Всего представлено работ: 241995

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Борисова Людмила Степановна

Дидактические игры для формирования лексико-грамматических категорий

скачать документ

Вернуться назад

Дидактические игры для формирования лексико-грамматических категорийБорисова Людмила СтепановнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад №5 «Ивушка» г. НефтеюганскУчитель-логопед Усвоение грамматических форм речи – сложная интеллектуальная деятельность, особенно для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дидактическая игра как нельзя лучше отвечает коррекционно-развивающим целям и задачам, активизирует познавательную активность, кроме того, игра очень динамична и создает возможность коллективного взаимодействия, что позитивно влияет на зону ближайшего развития. Предложенные дидактические игры должны вызвать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Игра «Огород»Цель: Активизация словаря существительных по теме «Овощи», формирование грамматических категорий единственного и множественного числа существительных.Ход игры: На листе картона рисуется огород, на котором делаются карманы для карточек с изображением овощей. Во время игры логопед обращается к детям: «Кукла Маша весной посеяла на огороде семена и летом вырастила много чего?» дети отвечают «овощей». Затем, доставая определенный овощ, логопед спрашивает: «Что вырастила Маша?». Ребенок отвечает: «Капусту». Логопед: «Где она растет, на земле или в земле?» Подобным образом оговаривается каждый овощ, после чего логопед вставляет картинки в соответствующие карманы пособия. Игра «День рождения зайца»Цель: Научить детей образовывать существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Ход игры: Логопед говорит детям, что пришло известие от зайца, и зачитывает заранее заготовленное письмо, в котором заяц приглашает ребят на день рождения. На столе лежат овощи большого и маленького размеров. Дети выбирают подарок на день рождения. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу овощи со словами: «Я тебе принес в подарок большую морковку и маленькую морковочку», «Я тебе принес в подарок большую капусту и маленькую капусточку» и т.д.Игра «Машин сад»Цель: Активизация словаря по теме «Фрукты», формирование грамматической категории существительного родительного падежа множественного числа.Ход игры: На панно изображено дерево с кармашками для картинок.Логопед говорит, что у куклы Маши в саду есть волшебное дерево. На нем выросли различные фрукты. Затем в кармашек вставляются карточки с изображением фруктов. Дети комментируют действия педагога, говоря: «У Маши на дереве вырос лимон»; «У Маши на дереве вырос апельсин» и т.д.Логопед спрашивает у детей, какие фрукты когда созревают (летом или ранней осенью). Затем «собирает» фрукты с дерева и складывает их кукле в корзину, а дети комментируют его действия: «Маша собрала с дерева много лимонов»; «Маша собрала с дерева много апельсинов» и т.д.Логопед спрашивает: «Что можно приготовить из этих фруктов?» (компот, варенье, сок, пирог, желе)Игра: «Одень Машу».Цель: Закрепление знаний о различных видах одежды, практическое усвоение формы имени существительного винительного падежа множественного числа.Ход игры: Используется картонная кукла, на которую можно «одевать» различную сезонную одежду. Логопед на столе раскладывает предметы туалета. Дети подбирают одежду так, чтобы получились комплекты одежды, используемой в различных ситуациях. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия.Например: «Я надену на Машу кроссовки, спортивные брюки и футболку. В этой одежде она будет заниматься спортом". «Я надену на Машу сланцы, купальник и панамку. В этой одежде она летом будет загорать».Игра «Портной»Цель: Расширение глагольного словаря, практическое усвоение приставочных глаголов.Ход игры: На столе логопеда разложены предметы (картинки): швейная машинка, нитки в катушках; нитки-мулине, пяльцы; молния, куртка; пальто, пуговица; платье с оторванным рукавом, колготки с дыркой и т.д.Логопед предлагает детям подумать, какие действия можно выполнить с этими предметами. Каждый ребенок должен подойти к столу, взять два предмета и придумать действие, но так, чтобы использовать приставки: вы-, при-, за-, под-. Дети выполняют действия и комментируют их. «Я зашиваю колготки»; «Я вышиваю салфетку»; «Я пришиваю пуговицу»; «Я подшиваю подол юбки».Игра «Разложи продукты по своим местам»Цель: Развитие навыков словообразования»Ход игры: Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам.Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, селедку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д.Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.Игра «Кто внимательнее»Цель: Активизация глагольного словаря по теме, закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочных глаголов.Ход игры: Логопед говорит детям, что части слова на-, по-, вы-, перепутались между собой. Получились разные действия. Например: «Мама поливает суп в тарелку»; «Садовник наливает цветы»; «Паша поливает молоко из бутылки»; «Дворник наливает улицу». Дети проговаривают предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова.Игра «Мастер»Цель: Расширение словаря прилагательных. Формирование навыка образования относительных прилагательных.Ход игры: Логопед обращается к детям: «Мастер сделал табуретку из дерева. Как она называется?» Дети отвечают: «Деревянная табуретка».Словарь к игре: шкаф из дерева – деревянный; стул из пластмассы – пластмассовый; скамейка из металла – металлическая; диван с обивкой из плюша – плюшевый; кресло с обивкой из велюра – велюровое.Игра: «Назови мамину профессию»Цель: Развитие навыка словообразованияХод игры: Логопед напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию.Например: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т.д.Игра «Найди свой домик»Цель: Закрепление в словаре детей существительных по теме, практическое усвоение в речи притяжательных прилагательных.Ход игры: На столе логопеда в два ряда разложены картинки, на которых изображены жилища и хвосты различных животных.Логопед говорит, что все звери живут в домах, которые по разному называются: нора, конура, гнездо, берлога, и предлагает детям для каждого животного найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела животных.Например: «Это лисий хвост. Мой зверь – лиса. Она живет в норе» и т.д.Игра «Магазин игрушек»Цель: Учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еньк-, -ик-, -очк-; упражнять в употреблении глагола хотеть, активизировать словарь детей по теме «Игрушки».Материал: пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие06 пирамида – пирамидка, кукла – куколка, машина - …, флаг - ..., матрешка - …,мишка - …, карандаш - …, самолет - …, пароход - …, корзина - …, сумка - …, шар - …, фонарь - ….Ход игры: Логопед предлагает детям поиграть в «магазин». Логопед (или ребенок) продавец, дети покупатели. Логопед создает разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.Примерные ситуации:«Я хочу купить мяч, а для своей сестренки (братишки, маленькой соседки) – мячик»«Мы хотим купить самолет, а для малыша из другой группы – самолетик» и т.д.Игра «Волшебный сундучок»Цель: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: - чик-, -ик-, -ек-.Материал: «Волшебный сундучок», картинки: мяч – мячик, зонт – зонтик, шар - …, стул - …,бант - …, торт - …, фонарь - …, стакан - …, кувшин - …, цветок - ….Ход игры: 1 вариант: Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляя их к доске и называют пары слов.2 вариантЦель игры: Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие.Логопед: Снимите с доски и возьмите себе ту картинку, которую я назову. Тихо произносит слова: бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек и т.д.Игра «Путаница»Цель: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, составлять с ними предложения, активизировать словарь по теме «Одежда, обувь»Материал: 2 куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам) . Одежда на липучках прикреплена к фигуркам кукол или к панно. Набор одежды и обуви: шарф – шарфик, платье – платьице, шапка – шапочка, куртка - …, сапоги - …, халат - …, шуба - …, пижама - …, ботинки - …, блузка - …, кофта - …, сарафан - …, майка -…, шорты - …, тапки - …, юбка -…, футболка - …Ход игры: В гости к детям пришли 2 куклы – Даша и Дашенька.- Как вы думаете. Какую куклу зовут Даша? (большую)А какую зовут Дашенька? (маленькую)Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдет. Какие вещи мы будем давать Даше? (большие)А Дашеньке? (маленькие)Дети достают вещи и прикрепляют их к куклам, затем на панно, рядом с куклами, говорят: «Даше даю платье, а Дашеньке – платьице» и т.д.Игра «Гном и гномик».Цель: Учить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.Материал: Картинки; Гном и гномик; дом – домик., зонт – зонтик, бант – бантик, шарф – шарфик, мяч – мячик и т.д. сосна – сосенка, береза – березка и т.