Всего представлено работ: 244056

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кирсанова Ольга Алексеевна

Формирование благоприятного социально-психологического климата в объединении

скачать документ

Вернуться назад

Формирование благоприятного социально-психологического климата в объединенииВ психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние объединения как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в объединении педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.Характеристики благоприятного социально-психологического климата:Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.Существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.Высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.Члены объединения активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.Успехи или неудачи отдельных обучающихся вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:Преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.Отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.Возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.Не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.Для изучения и формирования социально-психологического климата используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на: выявление лидера и его роли в группе;определение уровня сплоченности объединения и его психологической атмосферы;применение игр, направленных на сплочение коллектива;определение причин конфликтов в объединении и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;изучение индивидуальных особенностей обучающихся;развитие коммуникативных навыков;К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.Эмпирические референты 1) благоприятного ПараметрыВербальные референтыНевербальные референтыЭмоциональный фонСловесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.Способность к сотрудничествуОбращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.)Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).Эффективность взаимодействияСловесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом.Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.1) неблагоприятного ПараметрыВербальные референтыНевербальные референтыЭмоциональный фонСловесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний.Способность к сотрудничествуПеребивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др.)Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).Эффективность взаимодействияСловесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом.Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в объединении аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в объединении, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности объединения, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;формировать традиции объединения, участвовать в общешкольных традиционных делах;если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношениеПримеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в объединении1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире(ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)2. Создание "Дневника класса"Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.Примеры игр и упражнений на сплочение объединения:1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.Забудьте о покровительственном тоне.Создавайте условия, а не диктуйте их.Верьте людям, с которыми работаете.Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
X

x