Всего представлено работ: 242003

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Шуракова Анжелика Валерьевна

Доклад на тему: Духовно-нравственные ценности и роль религии в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.

скачать документ

Вернуться назад

Доклад на тему:Духовно-нравственные ценности и роль религии в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.Автор: Шуракова Анжелика ВалерьевнаОрганизация: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» (МБУДО «ДПШ Кувандыкского городского округа Оренбургской обл.)Должность: педагог дополнительного образованияВ настоящее время, как справедливо заметил социолог Ю.Рюриков, над человечеством нависли три дамокловых меча: атомная смерть, экологическая катастрофа и меч эгоизации людей, их нравственного вырождения, пожалуй, самый страшный и самый неосознаваемый. Между тем, современное образование по-прежнему движется по направлению к опасному результату: прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью (Э.Боуэр, Р.Шейерман). Школьные стандарты отдают вопросы нравственного и духовного воспитания на волю учителя (Кузьмин И.А., Камкин А.В.).О чём идёт речь, когда мы говорим "духовно-нравственные ценности"? Мы постоянно повторяем эти слова. Они всюду звучат, из уст людей самых различных убеждений, не говорю уже о представителях разных религий. И духовные ценности подобны ли нравственным? Или это разные вещи? Я буду говорить об этом с точки зрения православия.Прежде всего, хотелось бы сказать, что духовность и нравственность – это не одно и то же. Хотя при этом близкие, постоянно соприкасающиеся между собой понятия. В чём же дело? В науке принято сначала договариваться о понятиях, чтобы понятийный аппарат был всем доступен. Нам нужно сделать то же.Что такое "духовное", и что такое "нравственное", о чём мы постоянно говорим?Нравственность - это характер нашего отношения к окружающему миру: как я отношусь к другому человеку, как я отношусь к законам, как я отношусь к самой природе, ко всему окружающему, как я отношусь к своей семье. Я могу быть безупречным нравственно - я не нарушаю законов, я хорошо работаю, следовательно, я - нравственный человек! Духовность относится к высшей способности души человека, поднимая человека над его психофизиологическими потребностями, делая «человека человеком». Это - то высшее, к чему стремится личность, то, что выражается в идеалах добра и зла. Можно быть нравственным человеком, но внутри что при этом с презрением смотреть на других, которые кажутся, недостаточно нравственными, или даже вообще безнравственными: «я чувствую насколько я выше перед этими презренными людьми». То есть нравственный человек может быть заражён гордыней.Можно сказать, что духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления человека, а нравственность и мораль – это «горизонталь», основы построения личностью отношений с людьми и обществом (Петракова Т.И.).Православие видит задачу в том, чтобы одно другому не противостояло, и чтобы нравственность не уничтожала духовности. Ибо что проку, когда человек нравственно безупречен, но весь кипит тщеславием, гордыней, завистью и прочими страстями.Современное образование своим содержанием имеет науку. Но, как заметил Феофан Затворник, «наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против нравственного зла». Основой, стержнем образовательного процесса, на который «нанизываются» научные знания, должны стать духовные, нравственные и моральные ценности. Основным средством в этом благородном деле становится воспитание. Прав Б.Шоу, говоря «теперь, когда мы научились плавать под водой, как рыбы, летать в небе как птицы, пора бы научиться жить на земле, как люди».Мы так много говорим о духовно-нравственном воспитании наших детей. Мы – педагоги – должны воспитывать вверенных нам детей, да и своих тоже. А какими должны быть мы?Мне хочется привести вам результаты одного исследования (Берсенева Тамара Алесандровна, кандидат педагогических наук). Цель – изучение степени принятия старшеклассниками и учителями духовно-нравственных ценностей, основанных на заповедях Нового Завета. В исследовании участвовали старшеклассники (10-11 кл.) и учителя общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. (Всего опрошено 1280 старшеклассников из 13 школ и 516 учителей различных предметов (включая административных работников).)Каковы результаты?С одной стороны - традиционные семейные отношения, почитание родителей («родители – это свято» и по пятой заповеди наивысшей показатель принятия: 95,5% старшеклассников и 98% учителей считают, что родителям надо помогать всегда и всем, вниманием, заботой, помощью в домашних делах, материально).