеки
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый.
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!
- Господь Иисус Христос, явился на земле в образе человека 2000 лет назад. Он был одновременно и Богом, и человеком и пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти и дать нам жизнь вечную. Но чтобы человеку достичь этой блаженной жизни, Господь дал Свой святой закон – Заповеди Блаженства, которые говорят нам о исправлении сердца как главном условии блаженной жизни.
- А как согласно этим заповедям мы должны жить?
(Ответы детей.)
- Правильно: мирно, дружно, счастливо, любить и уважать друг друга. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни ходил по всей земле и проповедовал о Царствии Божием и призывал к покаянию.
- А кто при Нем постоянно присутствовал? (Апостолы.)
- Кто такие апостолы?
(Ближайшие ученики Иисуса Христа)
- Иисус Христос ходил вместе со своими учениками – апостолами и учил людей
новым жизненным законам.
- Какой самый главный закон?
(“Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всею крепостию твоею” – это первая и наибольшая заповедь. Вторая, подобная ей: возлюби «ближнего своего как самого себя».)
- А каким образом можно воплотить эти законы в жизни?
(Почитать только Бога и не поклоняться идолам, почитать родителей. Также закон запрещает убивать не только физически, но и морально, нельзя красть, лгать, завидовать.)
- А теперь приведите примеры, как эти законы воплощаются в нашей с вами жизни? (Ответ детей.)
- Всех людей Иисус Христос призывал жить в мире, в любви, в добре и все простые люди любили его, но были гордые фарисеи, которые, ослепленные своим положением, своей мнимой святостью не смогли принять Его проповеди о покаянии, не захотели смириться и решили убить Христа. Иуда (один из двенадцати апостолов Иисуса Христа) привел стражников в Гефсиманский сад, где молился Господь, и они схватили Его.
- Скажите, Иуда правильно поступил?
(Нет, он лживый человек, в глаза говорит одно, а делает другое.)
- История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату,
что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после
распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
б) Работа с учебником.
- Ребята, а вы знаете, что воскресенье не только день недели?
Об этом вы узнаете из учебника на стр. 28.
(запись в тетради, что такое Воскресение)
- Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и
на Иконах.
(демонстрация иконы «Воскресение Христово», рассматривание под руководством
учителя)
- Имя Иисус значит Бог спасает. От чего же спасает людей смерть Иисуса Христа?
Чтение и обсуждение 3 абзаца на стр.29.
- Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют
уже около 2000 лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.
(запись в тетради понятие Пасхи)
- В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.
(пример в учебнике стр. 29)
в) Пасха – это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над
смертью! Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдания и
смерть. На третий день после погребения свершилось чудо - Господь воскрес из
мёртвых.
Играет и льётся
Солнечный свет,
В душе раздаётся
С утра благовест.
В лазури безбрежной
Плывут облака,
Под ивами нежно
Лепечет река.
Дыханье весны
В зеленеющем лесе . . .
Как радостно жить!
Христос Воскресе!
- Как самый великий и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха объединяет
вокруг себя множество самых добрых народных традиций, обычаев и обрядов,
поверий и примет, идущих из глубины веков.
- Мы все христуемся на Пасху. Мы целуем друг друга и говорим друг другу:
«Христос воскресе!» - и отвечаем: «Воистину воскресе!»
- Мы делаем это оттого, что радость Воскресения научает нас, что все люди
действительно братья между собою. От радости мы больше не помним ни врагов
своих, ни обидевших нас. У нас в церкви поют на Пасху:
«Сегодня день Воскресения. Просветимся этим торжеством, и друг друга
обымем. И скажем друг другу «Братья», и ненавидящим нас простим
всё ради Воскресения Господа, и скажем: «Христос воскресе!» И в ответ
услышим: «Воистину воскресе!»
Сообщения детей.
1 ученик:
Одним из важнейших моментов праздника было утреннее пасхальное разговение. После долгого и сурового поста и взрослые, и особенно дети с нетерпением ждали "разговения" и радовались ему. Возвратившись, домой из храма после торжественной литургии, умывались с крашеного яичка, чтобы быть здоровыми и красивыми.
2 ученик:
С яйцом связано много обрядовых действ. Освященному яйцу, даже его скорлупе приписывалась магическая сила. Пасхальное яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует собой обагренный кровью Христа мир, и через эту кровь возрождение всех верующих к новой жизни. Красили яйца в Чистый четверг или Страстную субботу.
