Всего представлено работ: 101260

Вы можете задать интересующий Вас вопрос на: info@kladtalant.ru , либо воспользоваться формой ниже:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
Я согласен(а) на обработку моих персональных данных

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

 




Публикации педагогов


Автор публикации: Вершинина Лариса Николаевна

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальный район СергиевскийСамарской области «ФОРМИРОВНАИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»ВЫПОЛНИЛА: ВЕРШИНИНА Л.Н.Учитель математики Липовского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ»с. КрасносельскоеПроблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны.Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни.Но выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности: 1. Низкий уровень вычислительных навыков 2. Отсутствие практической направленности в математике (дефицит практико-ориентированного подхода в обучении) 3. Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) 4. Неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение д/з. 5. Формальное изучение геометрии, как предмета формирующего пространственное мышление 6. Не восприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил, теорем и т.д.)Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное времяОсновные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.Все новое обучение начинается с того, что человек уже знает, и от вывода, который он из этого сделает. Задачей учителя встает вопрос: Как помочь ученику? Любой учитель должен попытаться помочь ребенку понять, что есть не только факты, но и взаимосвязь между ними. Нам необходимо задуматься над тем, что дети уже знают, и тем, что они должны узнать, а затем продумать то, как они будут использовать полученные знания на практике.Как известно ,10 % ученик запоминает при чтении, 20 % при аудио-визуальном контакте, 30 % при демонстрации, 50 % он запоминает при обсуждении, 75 % при использовании полученных знаний на практике и 90 % при передаче знаний. Поэтому очень важно приучать учащихся к обучению тому, как учиться, обучаться через диалог, для того чтобы был обмен информацией.Задача учителя сконцентрировать внимание не на собственном преподавании, а обратить внимание на то, как дети обучаются.С этой целью на уроке необходимо более основательно ставить вопросы, а также озвучивать решения проблем, анализируя идеи учеников.Например, на уроке геометрии вместо вопросов «Что такое ромб? Какая фигура называется параллелограммом?», можно поставить такие вопросы: «Какой четырехугольник можно назвать параллелограммом? Как изменится параллелограмм, если каждый его угол будет равен 90◦? Что нужно сделать чтобы из параллеограмма получить ромб? В чем отличие и в чем сходство прямоугольника и квадрата?» В этом случае каждый учащийся не будет повторять заученные определения, а постарается вспомнить, затем правильно сформулировать и приподнести свой ответ. И если ответ одного ученика будет недостаточно полным, другие будут пытаться дополнить. В следствии на один вопрос могут ответить несколько учащихся и могут сравнить ответы. То есть задача учителя задать один вопрос, а дальше учашиеся отвечают по очереди и у них возникают другие вопросы на которые они хотят знать ответы. В следствии чего происходит диалогическая беседа в классе. Так же можно применить составления пазла, из разрезанных треугольников необходимо составить фигуру (первой команде красный - ромб, второй команде зеленый – параллелограмм, третьей команде синий – прямоугольник).Даже самые замкнутые учащиеся, которые на уроках зачастую отмалчиваются, начинают раскрываться, обсуждать, отстаивать свое мнение. В ходе групповой работы учащиеся перестают бояться неправильных ответов, не бояться эксперементировать и приучаются делать выводы.Один из примеров формирования функциональной грамотности на уроках математики в 5 классе -выполнении проекта «Составление сметы на ремонт кабинета».В проектной задаче описывается ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям, - требуется провести экономический расчет и вычислить, какая сумма необходима на ремонт класса, а также выбрать наиболее экономный вариант. В предложенной проектной задаче проверяются умения находить площадь сложных фигур, решать задачи разных типов, производить действия с величинами, а также способствует формированию умения работать с информациейПоставлено конкретное задание – подобрать самый выгодный вариант.Учащихся класса можно разбить на несколько групп, каждая из которых получит конкретное задание для работы.Рассчитать площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для ремонта парт и стульев. «Какое количество белой краски потребуется для покрытия парт и стульев площадью________м2? Сколько будет стоить ? ___________ В каком из магазинов выгоднее купить? ___________________________».Учтите, что выбранный вами вариант должен быть самым экономичным.Внесите полученный результат в смету расходов.Для выполнения заданий учащиеся должны были узнать количество расходных материалов, их стоимость. Выполняя данные задания, ученики учатся работать в группе, выполнять измерения, добывать информацию используя прайс-листы, работать в интернете и т.д.В результате достигаются три основные цели. Первая - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой). Вторая - компьютерные и информационные умения. Третья - коммуникативные умения.В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.На уроках математики дети учатся:•  выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;•  рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т. д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, написать реферат, составить задачу и т. д.Вот примеры задач для 5 класса. Задача «Аптека»Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?Решение:1) 0,5*4=2(таблетки) надо пить каждый день2) 2*14 = 28(таблеток) на 14 дней3) так как в упаковке 10 таблеток, то надо купить 3 упаковки или 30 таблеток Ответ: 3 упаковкиЗадача «Строительство»Оцени и рассчитай, сколько рулонов обоев шириной 50см и длиной 15м потребуется для оклейки стен твоей комнаты. Площадь пола, которой равна 4х4 м2, высота - 2,5м, размеры двери 2х1м, окна 1х1,5мЗадача « Стоимость продуктов через год»Сейчас молоко стоит 50р. за литр. Каждые полгода инфляция составляет 10% Сколько будет стоить молоко через год?Решение:1)  50*0,1=5(р)составляет 10% стоимости молока.2)  50+5=55 (р) молоко будет стоить через пол года3)  55*0,1=5,5 (р) составляет 10% стоимости молока.4)  55+5,5=60,5 (р) молоко будет стоить через год.Ответ: 60,5 руб.Задача « Пекарь»Из 3,2 кг ржаной муки получается 4,2 кг хлеба. Каждая булка весит 0,6кг. Сколько можно выпечь булок из 12,8 кг муки?Решение:1)  4,2:0,6=7 булок можно спечь из 3,2 кг муки2)  12,8:3,2 = 4 во столько раз больше булок можно испечь3)  7*4=28 булок можно спечь из 12,8 кг мукиОтвет: 28 булокРешая эти задачи, дети развивают функциональную грамотность, видят применение математических знаний в жизни.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

 

Срочное получение документа!

Для Вашего удобства у нас действует услуга "срочный документ",

который Вы можете получить в течение нескольких часов после подачи заявки!

x
X