д.Ход игры: На доске 2 гнома. Логопед говорит: «Жил да был веселый гном, он себе построил дом. Рядом жил поменьше гномик, он себе построил домик. Ветер разбросал все вещи гномов. Нужно помочь их разложить». Детираскладывают вещи гномов и проговаривают: «У гнома шарф, у гномика шарфик. У гнома бант, у гномика – бантик и т.д.»Гном и гномик посадили деревья. Гном посадил сосну, а гномик - …, елку - …, рябину - …, березу - …, У гнома – сад, а у гномика - ….Игра «Детеныши животных потерялись».Цель: Совершенствовать навык словообразования. Закреплять употребление названий животных и их детенышей.Материал: Большое панно - поляна, картинки животных и их детенышей.Ход игры: Логопед объясняет, что детеныши животных заблудились и потеряли своих мам. Нужно помочь каждому детенышу найти свою маму и на панно поставить их рядом. Дети находят пары и проговаривают: «У собаки щенок, у коровы теленок и т.д.»Игра «Где чья мама?»Цель: Учить практическому употреблению в речи детей названия детенышей животных в единственном и множественном числе.Ход игры: Логопед предлагает внимательно посмотреть на панно. Это поляна. Там находится много животных и детенышей. Нужно помочь детенышам найти своих мам и сказать: сколько у животного детенышей. Например: у лошади 1 жеребенок, у свиньи 5 поросят и т.д.Игра «Накорми Великана»Цель: Учить детей образовывать существительные множественного числаМатериал: Крупные картинки Великана и Кота в сапогах (можно взять кукол –бибабо), картинки или силуэтные изображения продуктов питания: конфета – конфеты, яйцо – яйца, орех - …, сосиска - …, пряник - …, котлета - …, торт - …, помидор - …, яблоко - …, груша - …, вишня - …, банан - …, лимон - … и т.д.Описание игры: Кот в сапогах принес Великану продукты. Какие – перечисляет логопед или ребенок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на доске.Логопед: Что это? Дети: Конфета, яйцо, орех, пряник, торт, сосиска, котлета, помидор, банан и т.д.Логопед: Великан не наелся, требует много еды. Логопед просит Кота в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедов существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.Логопед: Что принес Кот в сапогах? Дети: Конфеты, яйца, орехи, сосиски, лимоны, торты, вишни, яблоки, груши и т.д. (дети ставят картинки рядом с Великаном).Игра «Что у мальчика в чемоданах?»Цель: Учить детей практическому употреблению существительных в винительном падеже».Материал: Силуэтное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.Ход игры: Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы.Логопед: Что у мальчика в чемоданах?Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к панно: У мальчика в чемодане рубашка (шорты, трусы, майка и т.д.)Логопед: Что мальчик будет надевать на себя?Дети: Мальчику будет надевать шорты, футболку, носки, майку, брюки и т.д.Игра «Кто скорее соберет игрушки?»Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе и падежеМатериал: Цветные коврики и разнообразные игрушки.Ход игры: Логопед расстилает перед каждым ребенком цветные однотонные бумажные коврики и предлагает собрать на них игрушки такого же цвета (игрушки заранее подготовлены соответственно основным цветам). Дети называют цвет игрушек, расположенных на их ковриках, например: красная машина, красное ведро, красный бант и т.д. Выигрывает тот, кто соберет на коврик свои игрушки и правильно определит их цвет.Игра «Кто как передвигается?»Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени.Материал: предметные картинки с насекомыми, животными, птицами и т.д.Ход занятия: Логопед показывает изображение животного, птиц, насекомых и спрашивает, как они передвигаются, например: бабочка летает; воробей прыгает и летает; лягушка прыгает; рыба плывет; лиса бежит и т.д. За правильный ответ дети получают фишки.Игра «Поймай – скажи»Цель: Учить детей правильному употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.Материал: Мяч.Ход игры: 1 вариант: Дети становятся в круг. Логопед, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его обратно, называя какое-либо действие этого животного:Корова – мычит; Лягушка – квакает; Кошка – мяукает; Волк – воет; Собака – лает; Тигр – рычит; Медведь – ревет; Мышка – пищит и т.д.2 вариант: Логопед называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии:Врач – лечит; Водитель - водит; Воспитатель - воспитывает; Летчик - летает; Парикмахер – стрижет; Писатель - пишет; Учитель – учит; Почтальон – разносит почту и т.д.