Всего представлено работ: 244101

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Колесник Ирина Юрьевна

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

скачать документ

Вернуться назад

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.На сегодняшний день инклюзивное образование является наиболее приоритетным в нашей стране. Инклюзия даёт возможность детям с ОВЗ включиться в образовательный процесс, вместе с здоровыми детьми [5].Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ – это система профессиональной деятельности специалистов, обеспечивающая комплексное создание условий для успешной социализации и адаптации, содействие их личностному развитию и саморазвитию. В системе используются эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психические или физические, которые не позволяют вести полноценную жизнь. По классификации, предложенной В.А.Лепшиным и Б.П. Пузановым, к аномальным детям относятся: дети с нарушением слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие);дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);дети с нарушением речи (логопаты);дети с нарушением опорно – двигательного аппарата; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением поведения и общения; дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).Качественный подход к образованию достигается при помощи: не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка. В современном мире возможности людей с ОВЗ могут быть приравнены к возможностям здоровых людей. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ней говорится «…в целях реализации права на образование государства – участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека» [3].Следовательно, все дети должны получить всестороннее развитие со здоровыми сверстниками. Каждый ребёнок с особыми образовательными потребностями сможет получить, основываясь на ряде принципов, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, социализироваться в обычной образовательной сфере. 1Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.В ходе внедрения инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного процесса развития и адаптации в обществе. Это говорит, о необходимости оказания услуг социальных и позволяющих реализовывать развивающие потребности.В сферу научной практики включена аномалия развития, ранний детский аутизм. Дети с особой патологией нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребёнка с внешним миром, человеком. Общее развитие и психика ребёнка страдает из за отсутствия общения и взаимодействия с окружающим миром, препятствует социальной адаптации, которое возникает чаще всего с раннего детства. При отсутствии своевременной помощи, диагностики и психолого – педагогического сопровождения ребёнок становится необучаемым.Требования общества к качеству образования и профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов. Приоритеты, в свою очередь, предполагают изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагога, эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. Формированию такой готовности, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует осуществляемое методическое сопровождение педагогического проектирования.Все это способствует, созданию адекватных моделей и конкретных технологий,  психолого-педагогических условий обеспечения инклюзивных процессов в образовательной деятельности.Психолого – педагогическое сопровождение детей с аутизмом в детском саду осуществляется комплексно, в тесной взаимосвязи между всеми специалистами в трёх направлениях:-психолого – педагогическая диагностика;-коррекционная работа с ребёнком;-поддержка семьи аутистического ребёнка.Психолого – педагогическая диагностика ведётся всеми специалистами детского 2сада. Опираясь на результаты диагностики, каждый педагог ведёт собственное обследование, вырабатывает методику работы. Общий анализ позволяет получить информацию об особенностях усвоения знаний ребёнком, о его поведении. На каждом этапе работы специалист, проходит оценивание динамики его развития в процессе коррекции. По результатам полученных данных создаётся индивидуальная программа, маршрут сопровождения ребёнка. По диагностическим результатам всеми специалистами детского сада разрабатываются рекомендации для, педагогов группы, родителей, специалистов, для дальнейшей работы с детьми. Педагог – психолог проводит консультации с родителями, педагогами, специалистами.Цель такой работы состоит в преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребёнком и развитии познавательных процессов в соответствии с индивидуальными возможностями.При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно – развивающие педагогические технологии, которые позволяют добиться положительных результатов. Технологии развития для детей с ОВЗ: коррекционно-развивающие технологии; проектная деятельность; технологии проблемного обучения; разноуровневое обучение; информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие; игровые технологии. Средства, методы и формы работы подбираются по индивидуальным особенностям детей. Положительные эмоции получаемые детьми на занятиях, повышаюттонус коры головного мозга и тонизируют ЦНС, улучшается обмен веществ, повышается внимание. Учитывая особенности нервной системы детей, в группе предполагается соблюдения режима тишины, организации релаксационных пауз.При планировании работы учитываются баланс между спокойными и активными занятиями, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах. При реализации модели разрабатываются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитываются индивидуальные особенности детей.Музыка помогает детям адаптироваться в социуме, успешное использование логоритмики и здоровьесберегающих технологий помогает всестороннему развитию детей. Песочная терапия при использовании дает возможность выражения своего отношения и видения окружающего мира. Соблюдение единых требований всех 3специалистов и педагогов дают положительный результат.Огромное значение успешности коррекционной работы имеет реальная оценка динамики развития. Совместно подбираются игры для развития памяти, внимания, развития зрительной и слухового восприятия, развития речи и воображения. Анализируя успехи детей, специалисты могут скорректировать полученные результаты. Адекватная оценка изменений, необходима не только для того чтобы понять правильно ли было организовано общение с ним но и как двигаться дальше. Необходимо организовать и сохранять характерный план воспитания детей. Для аутичного ребёнка с тяжёлым или более лёгким вариантом развития, стериотипная форма развития является доступной. На начальном этапе коррекционной работы может быть единственно возможной. Проговаривание эмоционального смысла каждой связи. Вот такая работа должна проводиться при помощи взрослых. Чередование событий дня, их предсказуемость, планирование, создают сетку в которой ребёнок оказывается на запланированном месте и занимает какую то часть плана и дня. Создание адекватной среды для детей с проблемами в развитии является одним из основных приёмов коррекции. Сенсорная организация пространств, продуманная среда помогает удалить нежелательные впечатления, разрушающие взаимодействие с обществом. Использование метода аутостимуляции. Добиться радости, оживления легко можно щекоткой, кружением, тормошением.Приёмы стимуляции речевого развития. Существуют очень действенные приёмы провокации речевой активности; использование имеющихся вокализаций ребёнка; стимуляция речевой активности на фоне эмоционального подъёма.Таким образом стимуляция речевой активности будет активно работать над детским словарём. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию различных образовательных программ; реализацию адаптированных программ для детей с ОВЗ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей; при проектировании развивающей среды соблюдаются принципы насыщенности, трансформируемости, вариативности, доступности и безопасности.Консультативная деятельность педагога психолога помогает родителям повысить компетентность, в вопросах развития и воспитания, и снизить число конфликтов в семье. 4Таким образом, организация доступной предметно-пространственной среды, тесное взаимодействие всех служб, помогающих решать задачи сопровождения, являются эффективными средствами, формами реализации коррекционно-развивающего процесса, стимулом всестороннего развития ребенка, эмоционального благополучия и успешной адаптации в социуме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч// Аутизм и нарушения развития. – 2010. - №3. – С. 50 – 67.2. «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» Постановление правительства РФ от 17.03.2011 г. №1753. «Конвенция о правах инвалидов» Принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН4. Блинова, Л.Б. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Б. Блинова. – М.: НЦ «ЭНАС», 2003. – 136стр. – ISBN 5-93196-066-X.5. Староверова, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. – М.: Владос, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-691-01919-7 5Колесник Ирина Юрьевна педагог - психологМБДОУ «ДС № 360 г. Челябинск»Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад.
X

x