3 ученик:
Обычай одаривать друг друга яйцами в знак уважения - древняя христианская традиция. Яйцо в представлении древних народов символизировало Вселенную. Еще греческие и римские философы происхождение Вселенной вели от яйца. Магические функции пасхального яйца ярко проявляются в обычаях и обрядах, связанных с хозяйственной деятельностью крестьянина.
4 ученик:
С Пасхи начинали водить хороводы. Особенно на Пасху были качели и рели. Их устанавливали обычно в тех местах, где обычно собиралась молодежь для гуляний и хороводов. На Пасхальной неделе начинали во многих селах играть в русскую лапту- самую распространенную и любимую спортивную игру. Качания на качелях, гуляния, игры продолжались всю неделю вплоть до Красной горки.
5 ученик:
А еще Светлое воскресение Христово у народа издревле связано с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху "солнце играет". И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, погоду. В первый день Пасхи примечали:
на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному
лету;
на святой дождь - добрая рожь;
на святой гром - к урожаю;
солнышко с пасхальной горки в лето катится.
Физкультминутка.
- На пасху, ребята, и воздух пахнет по-другому, по-весеннему, по-праздничному. Давайте представим, что вдыхаем этот воздух, а потом медленно выдыхаем, кто дольше (дыхательная гимнастика).
Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу с речевками, говорилками, песенками. Давайте станем в хоровод и дружно споем песенку:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко.
Выгляни немножко.
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись.
Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Инсценировка сказки.
- А сейчас посмотрите инсценировку сказки «Теремок» о Пасхальном празднике. (сказку показывают заранее подготовленные дети).
Музыка «В гостях у сказки». Выходит сказочница.
СКАЗОЧНИЦА: Воскресение Христа? Сказки просятся сюда. Погостить хотят немножко, пригласить их можно? (Да) Мало только пригласить, надо громко повторить: Сказка, сказка, расскажись, и пред нами появись. Сказка, сказка, расскажись, перед нами появись
ТЕРЕМОК:
...Добрая девочка Настя уходит в пасхальную ночь в храм, а за это время к ней в теремок один за другим приходят звери и приносят подарки... Действующие лица: Настенька, Дружок, Петушок, Мышка, Кошечка, Бабочка, Белочка, Медведь, Ангел.
Сцена 1.
Музыка для Насти. Возле домика сидит на лавочке бедно одетая Настенька и шьет. Рядом стоит Дружок. Сказочница: Давным-давно это было. На опушке леса в маленьком домике жила-была девочка Настенька. Никого из родных у нее не осталось на белом свете. Но она жила - не тужила, в огороде работала, да в лес по грибы-ягоды ходила. И был у нее верный друг - пес Дружок. Дружок: Гав-гав! Сказочница: И вот однажды под самую Пасху собралась Настенька в село, на праздничную службу. Настенька: В домике я прибрала, чисто окна вымыла. Горит в лампадке огонек... Хорошо у нас, Дружок?
Дружок: Хорошо у нас, хозяйка, только как не поворчать – ни куличика, ни пасхи. Как же праздник нам встречать? Настенька: Праздник мы встречаем в храме, а не дома за столом. Нас с тобой Бог не оставит, не грусти, Дружок, о том. (Машет рукой, уходит. Дружок грустно заходит в дом)
Сцена 2. (К домику подходит Петушок и звонит в колокольчик.) Петушок: Чей домок - теремок, кто в домике живет? Дружок :(выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто? Петушок: А я – Петушок-Золотой Гребешок. Из деревни, от ребяток, принес яичек я десяток. Велели Настеньку поздравить, да песнями сиротку позабавить. (Входит с Дружком в дом) Сказочница: Вот и яичек Господь на Пасху Настеньке послал. Это из соседней деревни ребята ее не забыли.
(К домику подходит Мышка и звонит в колокольчик.) Мышка: Чей домок-теремок, кто в домике живет? Петушок: (выходя из домика): В доме Настенька живет, в храм она ушла молиться. Утром лишь она придет, а почему тебе не спится? Мышка: А я – Мышка-Норушка. Я для милой Настеньки принесла муки, будут у нее теперь блины и пирожки. В зимушку голодную она меня спасла – крошек хлебных, семечек для Мышки припасла. (Входит с Петушком в дом) Сказочница: Вот и мука теперь у Настеньки есть – Мышка Настеньку отблагодарила. (К домику подходит Кошечка и звонит в колокольчик) Кошечка: Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет? Мышка: (выглядывая из домика): Ой, спасите, кошка, кошка! Кошечка: Не пугайся, меня, крошка! Не обидит тебя кошка. В гости к Насте я пришла и сметанки принесла. Пропусти меня скорей к милой Настеньке моей! (Входит с Мышкой