Всего представлено работ: 101257

Вы можете задать интересующий Вас вопрос на: info@kladtalant.ru , либо воспользоваться формой ниже:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
Я согласен(а) на обработку моих персональных данных

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  

 




Публикации педагогов


Автор публикации: Халявина Ольга Александровна

Особенности проведения уроков физической культуры в начальных классах с ОВЗ (глухие)

скачать документ

Вернуться назад

Особенности проведения уроков физической культуры в начальных классах с ОВЗ (глухие)К категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической психолого – педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация. Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (с первых месяцев жизни) выявлении нарушений слуха, слухопротезировании и комплексном медико – психолого – педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза, обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Глухие обучающиеся - это неоднородная по составу группа детей, включающая:- глухих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная медико – психолого – педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого – педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки; - глухих обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников, но в пролонгированные календарные сроки, обучаясь по варианту АООП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям; - глухих обучающихся с дополнительными ограничениями здоровья (с умственной отсталостью), которые могут получить образование на основе варианта АООП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям, которое осуществляется в пролонгированные сроки, по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения здоровья;- глухих обучающихся с умственной отсталостью ( умеренной, тяжелой, глубокой), тяжелыми и множественными нарушениями развития), получающих образование на основе варианта АООП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям, которое осуществляется в пролонгированные сроки, по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения здоровья. В последние десятилетия в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе. Выбор варианта АООП НОО для данной категории обучающихся осуществляется с учетом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности ребенка к естественному развитию коммуникации и речи), готовности ребенка к освоению того или иного варианта АООП НОО. В дальнейшем, вариант АООП НОО может изменяться с учетом достигшего детьми уровня общего и слухоречевого развития, овладения ими личностными, метапредметными и предметными компетенциями.Особые образовательные потребности различаются у глухих детей разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья глухих обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно – коррекционного процесса;требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно – развивающей области;необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;необходима индивидуализация обучения глухих детей с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации;следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно – коррекционных задач, специальную психолого – педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого ребенка. Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого обучающегося, можно открыть ему путь к полноценному качественному образованию.Глухота или частичная потеря слуха сказываются на психофизическом состоянии организма данной категории школьников.Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:-   недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;-   относительная замедленность овладения двигательными навыками;-   трудность сохранения статического и динамического равновесия;-   низкий уровень развития ориентировки в пространстве;-   низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);-   замедленная скорость обратной реакции;-   невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.На первых этапах обучения физической культуре эти дети выделяются особенностями походки (у детей с нарушениями слуха, как правило, шаркающая походка), неправильной осанкой и т.д. За школьные годы, как правило, удается преодолеть эти нарушения физического развития за счет специальных упражнений, систематических занятий и осуществление валеологических режимов: двигательный режим: прогулки (утренняя, дневная, вечерняя), зарядка, физкультурные минутки после каждых двадцати минут учебных занятий, подвижные перемены, уроки музыкально-ритмических занятий и физической культуры, подвижные игры, спортивные соревнования, «Семейные веселые старты».Группы здоровья – создаются для тех школьников, которым по состоянию здоровья не рекомендуются уроки физической культуры. Занятия проводятся в малом спортивном зале, на свежем воздухе, в тренажерном зале, где можно предусмотреть индивидуально дозируемую физическую нагрузку и т.п. (СЛАЙД-фото залов)Физическое воспитание для глухих школьников имеет огромное значение как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов физического развития, формирования нравственных качеств для полноценной подготовки к жизни в обществе детей с отклонениями в психофизическом развитии. При этом решается важная задача реабилитации лиц с потерей слуха.В ходе уроков физического воспитания дети развивают общую моторную ловкость, гармоничность движений, скоординированность движений рук и ног. Рекомендуются следующие упражнения:прыжки на обеих ногах, прыжков со скакалкой на двух или одной ноге; лазание по гимнастической стенке, хождение по гимнастическому бревну с удержанием равновесия;командные и эстафетные игры с мячом, обручем, гимнастической палкой: включение ловли и бросания, с умением соотнести силу броска и расстояние до мишени. Урок — основная форма проведения занятия по физической культуре в школе. Продолжительность его — 40 мин. Количество уроков в учебном году в каждом классе - 68 часов, 102 ч.На уроках физической культуры во всех классах решаются следующие задачи: • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;• овладение школой движений;• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умение доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.На уроках физической культуры следует систематически воздействовать на развитие таких двигательных (физических) качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость (к силовым статическим усилиям и в циклических движениях различной интенсивности), гибкость и вестибулярная устойчивость.Для начала работы с глухими обучающимися необходимо составить программу и изучить лист здоровья.слайдСтруктура адаптированной образовательной программыЦелевой разделПояснительная запискаОписание особенностей формирования содержания и условий реализации курса в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;Цели и задачи коррекционного курса;Общая характеристика коррекционного курса;Планируемые результаты освоения коррекционного курса.