Игра «Что нам почта принесла?»Цель: Учить детей правильному согласованию количественных числительных в пределах 10 с существительными.Материал: Большие конверты (по количеству детей), в каждом из которых лежит разное количество предметных картинок (овощи, фрукты, игрушки, цветы, мебель, посуда, одежда, обувь, животные), сумка для почтальона.Ход игры: Логопед сообщает детям, что сегодня почтальон принес много писем всем детям. Но почтальон спешил в другой детский сад и вручить письма попросил самого примерного мальчика (девочку). Выбирается ребенок для этой роли, ему дают сумку почтальона с письмами, и он раздает их детям. Получив письма, дети открывают конверты и смотрят, что в них. После этого педагог по очереди спрашивает, что ребенок получил и сколько предметов. Например: «Я получил семь морковок, три машинки» и т.д.Игра «Сказка о Буратино»Цель: Учить детей согласовывать существительные с числительными в разных падежах»Материал: Картинка или игрушка Буратино, картинки с разным количеством животных, птиц, насекомых.Ход игры: Логопед предлагает сочинить детям сказку о том, как Буратино путешествовал и кого он встретил по дороге. Надоело Буратино дома сидеть, и пошел он по дорожке. Шел, шел и присел отдохнуть и заметил на цветах бабочек. Он любовался красивыми бабочками. Сколько бабочек? (5). Он любовался (пятью красивыми бабочками). Затем он разговаривал с (4) белочками, дразнил (6) лягушек, а затем просил у (6) лягушек прощенье, после угощал 3 медвежат медом, а 8 зайчат – капустой, а потом помог дойти до дому 2 утятам и т.д.Игра «Камера хранения»Цель: Учить согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, мое, мои с существительными»Материал: игрушки.Ход игры: У каждого ребенка в руках игрушка. Логопед объясняет детям, что открылась камера хранения и можно сдать свои предметы на хранение, при этом нужно говорить: Вот моя кукла, возьмите мою куклу. Вот мое зеркало, возьмите мое зеркало и т.д.Игра «Прятки»Цель: Учить называть количественные и порядковые числительные, развивать пространственные представления.Материал: 10 любых одинаковых предметов или картинок, например 10 картинок с изображением котенка.Ход игры: Дети пересчитывают картинки на панно. Затем логопед раскладывает их по одной в разных местах комнаты. После этого дети находят картинки и говорят, где нашли: «Первый котенок находился под стулом, второй спрятался за коробку, третий залез на стол, четвертый находится между столом и диваном, пятый спрятался за кресло и т.д.Игра: «Чья голова? Чей хвост?».Цель: Совершенствовать навык словообразования, учить детей образовывать притяжательные прилагательные и включать их в предложения.Материал: картинки с частями животных: голова, хвост.Ход игры: У детей на столах картинки с головами и хвостами животных. Дети, глядяна свои картинки, проговаривают: «У волка – волчья голова и волчий хвост. У зайца – заячья голова и заячий хвост и т.д.»Игра «Кто спрятался?»Цель: Учить практическому использованию навыка словообразования притяжательных прилагательных.Ход игры: На настенном панно из-за забора и из-под куста видны разные части животных. Логопед спрашивает: «Кто спрятался под кустом, за забором?». Дети отвечают: «За забором спряталась корова, так как видны коровьи рога. Под кустом спрятался заяц, так как видны заячьи уши и т.д.»Игра «Где спрятались животные»Цель: Учить употреблять в речи предлоги».Ход игры: На панно картинки с животными и домиками животных. Логопед рассказывает: Был теплый день, в лесу на поляне резвились животные и радовались солнышку. Но вдруг пошел сильный дождь, и все животные побежали к своим домикам. Нужно найти каждому животному свой домик и сказать, где спряталось то или иное животное: крот спрятался в норе, заяц залез под куст, лиса спряталась в норе, медведь – в берлоге, белка – в дупле, волк забрался в логово, еж – в корни деревьев, лось встал– под дерево и т.д. Список используемой литературы1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 20122. Журнал «Дошкольное воспитание».3. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова, с. 524. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой, с. 575. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, с.3406. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников, с.52.7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,19948. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 20079. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой, с.39
X

x