Всего представлено работ: 241995

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Жукова Анастасия Владимировна

Выставка - как образовательный ресурс

скачать документ

Вернуться назад

ВЫСТАВКА, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫЖукова Анастасия ВладимировнаМБУ ДО «Дом детского творчества»Педагог дополнительного образованияПервая квалификационная категорияВводная частьЭффективным средством в обучении детей художественному восприятию является посещение художественных музеев и выставок произведений искусства. Россия – очень большая страна, и условия жизни в ней неоднородны. Существуют города и целые регионы, в которых культурная жизнь строится на иных основаниях, чем, к примеру, в столицах с большим количеством музеев и выставочных залов. Дом детского творчества в этом случае может взять на себя функцию культурного центра.Развивая интерес у обучающихся к различным видам искусства: литературе, изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, музыке, танцам, мы, педагоги, учим детей видеть богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие, что способствует не только эстетическому, но и нравственно-патриотическому воспитанию.Поэтому, одним из важнейших аспектов в моей педагогической деятельности является выставочная деятельность. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также – для совместной деятельности педагогов и родителей. Наша задача научить детей на выставках смотреть, видеть, любоваться и понимать особый язык изобразительного искусства. Первый шаг к его освоению заключается в обозначении «красоты». Мы говорим детям: «Посмотрите: как красиво!», «Посмотрите: как интересно!». Пока не поздно, пока не произошло искажение нравственных норм, нужно использовать живое слово педагога, воздействовать на обущающегося силой искусства!Основная частьТяга к творчеству, как и любая человеческая потребность, является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания. Тяга к творчеству может быть сама обращена в средство формирования познавательных интересов обучающихся, в средство формирования потребности учиться, получать знания.По мнению психологов и педагогов основной причиной разочарований, неудач в обучении, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации. Это приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Проблема самореализации отдельно взятой личности относится сегодня к числу основных проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Выставочная деятельность играет значительную роль в жизни любой творческой личности и служит важной сферой его самовыражения [1].Актуальность выставочной деятельности обусловлена тем, что окружающая среда и общество – это фактор большой эмоциональной силы, вовлекающий обучаемого в водоворот чувств творческих порывов. Поэтому, моя основная задача, как педагога, заключается в формировании у детей определенного набора знаний, в пробуждении и поддержке стремления обучающихся к самообразованию, к саморазвитию, к реализации творческих способностей. Основной целью образовательного процесса является усвоение и воспроизведение знаний. Стимулирование активности обучающихся требует постоянного притока новой информации, содержащей элементы необычности, занимательности, интересных фактов и содержательных форм обучения. Поэтому от меня, как от педагога, требуется создание ситуаций творческого напряжения, заинтересованного внимания и осмысленного включения в творческий процесс. На протяжении всего учебного процесса педагог должен демонстрировать свою заинтересованность в качественном обучении детей, проявляя при этом профессиональную компетентность. Творческая деятельность детей должна иметь выход, экспонироваться для зрителя. И именно выставка является самым эффективным способом демонстрации своих достижений. Основная цель, которую преследует выставка – это выявление и поддержка одаренных, талантливых детей, раскрытие их творческих способностей. Задачи выставки: Развитие у детей интереса к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления;Повышение культурного уровня, знакомство детей с различными видами художественного и декоративно-прикладного направлений в искусстве, приобщение к творческому и познавательному досугу; Формирование художественно-эстетического вкуса, развитие творческого начала в продуктивной деятельности у детей; Освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;Активизация поиска новых форм и демонстрация результатов деятельности; Организация работы по созданию условий взаимодействия педагогов и родителей воспитанников посредством выставочной деятельности.Значение выставки в творческой жизни учащихся очень велико – это не только демонстрация своих достижений. Выставочную деятельность необходимо рассматривать с разных сторон воздействия на обучающихся. Выставка как создание ситуации успеха для обучающихся. Каждому обучающемуся важно создавать ситуации успеха в его творческой деятельности для того чтобы:дать каждому из них возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности и перспективы,поверить в себя.Это обязательно учитывать каждому педагогу в своей деятельности так как переживание ребёнком ситуации успеха:повышает мотивацию обучения и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;стимулирует к высокой результативности труда;корректирует личностные особенности (снижение уровня тревожности, неуверенности, повышение самооценки);развивает инициативность, креативность и активность.Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться и развиваться дальше. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.  А ведь известно, насколько важно каждой развивающейся личности получать поддержку в виде одобрения своего таланта, как значимы любые положительные отзывы, или подтверждения их заслуг и умений.Регулярное участие в выставках позволяет также получить опыт ситуаций принятия различных оценок жюри, повышает стрессоустойчивость в этом плане, а это тоже немаловажно для дальнейшей жизни.Как педагог дополнительного образования, я считаю необходимым постоянно вести работу с детьми, в результате которой ребёнок утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в обучении и в жизни, кто работает энергично, активно, используя все свои возможности. И дети стараются учиться делать свои творческие работы всё лучше и лучше, повышая своё мастерство. Обучающиеся видят свой уровень, радуются своим достижениям, но собственного признания и даже признания родителей недостаточно для мотивации к дальнейшему творческому росту. Важно иметь возможность выставить результаты своей творческой деятельности на всеобщее обозрение. И это полезно не только для самоутверждения и повышения своей ценности, но и для того, чтобы иметь возможность посмотреть работы других детей, найти что-то новое, интересное. Используя в своей работе новую идею, или новую технику. Выставка как способ популяризации дополнительного образования.В основе идеи организации выставок заложено глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен этим. В нашем городе ощущается недостаток культурных мероприятий для детей и подростков. К сожалению, мы не имеем возможности на регулярной основе посещать различные культурно-массовые мероприятия. Поэтому роль дополнительного образования в жизни детей нашего города (района) очень велика. А выставки не только дают реальную возможность творческого взаимодействия, но и играют большую роль в популяризации дополнительного образования среди школьников, привлечение их для обучения в различные объединения. Если ребёнок своими глазами увидит достижения своих сверстников, послушает о том, как и из чего сделана работа, где могут научить такому искусству, может это даст толчок к желанию тоже научиться какому-либо виду декоративно-прикладного творчества. Достижения детей – это ступеньки по которым они поднимаются вверх к вершинам мастерства. Начиная с малых достижений на своём пути, постепенно становятся настоящими мастерами. Привычка к посещению музеев и выставок в школьном возрасте будет вызывать у человека интерес и в более зрелом возрасте, так как формируется привычка к получению новых впечатлений, эмоций, информации.Выставка как возможность расширение кругозора.Тематические выставки способствуют вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность, реализуют творческий потенциал каждого участника. Тематические выставки несут в себе регулятивные и познавательные функции. Привлечение обучающихся к созданию и участию в подобных выставках вырабатывает у них определенные знания, умения и навыки: способность анализировать, планировать, отбирать наиболее информативные материалы, контролировать, находить знания, решать проблему показа собранных предметов, отстаивать свою точку зрения в решении поставленного перед ними вопроса.Тематические выставки помогают обучающимся не только получать дополнительные знания, но и способствуют личностному становлению подрастающего поколения.Выставка как элемент социализации.Посещение выставок очень важно в плане социализации и коммуникации: это опыт поведения в обществе, понятие дисциплины, взаимодействия с новыми людьми, расширение кругозора, моменты общения с экскурсоводом способствуют развитию речи, мыслительных процессов, эмоциональности. Выставка является своеобразной и специфической формой коммуникации в обществе. Выставка как возможность приобретения практических навыков.В выставочной деятельности очень часто применяется такое дополнение как проведение интерактивных площадок, мастер-классов. Данная форма выставки помогает ребёнку не только увидеть что-то новое, интересное для себя, узнать какую-то полезную информацию, но и унести с собой небольшой сувенир, сделанный своими руками. Такой вид выставочной деятельности уместен во время каникул. На базе Дома детского творчества, на интерактивной площадке «Модульная школа» регулярно, в каникулярное время проводятся различные мастер-классы, результатом которых является коллективная выставка в рамках проведенных мастер-классов. Большинство детей, посетивших подобные познавательные выставки, с большим удовольствием приходят на обучение в творческие объединения. Таким образом, такая форма работы как проведение выставок ИЗО и ДПИ помогает успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач:выявлять и оказывать поддержку творчески одаренным детям;приобщать обучающихся к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному городу, краю, стране;способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;расширять кругозор, получать социальный и коммуникативный опыт.Обучающиеся моего творческого объединения принимают участие во всевозможных видах и формах выставок. В стационарных и передвижных, отчетных, городских, районных, региональных, всероссийских, виртуальных.