С другой стороны (наивысший показатель непринятия), дала седьмая заповедь: считают допустимыми добрачные интимные отношения 84% старшеклассников (остаётся 16 % за целомудрие до брака) и 66,5% учителей, при этом не ставят никаких ограничений для принятия решения о сексуальных связях (современная сексуальная мораль вседозволенности и самоопределяемости без опоры на заповедь «Не прелюбодействуй» и без опоры родительское мнение в этих вопросах) 67% старшеклассников и 38% учителей; считают возможным нарушение супружеской верности (например, по причинам, что в супружеских отношениях уже нет ни любви, ни взаимопонимания, что можно просто увлечься) 63% старшеклассников и 39% учителей. О безусловной невозможности нарушить супружескую верность высказалось лишь 11,5% учащихся и 22% учителей. Проведенный корреляционный анализ показал взаимосвязь ответов на вопрос о хранении девственной чистоты и верности в супружеской жизни : 75,5 % старшеклассников, считающих обязательным хранение целомудрия, девственной чистоты до брака, настроены на сохранение верности в супружеских отношениях; а из тех старшеклассников, которые не ставят никаких ограничений на вступление в интимные отношения по принципу - человек сам решает когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом, 72% считают нарушение верности в браке возможным и иногда даже полезным. Поэтому утверждение, бытующее сегодня и у молодежи, и у более старшего поколения о том, что добрачный интимный опыт помогает в устроении прочной семейной жизни, неверно и можно сделать вывод, что существующая пропаганда добрачных сексуальных отношений наносит существенный удар по семье, во многом объясняет непрочность семейных отношений.Хочу обратить ваше внимание ещё на один аспект - на ответы учителей. Довольно высокий процент. Не правда ли? В любом учебнике по педагогике хорошо прописано о влиянии личности педагога на воспитательный процесс, на процесс становления ребёнка как личности, в том числе и в духовно-нравственном отношении. Тогда возникает еще один вопрос – а у нас есть те горизонталь нравственности и вертикаль духовности, которые мы так хотим воспитать в наших детях? Вы каждый сам в себе задайте этот вопрос, и по-честному ответьте. И, чтобы добиться желаемых результатов, с кого надо начинать – с детей или с себя? В православии об этом чётко сказано: спасись сам и вокруг тебя тысячи спасутся.Для многих педагогов остается нерешенным вопрос о роли религии в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Обратимся к мыслям классиков. К.Д.Ушинский называл религию корнями векового дерева. А.С.Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого, в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра». Достаточно вспомнить Кирилла и Мефодия, создавших азбуку. К.Д.Ушинский замечал: «христианство имеет сильное влияние на возвышение уровня народной нравственности», он предлагал: «Воспитывайте детей не вне Церкви и не рядом с нею, а в самой Церкви и вместе с нею». Его последователь К.В.Ельницкий советовал: «Воспитывайте юношество в духе евангельского учения. Это учение удовлетворяет высшим сторонам духовной природы человека. К тому же оно открывает человеку истинный путь к его духовному совершенствованию, открывает ему конечную цель его жизни и указывает средства к достижению этой цели».Как видим, религия направляет человека к полюсу добра, что важно для образования детей и молодежи.Давайте рассмотрим, что для нас является ценностью в духовно-нравственном смысле? Мы знаем, как к ценностям относятся: к ним стремятся, их сохраняют, берегут, держатся за них. Что мы ценим? К чему мы стремимся? Что мы хотим? Мы все очень хорошо помним перестройку, с связи с которой рухнула идеологическая стена между Россией и Западом. Именно рухнула, её просто нет. И сразу же хлынул к нам грязный поток Запада, поток прямого разврата, мистики, оккультизма, чего только нет, всяких сект. Причём, как хлынуло! Само православие, кажется традиционное для России, оказалось имеющим гораздо менее мощный голос. А с Запада на нас и фильмы, и радио, и столько изданий! Они огромные деньги на это получают. Идёт потрясающая пропаганда. Сейчас вы ни одной рекламы не встретите, которая была бы чиста, прекрасна, и поднимала бы дух человека. Теперь уже и наши телевизионные программы, наши журналы и газеты наполнены грязью. Какой идеал, норму жизни предлагает нам этот мутный поток? Этим идеалом Запад, к сожалению, живёт уже очень и очень давно: материализм и наслаждения. "Забудьте вы о всём другом, кроме этой жизни и ее наслаждений, забудьте и не думайте". Всеобщая информатизация приводит к тому, что люди привыкают жить как бы в двух параллельных мирах - в привычном от рождения реальном физическом мире, и гиперпространстве, порождаемом компьютерными сетями… Нормы этики не всегда автоматически переносятся на мир виртуальный. Более того, происходит обратная психосоциальная деформация личности. У пользователей Интернета сложились представления, что в нем нет владельца, хозяина, поэтому можно взять без спроса всё, что угодно. Человек выходит в реальный мир и совершает аналогичные поступки (Г.Л.Глейзер).Итог – кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества, разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны 1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.2. Повреждены устои семьи:- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;– нарушены родовые и семейные связи между поколениями.3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек).;- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое); - увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.