в дом) Сказочница: Посмотрите – Кошечка Мышку не стала обижать! Ради такого праздника свою любимую сметанку для Насти отдала. (К домику подлетает Бабочка и звонит в колокольчик) Бабочка: Чей домок-теремок, кто в домике живет? Кошечка: (выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет, в храме молится она. Ты же ночью спать должна! Бабочка: Я к Насте с благодарностью нектара принесла. Она из паутины сейчас меня спасла. И дальше по дорожке пошла в красивый храм, а я взяла нектара и прилетела к вам! (Входит с Кошечкой в дом) Сказочница: Сколько уже продуктов набралось – и яйца, и мука, и сметана, и сахар. По-моему, уже можно что-то испечь. Как вы думаете, что можно из этих продуктов испечь? Правильно, кулич! (К домику подходит Белочка и звонит в колокольчик.) Белочка: Чей домок-теремок, кто в домике живет? Бабочка: (выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто? Белочка: Я – Белочка-умелочка. Я с этой доброй девочкой уже давно дружу, но в гости к ней впервые я в домик прихожу. Мой небогат подарочек, но бедность – не порок. Изюма да орехов несу я кузовок. (Входит с Бабочкой в дом) Сказочница: Ну, теперь кулич выйдет особенно вкусный – белочка изюма и орехов принесла. (К домику подходит медведь) Медведь: Чей домок-теремок, кто в домике живет? Белочка: (выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто? Медведь: Я – Медведь, любитель песни петь. Мне в берлоге стало не до сна. А как начали ручьи звенеть – понял я – уже пришла весна! Значит, снова наступила Пасха, и свершилось чудо из чудес: я пришел поздравить нашу Настю и сказать ей, что Христос воскрес! Белочка: Заходи, Миша! Медведь: Нет, в дом не буду заходить – боюсь его я развалить Сказочница: Не стал Медведь заходить в домик, побоялся его развалить. Только повернулся и уходить собрался, глядь – Настенька идет! Сцена 3. ( Появляется Настя и останавливает Медведя) Настя: Здравствуй, Мишка косолапый! Зажила больная лапа? Будем Пасху мы встречать. Только нечем угощать (Из домика выходит Кошечка) Кошечка: Как это нечем? Угощенье на столе! (Из домика выходят все Настины гости и Дружок) Хором: Христос воскресе! Настя: Воистину воскресе! (Настя заходит в домик. Появляется Ангел.) Ангел: Христос воскрес! Христос воскрес! Сияет солнышко с небес! Зазеленел уж темный лес, Христос воистину воскрес! Пришла весна – пора чудес, Журчит родник – Христос воскрес! Светлее в мире нет словес – Воистину Христос воскрес!
4. Закрепление изученного материала.
Пасхальные игры (работа в группах).
- Много веков на Руси играли в разные любимые игры. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.
1 группа: показывает игру «Катание яиц»
(для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали пустое, ровное место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие игрушечки, конфетки. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет)
2 группа: показывает игру «Чоканье яйцами»
(стукнув тупым и острым концом крашеного крутого яйца об яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.)
3 группа: показывает игру «Вертушка»
(по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель)
Творческая работа (работа в парах).
- Ребята, как вы уже сказали, куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы праздника Пасхи.
- В старину накапливали по 100-200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. В этот день люди дарили друг другу "пасхальные яички". Почему мы это делаем? Может быть, началось это от того, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, а оно похоже на камушек - словно неживое, а в нем жизнь, живой цыпленочек, который вылупится из гнезда. Яйцо - символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни. Раньше в народе так говорили: "Дорого яичко к "Христову дню".
- Обратите внимание на то, как старались украсить куличи, яйца к празднику. Их стараются окрасить в яркие цвета. Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он, же означает тревогу, опасность. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черного цвета традиционный смысл - все "ночное", недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
- Сегодня на занятии мы с вами изготовим подставку для яйца. Я думаю, что у вас сейчас прекрасное настроение, и вы сможете передать его в своей работе. Ваши работы будут радовать глаз и поднимут настроение и тем, кому вы её подарите.
Подведение итогов урока.
- Подходит к завершению наш урок, на котором мы с вами узнали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме (учитель представляет материал, который имеется)
Христос воскрес! Скворцы поют,
И, пробудясь, ликуют степи.
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.