Начиная с 2014 года, на ежегодной основе в Норильске проводился конкурс «Добавь городу красок» по направлениям «рисунок» и «граффити». Обучающиеся моего творческого объединения неоднократно становились победителями конкурса в направлении «рисунок». Работы победителей украшают автобусы, курсирующие в центральном районе Норильска, районах Талнах и Кайеркан. «Весёлые автобусы» являются своего рода передвижной выставкой работ обучающихся. Что является огромным стимулом для дальнейшего развития своей творческой деятельности не только победителей, но и тех, кто только планирует принять участие в данном конкурсе.В выставочном зале Дома детского творчества действует постоянная экспозиция, в которой представлены лучшие творческие работы учащихся. Для развития творческой активности детей на базе творческого объединения проходят различные тематические выставки «День матери», «Новый год за окном», «Пасхальный натюрморт», «День победы» и т.д., Особое значение уделяю городским выставкам очного характера – «Экология глазами детей», «Я рисую этот мир», «Весенняя мозаика», «Мир увлечений» и т.д., где обучающиеся творческого объединения «Феникс» не раз были отмечены дипломами победителей и дипломами лауреатов 1 степени. Регулярно творческие работы обучающихся демонстрируются в интернет – выставках, конкурсах Всероссийского и Международного уровнях, участие в которых является мощной мотивацией для дальнейшего обучения. Чтобы добиться желаемых результатов, приходиться пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное. Например, совместно с детьми в конце занятий в нашем творческом объединении проходит обсуждение и просмотр творческих работ. Это помогает ребятам увидеть все плюсы в работе и скорректировать минусы и недочеты в своем творчестве. Итогом системного просмотра является групповая выставка целью которой является коллективный анализ творческих работ. Не менее интересная выставка, которую очень любят ребята - это персональная. Такая форма выставки является настоящим праздником для юных художников. На данной выставке обучающимся интересно получить рецензию к своим работам, как от ребят, так и от педагогов. Юному художнику важно услышать оценку своему творчеству, похвалу и даже замечания профессионалов. Каждый ребёнок хочет быть принятым, понятым, увиденным и услышанным и очень важно не упустить этот момент, чтобы ребенок не потерял заинтересованность в своем творчестве. Обучающийся должен знать, что он уникален и талантлив, что его творения интересны многим. Такую возможность и дает процесс подготовки к участию в выставке. Персональная выставка – это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей-зрителей – это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности. Данная форма работы показала свою эффективность. Это прекрасная возможность ребёнку показать свои достижения, скрытые таланты. Выставка, как образовательный ресурс, помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, их внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают: уровень художественно-образного творческого мышления, художественно-творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации. ЗаключениеВыставочные проекты всегда имеют продолжение, которое может выражаться, например, в последующем участии детей в конкурсах-выставках. Что само по себе позитивно. Но самое главное и ценное – это желание обучающихся продолжать знакомство с искусством, расширять свои знания в области теории и истории искусства, овладевать новыми художественными техниками и в дальнейшем демонстрировать их зрителям в рамках новых выставочных проектов. Также, выставочная деятельность объединяет педагогов, учащихся и родителей, формируя устойчивый интерес к изобразительному искусству через детское художественное творчество.В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Это наиболее благоприятная сфера для творчества и воспитания, так как здесь применяются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, культурой, востребованные современной социокультурной средой. В изобразительном и декоративно-прикладном творчестве органично сочетаются разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечение, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, таким образом, решается проблема занятости детей. И эта деятельность становится гораздо эффективнее, если применять современные технологии обучения и воспитания, внедрять новые формы работы, устанавливать межпредметные связи с другими учебными дисциплинами с историей, географией, физикой, музыкой, лингвистикой и так далее. Одной из таких форм работы и является выставочная деятельность. В нормируемый объем не входят приложения и список использованной литературы. Выставочная деятельность даёт детям и подросткам возможность приобрести навыки и умения, способствующие развитию личностной культуры и приобретению эстетического опыта путём общения с произведениями разного вида искусств.Все это в конечном итоге способствует формированию культурной целостности нации на основе приобщения зрителей к региональной, российской, мировой культурам.Список литературыЧерник Б.П. Успешное участие в выставке как авторское действие. Новосибирск 2012г.ЧерникБ.П. Выставки в развивающимся образовании. Новосибирск: Наука,2004.335с.Черник Б.П.Эффективное участие в образовательных выставках: Научно-практическое пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН,2001.-199с.https://www.com/cjntenent/khudzhestvennaya-vystavka-v-usloviyakh-sovremennoi-kulturyhttps://www.kakprosto.ru/kak-100046-kak-oformit-vystavku-detskh- risunkov
X

x