Всего представлено работ: 243768

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Стрельцова Лариса Александровна

Родительское собрание в старшей группе "Вместе развиваем речь детей"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад «Золотинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей с. Соловьевск Тындинского района Амурской области» (МДОАУ д/с «Золотинка с. Соловьёвск Тындинского района Амурской области)Родительское собрание в старшей группе«Вместе развиваем речь детей»Составила воспитатель Стрельцова Лариса Александровна 2020г.На собрании присутствует логопед; организована выставка речевых игр и пособий; буклеты; ноутбук, аудиозапись с рассказами детей. Родители сидят за столами.Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас!Собрание наше мы начнем со слов с известной сказки А. С Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит».Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей). Если «нет», не задумываемся: (очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание). Вы согласны?.Речь ребенка 5-6 лет. Логопед - выступление:В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Речь становится похожа на речь взрослого человека. Уважаемые папы и мамы, вы должны знать, что формирование артикуляционного аппарата у дошкольников завершается в основном к пяти годам. К этому времени происходит и становление почти всех звуков речи. Если вы заметили, что ребенку еще не даются звуки «р», «р`», «л», не следует пугаться, т. к. их освоение часто завершается лишь к семи годам. Насторожить должно неправильное произношение малышом звуков «с», «с`», «з», «з`», «ц», а также «ш», «ж», «ч», «щ», замена звука «л» звуком «в».Будьте внимательны к своему ребенку, терпеливы и настойчивы в исправлении дефектов его речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, взрослый должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций способствуют лучшему усвоению речи.Воспитатель - Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? Как вы считаете, есть ли недостатки речи у вашего ребенка? (высказывания родителей) Диагностика звукопроизношения ( логопед)- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? Речь должна быть: Грамотной • Понятной • Выразительной • Осмысленной • Богатой •Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком?Воспитание звуковой культуры речи.Словарная работа.Формирование грамматического строя речи.Обучение рассказыванию – связная речь.- Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики».Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной-благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте около зонта, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».Одновременно в игре участвуют 10-12 человек.Неблагоприятные факторы.1.Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т. д.)2.Замена общения просмотром телевизионных передач.3.Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующие возрасту ребёнка.4.Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.5.Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.6.Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.Благоприятные факторы.1.Эмоционально-положительное общение с ребёнком2.Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.3.При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистами.4.Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.5.Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.6.Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.- А как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка: детский сад или семья? (ответы родителей).Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. А связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь ребёнок старшего возраста способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности.Предлагаем вам аудио. Как дети рассказывают и составляют рассказы по сюжетным картинкам. (обсуждение) - Какой рассказ соответствует речи ребенка старшего дошкольного возраста?- В чем затруднения детей, как вы считаете? ( бедный словарный запас)- А как мы можем обогащать словарь ребенка? ( беседы, обсуждения книг, мультфильмов, чтение книг, словесные игры)- Читаете ли вы ребенку книги? - Согласно опросу, проводимому на этой неделе, только троим детям читают дома (из 14 опрошенных детей).- В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Какие это проблемы:Односложная состоящая из одних простых предложений речь бедная речь Недостаточный словарный запас Слова – «паразиты Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых. Недоступность грамотно сформулировать вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо) Не могут логически объяснять Речь не выразительна Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где - то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова. Плохая дикцияНе выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме. - Что же делать? (высказывания родителей).Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде. Вы, на время, превращаетесь в детей.Воспитатель: - Итак, отправляемся в путешествие “на поезде", отправляемся в путь. Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется Станция Артикуляционная ( раздать зеркала) – логопед проводит артикуляционную гимнастику. Станция «Дыхательная гимнастика» ( логопед проводит дыхательную гимнастику) Станция «Пальчковые игры» - (логопед проводит пальчиковые игры). Самомассаж «Су-джок»Станция «Творческая". (проводит воспитатель) На этой станции обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные) Игра « Какой, какая, какое»(игра с мячом). Подбери прилагательные к существительным (Я говорю существительное, вы прилагательное) Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д. Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.) Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д. Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.Игра "Где живут продукты?" Знакомятся с разными способами образования слов. У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика. Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна – деревья, и т.д.).«Выдели слова»Воспитатель произносит слова и предлагает хлопать в ладоши тогда,когда он услышишь слова, в которых есть звук з («песня комарика»).Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина,книга, звонок.Станция «Художественное слово». Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи.- Произнесите фразу «Кто ел из моей чашки?» с разной интонацией (загадочно, зло, удивленно); от лица героя (медведя, лисы, собаки).- А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки (родители делиться на две команды, поочередно загадываются загадки). О какой сказке речь? 1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (Колобок) 2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! Репка) 3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок) 4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (Курочка ряба) 5) В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (Гадкий утенок) 6) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (По щучьему веленью) 7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три поросенка) 8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь. Но, только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка) 9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка) 10) Красна девица грустна: ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)- Скажите, вам понравилось путешествовать? Что больше понравилось? Что вы узнали нового? Уважаемые родители! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Семья дает ребенку главное-то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с вашими детьми – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны. И именно совместная работа нас педагогов и, вас, родителей, могут дать положительный результат. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.Сейчас я вам раздам буклеты с играми, в которые можно поиграть дома. Спасибо всем большое за внимание!Уважаемы родители, предлагаю посмотреть мини- выставку. До свидания! Всего доброго!
X

x