Статистика по нашему городу. Отдел ЗАГС администрации Кувандыкского округа (Оренбургская обл.) подвёл итоги за 2019 год:- рождаемость кувандычан по сравнению с предыдущим годом снизилась на 20,5 %. А если сравнивать с 2014 годом – то на 55 %;- при отсутствии естественного прироста населения (рождаемость в 2024г. – 617, в 2019 г. – 280 чел.) и даже миграционной убыли, почти не снижается уровень смертности кувандычан. Их по-прежнему умирает свыше 600 человек в год;- из года в год снижается количество зарегистрированных браков, а по сравнению с тем же 2014 годом их число упало почти вдвое (с348 до 182);- не радует и динамика расторжения браков. С 2015 года наблюдается тенденция увеличения разводов в семьях кувандычан. И впервые в 2019 году количество разводов превысило на 13 количество заключенных браков.4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах становления духовно-нравственного мира ребенка;- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху.5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования программах,- в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности",- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения. (Можно сказать о школах и основах православной культуры).7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Гумилёв: народ, забывший свои культуру и традиции обречён на вымирание. (Гибель Византийской Империи)Вернёмся к духовно-нравственным ценностям. На самом деле, главная ценность для человека, это понимание того, что мы здесь живём временно, что жизнь наша течёт как секундная стрелка, идёт непрерывно. Посмотрите, идёт только в одну сторону. И нечего строить себе иллюзий. Мы именно временные. Православие утверждает, что родившаяся личность имеет вечное бытие, и она, не искорка, которая вылетела из трубы вечности и угасла навеки.Два мировоззрения, две точки зрения стоят перед человеком. Человек, кто ты? Тот, перед которым открыта вечность? Или тот, который сегодня жив, завтра мёртв, и всё? Одно мировоззрение говорит:- Человек, верь.- Во что?- Нет тебе будущности. Ничто тебя не ожидает. Нет Бога. Нет души. Нет вечности.К чему ведёт это мировоззрение? Независимо от того, какой это человек, хороший или плохой, внутри вот какой процесс идёт:- Я живу один раз, и что будет?- Ничего не будет. Вечная смерть ожидает тебя.- Страшный идеал, только содрогнуться можно.Православие говорит: "Есть Бог. Есть вечность. И ты, человек, в тебе - образ Божий. Тебе дано уже здесь многое, благодаря чему ты можешь отнестись разумно к пониманию своей жизни". Первая и главная ценность, которая в человеке присутствует, интуитивно присутствует, даже в человеке, который не хочет в это верить, то, что он неистребим. Что он как личность вечен. Значит, каким же я должен быть здесь, чтобы достойно войти в эту вечность? Достойно войти, а не оказаться выброшенным как навоз. Все лучшие люди России всегда призывали к этому.Есть два смысла жизни. Один смысл говорит: "Нет смысла в жизни, ибо она кончается вечной смертью". Другой смысл жизни - в самой жизни, и здесь мы только начинаем её. Здесь - преддверие только для вхождения в тот дом, который будет нашей вечной обителью, вечным храмом, для очень многих, кто действительно достойно войдёт в эту жизнь.К чему призывает христианство? Иногда создают превратную картину, что христианство отнимает радости жизни у человека. Какая ложь! Тот, кто читал хотя бы один раз Евангелие, тот помнит, с чего начал Христос свою проповедь - со свадьбы в Кане Галилейской. То есть Христос воду сделал вином по любви к человеку.Вот что говорит христианство: "Пей, но не напивайся! Ешь, но не объедайся! Женись и выходи замуж, но не блуди". Христианство призывает к красоте человеческой жизни. Вот что такое православие.Какой принцип христианского отношения к жизни? Хоть немножко жалейте друг друга. Ведь основной принцип христианства - любовь. И речь идёт не о том, чтобы влюбиться во всех на свете, а о том, чтобы относиться по правде к человеку, относиться с жалостью к человеку. Пусть он мне не нравится, но он глубоко страдает, я должен ему помочь, а не оттолкнуть его. Вот это и называется любовью.Православие особенно призывает: "Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас". Вот красота доброго человека! Любовь делает из человека богоподобное существо. По этому поводу вспомню одно стихотворение английского автора Бурдильена:Ночь смотрит тысячами глаз, а день глядит одним.Но солнца нет, и по земле тьма стелется как дым.Ум смотрит тысячами глаз, любовь глядит одним.Но нет любви, и гаснет жизнь, и дни плывут как дым.Спасибо за внимание!Список используемой литературы:А.И Осипов Духовность и нравственность https://alexey-osipov.ru/video/obrazovanie/dukhovnost-i-nravstvennost-mdais-20120429/Т.А.Берсенева Традиционный уклада жизни как социально-педагогическая проблема https://docplayer.ru/84904675-Berseneva-tamara-aleksandrovna-tradicionnogo-uklada-zhizni-kak-socialno-pedagogicheskaya-problema.html Н.Н.Лебедева Компетентность педагогов в воспитании духовно-нравственной культуры детей и молодежиГибель византийской империи https://www.youtube.com/watch?v=G4VDeH8Db4c
X

x