Ещё задумчив тёмный лес,
Не веря счастью пробужденья.
Проснись! Пой песню Воскресенья.
Христос Воскрес!
Владимир Ладыженский
5. Рефлексия.
1.На уроке я работал активно пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен не доволен
3.Урок для меня показался коротким длинным
4.За урок я не устал устал
5.Моё настроение стало лучше стало хуже
6.Материал урока мне был понятен не понятен
полезен бесполезен
интересен скучен
лёгким трудным
6. Домашнее задание.
Стр.28-31; ответить на вопросы стр.31

7. Рекомендуемая литература.
1.Иван Шмелёв «Поздняя пасха» - М.Православный приход храма святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г.Москвы РПЦ (издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского), 2011 г.
2.»Пасха - господня» (книга подарок) – редакция православной литературы серия «Спаси и сохрани».
3.Зоя Светова «Праздников праздник. Пасха» - Витебск, издательский отдел Витебской Епархии, 2007 г.
4.Методическое пособие «Основы православной культуры».
5.Учебник А.Кураева «Основы православной культуры».
6.Интернет ресурсы.









Воскресение Иисуса Христа




"Дети, катающие пасхальные яйца" Николай Андреевич Кошелев



"Пасха" Мохов Михаил Андреевич 1842

5. Глава. Современные методы оценивания достижений обучающимися результатов образования в процессе изучения основ религиозных культур и светской этики

Система оценивания по курсу ОРКСЭ
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать:
систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов;
оценивание по системе «зачет-незачет»;
технологии портфолио;
самооценка своей деятельности;
самопроверка своих действий по овладению учебным материалом;
анализ достижения (или не достижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов;
качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга;
различные формы рефлексии.
Оценка должна решать основные задачи:
подведение итогов работы;
сравнение (с самим собой и другими);
оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов.
Следует предусмотреть проверку:
достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету;
глубину сформированности учебных умений.
Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.
Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации, учащихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ.
В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но зачётный.
В своей работе использую следующие методы оценивания:
1. Педагогическое наблюдение.
Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.
Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
Качество усвоения знаний и умений может оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
2 . Портфолио как один из способов оценивания достижений планируемых результатов по курсу ОРКСЭ. 
Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя:
разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося;
мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий;
создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.
Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои. Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы. Например:
активная работа на уроке 1 балл,
выполнение домашнего задания 2 балла,
активное участие в групповой работе 2 балла,
выполнение творческого задания 3 балла,
выполнение дополнительного задания 3 балла,
составление проекта 4 балла и т. д.
3.Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.
Базовые критерии достаточно просты:
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с учащимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление.

