Всего представлено работ: 242035

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Соловьева Евгения Сергеевна

Характеристика нарушенного речевого развития

скачать документ

Вернуться назад

Характеристика нарушенного речевого развития детей раннего возрастаСимптомы риска речевого нарушения можно заметить в период довербального развития. Уже с первых дней жизни можно оценить речевое развитие ребенка. Важное диагностическое значение имеет оценка крика. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением ЦНС, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипований или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на вдохе или может отсутствовать вообще.Симптомами риска речевого нарушения у детей с органическими поражениями ЦНС является отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, сопровождающиеся хаотичными движениями в конечностях; отсутствие смеха, преобладание назализованных звуков крика. Также симптомами риска речевого нарушения являются отсутствие или рудиментарность лепета, избирательность предметно-действенного общения со взрослыми, не выполнение простых словесных команд, отсутствие подражательно-игровых действий.Симптомы риска речевого нарушения можно заметить также и в период наполнение первоначального словарного запаса. Время появления первых слов у детей с нарушенным развитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может быть и в возрасте 2-3 года, и в 4-6 лет. Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале развития речи. «Безречевые» дети отличаются по уровню понимания ими чужой речи. У одних детей уровень понимания чужой речи включает в себя довольно большой словарный запас и довольно тонкое понимание значения слов. Другие дети с трудом ориентируются в обращенной к ним словесном материале.Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая обстановка может наблюдаться и при нормальном речевом развитии, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. В дизонтогенезе речи такое явление может иметь место в течение нескольких лет жизни ребенка. При появлении речевого подражания репродукция слов осуществляется не в рамках преимущественного воспроизведения просодии целого слова, как это бывает в норме, а только его части (ударный слог, открытый вариант). Интересной особенностью аномальной детской речи является стремление к открытому слогу. При нарушенном развитии речи звук-заместитель и звук замещаемый могут отличаться друг от друга на два и более компонента, то есть являются артикуляционно-далекими, чего почти не наблюдается при норме, где замещающие друг друга звуки являются артикуляционно-близкими.Одним из характерных симптомов нарушенного речевого развития укорочение длины слова за счет опускания слогов или первого слога (слоговая элизия). По мере развития речи этот дефект постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной и звуковой и морфологической структурой. При нормальном накоплении в активном лексиконе до 30 словесных единиц ребенок переходит к усвоению двухсловных построений. При дизонтогенезе речи наблюдается расширение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. К дизонтогенезу речевого развития будут относится и те случаи, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи ребенка до 30 слов, но в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.Таким образом, несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженную слоговую элизию и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, то есть умением, пусть аграмматично и косноязычно, объединять слова между собой, следует считать ведущими признаками дезонтогенеза речи на ранних этапах ее развития.Особенности морфологического строя речи при нарушенном речевом развитии. Морфологически не членимые лепетные слова – основная закономерность ранних этапов дезонтогенеза. Явление употребления слов в нерасчлененном на морфологические элементы виде имеет ярко выраженный характер и может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Примечательно, что ребенок с недоразвитием речи иногда использует в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов. Такое явление не имеет места при нормальном развитии речи. Не смотря на известное разнообразие значений, которые ребенок желает выразить в своих высказываниях, он полностью игнорирует формальные (категориальные) средства усваиваемого им языка. Хаотичное составление слов представляет собой либо их контуры, либо их части (фрагменты), вместе со словами-звукоподражаниями используются ребенком только в 1 какой-либо форме, не изменяются по падежам, числам, лицам, временам.Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты – в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. При нарушенном речевом развитии глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно большому предметному словарю.Особенности лексического строя речи при нарушенном речевом развитии. Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у ребенка с нарушенным речевым развитием обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функций общения и преобладанием механизма имитации услышанного.При нарушении развития речи накопление специализированных форм обозначения с помощью грамматических элементов чаще всего не имеет характера резкого скачка, как это наблюдается в норме. Ребенок с нарушением речевого развития длительно и стойко не замечает грамматической изменяемости слов родного языка. Префиксы, суффиксы, флексии являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением. Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложении, что связано с процессами членения слов в языковом сознании ребенка, может быть и 3 и 5 лет. Большинство прилагательных остаются неизменяемыми и имеют аморфные флексии во всех случаях употребления.Если нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое обозначение той или иной ситуации, осуществляет широкое обобщение, так как сходство ситуаций и сходство их обозначения быстро усваиваются, то ребенок с нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и длительно обозначает однотипные речевые ситуации по-разному. Грамматический элемент не сразу становится для него носителем определенного значения и однотипные ситуации не связываются с однотипными грамматическими элементами. При нарушении развития речи дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. В грамматическом оформлении одних и тех же синтаксических конструкций имеются непредвиденные колебания.При дизонтогенезе речевого развития своеобразно происходит усвоение предложных конструкций – ребенок не накопив необходимого набора флексий и не научившись словоизменению, преждевременно обращается к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. На месте предлогов часто встречаются гласные звуки – а, у, и. в большинстве случаев «вокальный» заместитель на месте предлога является неким аморфным предлогом, общим для многих предложных конструкций. Дети с нарушенным речевым развитием длительно не замечают, что предлоги и флексии связаны и что их сочетание представляет собой определенное единство.Одним из ярких признаков дизонтогенеза речевого развития является сосуществование двух разнообразных явлений: начавшегося процесса различения на морфологические формы слов и соединение вычлененных элементов в речевой последовательности, и употребление слов в морфологически нерасчлененном виде. Звукопроизношение. Уже в раннем возрасте могут наблюдаться такие особенности в произношении звуков речи, которые выходят за рамки возрастных и являются дефектами: межзубное, боковое, назализованное произношение и другое.Таким образом, мы рассмотрели основные особенности речевого развития детей раннего возраста, охарактеризовали основные нарушения речевого развития у детей данной категории. Эти знания необходимы для своевременной и точной диагностики речевых нарушений, и ранней целенаправленной коррекционной работы.
X

x