Оценка результатов коррекционного курсаСодержательный разделМесто коррекционного курса в учебном плане;Содержание коррекционного курса;Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.Организационный разделНормативное обеспечение коррекционного курса;Кадровое обеспечение реализации курса;Учебно-методическое обеспечение реализации курса;Материально-техническое обеспечение реализации курса;Организация и результаты мониторинга коррекции и развития;Списки учащихся по подгруппам;Приложение. Календарно-тематическое планирование.Слайд(фрагмент календарно-тематического планирования)Календарно-тематическое планированиедля учащихся классаПримерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.— 4-е изд., перераб.– М. : Просвещение, 2011.– 231 с. – (Стандарты второго поколения).Программа: «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы», 2016.Учебник: «Физическая физкультура 1-4 классы», В.И.Лях, 2016.Количество часов по рабочей программе: ч.Количество часов НРЭО: 20 ч.Формы контроля: фронтальный опрос- 7 тестирование- №урокаДатапроведенияНаиме-нование раздела программыТема урокаТип урокаВиды деятельности(элементы содержания)Планируемые результатыВид контроляНРЭОКоррекционно-развивающаянаправленностьурокаПредметныеМетапредметные УУДЛичностные УУД1234567891011121Легкая атлетика (15 ч.)Т/б на уроках физкультуры. Разновидности ходьбы и бега.ВводныйИнструктаж по ТБ на уроках легкой атлетике.Разновидности ходьбы. Беговые упражнения на месте и с продвижением вперед. Развитие скоростных качеств.Отличать где право, где лево; дифференцировать понятия «колонна» и «шеренга»; понимать какие требования необходимо выполнять для занятий физкультурой.Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения.Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; поиск и выделение необходимой информации.Познавательные: объяснить где лево, где право; для чего нужно перестроение, как оно выполняется.Формирование стартовой мотивации к изучению нового; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.Фронтальный опросКоординация движений, развитие скоростных качеств.Словарь: колонна, шеренга, равняйсь, смирноТеоретические сведения, речевой материал сообщаются учащимся в процессе изучения на уроке соответствующих двигательных действий, что способствует усвоению учебного материала. Подвижные игры включены в каждый раздел программы. Учитель выбирает их так, чтобы они способствовали развитию двигательных и нравственных качеств и были связаны с изучаемым разделом программы.Готовясь к уроку физической культуры, учитель составляет конспект или технологическую карту урока (ФГОС). (см. технолог. карту)Технологическая картаТехника прыжка в длину с местаЦели деятельности учителяФормировать умение определять пульс на уроках физической культуры; обучить расчету по порядку; учить технике прыжков вверх и в длину с местаТип урокаРешение частных задачПланируемые образовательные результатыПредметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время выполнения физических упражнений;получат возможность научиться: самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с заданной дозировкой нагрузки; оценивать результаты выполненного задания.Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладеют умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;коммуникативные – активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;регулятивные – определяют наиболее эффективные способы достижения результата.Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; доброжелательное отношение и оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданийМетоды и формы обученияЧастично-поисковый; индивидуальная, фронтальнаяОбразовательные ресурсыСекундомер, скакалки или шнурыСловарь: «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!»;прыжок вверх, прыжок в длину с места; игра «Удочка», пульс.Урок физической культуры в школе имеет три части: подготовительную, основную и заключительную.В подготовительную часть входит, прежде всего, начальная организация учащихся: обеспечение порядка при подготовке к началу занятий, сообщение заданий урока. Постановка задач на данный урок — одно из важных условий организации. Сообщать задачи необходимо в доступной и интересной форме, учитывая возраст школьников. Немаловажным является и расстояние от учащихся до учителя. Это приобретает особое, решающее значение при считывании речевого материала с губ. Расстояние между говорящим и считывающим должно быть не менее 1—2 м. Удобнее всего, когда глаза читающего с губ находятся приблизительно на уровне рта говорящего, но можно сообщать учащимся речевой материал в чтении с губ и в других положениях.Общая длительность подготовительной части урока имеет продолжительность 8—10 мин. Обучение новым, особенно технически сложным, двигательным действиям проводят обычно в начале основной части урока, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки — в середине или ближе к концу основной части.Общая продолжительность основной части урока 23-25 мин.В заключительной части обычно применяются строевые упражнения, упражнения на дыхание, на расслабление и снятие мышечной напряженности, на внимание и другие, не связанные с интенсивными нагрузками (включая и спокойные игры, главным образом в младших классах), предлагается материал для речевого развития.В конце урока учитель кратко подводит итоги, оценивает дисциплину, общие успехи и недостатки, сообщает или напоминает о заданиях на дом. Задания на дом можно давать всему классу. Содержание заданий на дом должно быть доступным и не связанным с опасностью травматизма и перегрузками. Средняя продолжительность заключительной части урока — до 5 мин в младших классах. Большое значение в процессе обучения глухих имеют работа с учебниками по физической культуре, работа с доской , ИКТ (слайд)На уроках физической культуры в школах для глухих детей используются речевые средства. Преподавание в основном ведется на основе показа и жестомимической формы общения. Во всех случаях словесные указания сочетаются с наглядными компонентами. Словесно-наглядные сообщения, являющиеся наиболее эффективной формой передачи информации, поступают глухим, в отличие от слышащих, лишь по визуальному каналу.Систематическое сообщение речевого материала, связанного с практикой урока физической культуры, не только способствует обогащению учащихся лексикой и фразеологией, но и более быстрому и прочному освоению физических упражнений.Таким образом, усвоение учебного материала глухими школьниками в коррекционно-учебном процессе состоит из четырех основных компонентов:1. Зрительное восприятие предлагаемого учебного материала (как практического, так и речевого).2. Рефлекторное подражание учителю.3. Осмысление предложенного практического и речевого материала.4. Двигательная и речевая практика.«Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования…»В.И. Флери (слайд)

 

Срочное получение документа!

Для Вашего удобства у нас действует услуга "срочный документ",

который Вы можете получить в течение нескольких часов после подачи заявки!

x
X