Дата
Я хорошо выполнил свою работу на уроке
Я мог выполнить работу значительно лучше
Я плохо работал на уроке.

















Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.
Критерии оценки
В начале темы (урока)
Я хочу узнать .. или Мне надо научиться
На уроке мне запомнилось
Мне захотелось узнать больше о
Листы самооценки на экскурсии, встрече с представителями религиозных традиции
Критерии оценки
Я работал в группе с ..
Главные задачи экскурсии..
Я увидел Я услышал Я узнал Меня удивило , что Мне нужно больше узнать о
Мои вопросы
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю  разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости,  скорректировать свой учебный план.
4. Метод тестирования.
Педагогический тест  это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
5. Метод эссе.
  Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему. 
6. Исследовательский метод.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.
7. Метод проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.







Использование метода TASC в работе над проектом:

1. «Что мне известно?»
На первом этапе происходит организация и сбор информации.
2. «Какова задача?»
На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат.
3. «Какие есть идеи?»
Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте.
4. «Какая идея – лучшая?»
На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи.
5. «Делаем!»
Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем».
6. «Каков результат?»
На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.
7. «Расскажем о своей работе!»
На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект.
8. «Чему мы научились?»
Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни.
Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC.
Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта. В ряде случаев педагог может направлять работу группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.
Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей. Защита может проходить в разных формах:
в форме праздника с приглашением зрителей;
в форме конкурса с приглашением жюри;
в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
Оценка достижений планируемых результатов:
Предметные результаты:
тесты;
составление словарей терминов и понятий;
самостоятельная работа;
защита проектов. 
Метапредметные результаты:
творческие работы;
ролевые игры;
тесты.
Личностные результаты:
карта наблюдений;
портфолио.
В конце учебного года по данному курсу учащиеся получат сертификаты. Чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо:
участие в конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету;
выполнение тестовых работ, работа со словарем;
участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ
участие в творческих проектах;
участие в празднике;
участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ;
внеурочной деятельности в рамках предмета.
































Заключение

Цель уроков ОРКСЭ - это дать понятие и объяснение значений важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения, и культура народов России: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет.
Я думаю, что включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития, а устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению, основа полноценного усвоения знаний.
В заключение хотелось бы добавить, что в начальной школе многое зависит от личности учителя, поэтому учителю должен нравиться преподаваемый предмет, тогда он сможет проявить свое творчество и придумать еще много различных приемов для того, чтобы у учащихся на уроках ОРКСЭ развивался познавательный интерес.

Список литературы

1. Аркадьева, А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе [Текст] / А.В. Аркадьева//Начальное образование. - 2011. - № 3.
2. Григорьев, В.Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст]/ В.Д. Григорьев//Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.
3. Данилюк, А.Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение 2009. – с.24.
4. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников [Текст]/ Н.М. Конышева//Начальная школа. – 2006. - №1.
5. Кравец, Т.Н. Младшие школьники проводят исследование [Текст]/ Т.Н. Кравец, М.В. Телеганова, С. Спутай //Начальное образование. - 2005 - №2.
6. Левитский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Текст]: учебно-методическое пособие/А.В. Левитский. - Екатеринбург, 2011.
7. Тарасова, Г.И. Нравственная значимость современного урока [Текст]/ Г.И. Тарасова//Начальная школа. -  2010.  - №1.
8. Хуторянская, Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника [Текст]/ Т.В. Хуторянская// Начальная школа. – 2010.  - № 4.









HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER1430




Рисунок 2Рисунок 19Рисунок 40Рисунок 37ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ѕђ Заголовок 3
X

x