Всего представлено работ: 244101

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Таранина Елена Викторовна

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Виноватая тучка».Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативноеТип: интегрированиеВозраст детей: 5-6 летФормы образовательной деятельности: показ, использование наглядности, объяснение воспитателя, художественное слово, вопросы, индивидуальная работа, анализ.Формы организации: подгруппа 15 человекЗадачи:Образовательные:Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе. Формировать умение находить ответы на вопросы, используя прочитанное, а также свой жизненный опыт.Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.Способствовать развитию устной монологической речи, речи, мышления;Развивающие:Развивать диалогическую речь.Стимулировать активность детейВоспитательные:Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.Закрепить умение детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.Формировать представления о том, как вести себя в трудных и конфликтных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.Предварительная работа: познакомить детей с работой адвокатов и прокуроров Оборудование и материалы: изображение грустной и весёлой тучки; иллюстрации хороших и плохих действий дождя, шапочка адвоката (голубого цвета) и шапочка прокурора(фиолетового).Ход образовательной деятельности:I этап- МотивационныйВыбрать дождливый день.Ситуация:- Ребята, мы сегодня гулять не пойдём. Почему?- Ответы детей.- А чтобы нам не было скучно давайте споём знакомую песенку:«Виноватая тучка» Д. ТухмановЗлую тучку наказали —Ты плохая — ей сказали.И она заплакала,Да кап-кап-кап закапала.Припев:Кап-кап-кап дождик пошёл,Кап-кап-кап дождик пошёл.Мыши сразу задрожали,Мыши в норы побежали.Полетели птицы вниз,Да птицы сели на карниз.Припев:Кап-кап-кап дождик пошёл,Кап-кап-кап дождик пошёл.Пёс по имени БарбосСтрусил не на шутку,Еле ноги он унёсВ свою собачью будку.Припев:Кап-кап-кап дождик пошёл,Кап-кап-кап дождик пошёлНу а мы с тобой не тужим,Босиком бежим по лужам.Брызги прямо ввысь летятС тучею встречаются.А потом они назадДа с неба возвращаютсяПрипев:Шлёп-шлёп-шлёп дождик идёт,Шлёп-шлёп-шлёп дождик идёт.Тучку бедную простили,Тучку с миром отпустили.Тучка плакать перестала,А потом совсем пропала.Припев:Кап-кап-кап дождик прошёл,Кап-кап-кап дождик прошёл.После этого воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата?Момент проблемного включения детейII этап- Ознакомительно - аналитическийСадитесь поудобнее, я вам расскажу интересную сказку про дождик.Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал на земле его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!». Спустился дождик на землю и увидел зернышко. Полил его дождь и выросло дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. Запрыгал дождик от радости по кустам и … облил птичку. Заплакала птичка: «Плохой дождик, намочил все мои перья, мне теперь никак не взлететь, лиса меня поймает!». Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему обрадовалась лягушка; «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересохло!». Припустил дождик что было силы и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!». Испугался дождик, хотел на тучку спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик, полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!». Снова припустил дождик. А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?»Проблема:А вы, ребята, как думаете?Высказывания детей:Кто-то считает, что дождик хорошийКто-то считает – что плохойА какие чувства у вас вызывает намокшая птичка, девочка?А что бы вы посоветовали девочке? III этап- Организационно – поисковыйПосле этого воспитатель предлагает подумать, дождик - это хорошо или плохо? Кто готов тучку обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?Предлагаются иллюстрации с изображением дождика в разных ситуациях (когда это хорошо или плохо)Дети делятся на две группы-защитники и обвинители дождя.Дети отбирают себе иллюстрации в зависимости от выбранной позиции.IV этап- ПрезентационныйПедагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат».Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.Например, «Я обвиняю дождь за то, что он мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и…»V этап- ИтоговыйДождик льется, снег идет,Утром солнышко встает.Мы гадаем, охаем,Хорошо ли плохо ли?Нравственный урок.Никогда не огорчайтесь по пустякам, всегда можно найти в любом явлении что-то и хорошее. Если бы вы не пришли сегодня в детский сад мне не с кем было бы так интересно общаться, играть. А вы не смогли бы увидеться со своими друзьями, не узнали бы что-то новое.Соня, что тебе запомнилось? Паша, а тебе что показалось интересным?Ребята, попробуйте дома сами придумать интересную, необычную историю про дождик, нарисуйте рисунки, и мы обязательно послушаем ваши истории. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Нахохлившийся воробей".Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативноеТип: интегрированиеВозраст детей: 5-6 летФормы образовательной деятельности: показ, использование наглядности, объяснение воспитателя, художественное слово, вопросы, индивидуальная работа, анализ.Формы организации: подгруппа 12 человекЗадачи:Образовательные:Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений. Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение, строит гипотезы; выявляет причинно-следственные связи; аргументировано доказывает свою точку зрения;Умение воспитанников видеть возможный парадокс;Способность формулировать проблему;Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;Развивающие:Формировать умение находить ответы на вопросы, используя прочитанное, а также свой жизненный опыт.Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.Способствовать развитию устной монологической речи, речи, мышления;Воспитательные:Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.Формировать представления о том, как вести себя в трудных и конфликтных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.Способность коллективно решать сложные задачи.Оборудование и материалы: иллюстрации нахохлившихся воробьев и замерзших детей, пуховое и маховое перо воробья, материал для опыта (перчатки или варежки из шерсти, фен, воздушно пузырьковая пленка, два стакана с теплой водой, один стакан пустой, термометр)Ход образовательной деятельности:Воспитатель показывает детям фотоизображение птиц, нахохлившихся на морозе.I этап- МотивационныйСитуация:Воспитатель показывает детям фотоизображение птиц, нахохлившихся на морозе.- Как вы думаете, что случилось с воробьями?-Показ фотографий детей, которые замерзли.-А что случилось с детьми?II этап- Ознакомительно – аналитическийПокажите и расскажите, что вы делаете, когда замерзли. Дети показывают и объясняют свое поведениеМомент проблемного включения детейПокажите и расскажите, что делают воробьи, когда им холодно-Правильно ли птицы делают в холода, когда распушают перья? Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?III этап- Организационно – поисковыйПоказ фотографий детей и птиц зимой.-Чем похожи дети и птички на фотографиях? Выдвигаются разные версии и обсуждаются.-Показ маховых и пуховых перьев воробья. Рассматривание перьев.- Чем они отличаются?Показ фотографий с изображением пухового одеяла и куртки из пуха.- Как вы думаете для чего человек использует птичий пух? Ответы детейВыдвигаются разные версии и обсуждаются.IV этап-ПрезентационныйПроведение опытов - А теперь проведем опыты и узнаем:Правильно ли птицы делают в холода, когда распушают перья. Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются.Часто можно видеть, как воробьи, синички, снегири и другие птицы сосредоточенно перебирают каждое перышко клювом. В результате этих манипуляций между телом и приподнятыми перьями сохраняется воздушная прослойка, помогающая птице согреться. Во время холодов жилища людей защищают стеклопакеты. Растения зимуют с относительным комфортом благодаря сугробам, формирующим воздушную прослойку. У большинства зверей есть густая шерсть с плотным подшерстком. А птицы, особенно небольшие, греются таким способом. Точнее, не греются, а стараются подольше сохранить тепло. Часто взъерошивая перья, пичуги как бы увеличивают количество мелких воздушных камер, сохраняющих его. Естественно, такое действо невозможно в полете, поскольку оттопыренные перышки не позволили бы лететь. У северных птиц есть дополнительная защита – пух, который помогает пережить даже самые лютые морозы. При виде нахохлившихся пушистых комочков на ветвях, становится их искренне жаль. Особенно когда знаешь, что вернешься в блаженное тепло дома, а они останутся на морозе.ОпытыЦели и задачи:- показать детям «приложимость» законов физики к жизнедеятельности птиц;- развитие и воспитание экологической культуры;- привлечение внимания учащихся к миру пернатых и проблемам охраны природы.Опыт 1Воздух имеет еще одно интересное свойство, очень важное для людей, животных, растений.Узнать о нем нам поможет один опыт.1. Возьмем два стакана с горячей водой. Измерим температуру воды в них. Один стакан оставим открытым. Второй накроем большим стаканом. Спустя некоторое время опять измерим температуру воды в обоих стаканах. Сравним температуру воды в стаканах. Она стала разной.А почему она стала разной?В накрытом стакане вода осталась горячей потому, что между стаканами был воздух. А воздух плохо проводит тепло.Это свойство воздуха можно наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми волосками шерсти и пушинками много воздуха. Он сохраняет тепло тела животных.Опыт 2Возьмем варежку или перчатку. -Из чего она сделана? (из шерсти)Растянем варежку.- В варежке есть дырочки? (Да)-А почему же наши руки в них не мерзнут? Проведем опыт:Возьмем воздушно пузырьковую пленку, рассмотрим её – она состоит из маленьких пузырьков.- Кто догадался, что в пузырьках? (воздух) Как у птичек в перышках, а у нас в рукавичках.Нагреем перчатки на батарее или феном до одинаковой температурыОдну перчатку завернем в пленку, а другую-нет. Вынесем перчатки на улицу на несколько минут.После возвращения проверим температуру перчаток на ощупь- Какая перчатка теплее? (та, что была завернута в пленку с пузырьками).Вывод: пленка с пузырьками воздуха сохранила тепло. Воздух как известно обладает плохой теплопроводностью, прослойка воздуха между двумя листами стекла - стеклопакет, отлично держит самые сильные перепады температуры. Вот и птицы, хотя и не учили в школе физику, опытным путем узнали про это замечательное свойство воздуха. Когда настают сильные морозы, птицы предпочитают переждать их сидя и распушив все перья. Таким образом они не только избегают обдувания ледяным ветром при полете, а следовательно выдуванием остатков тепла, но и увеличивают воздушные прослойки между перьями - создавая свои собственные перья-пакеты. Такая теплоизоляция позволяет птицам переносить самые сильные морозы. Птички сидят распушив свои перышки, находят безветренный уголок под крышей, воздух поступает к каждой пушинке и такое нахохливание делает им шубу.Ведь и нас даже искусственная шуба греет из-за воздуха между ворсинками, ватное одеяло, пуховик и т.д. все также из-за воздушной прослойки.V этап- ИтоговыйНравственный урок.С наступлением холодов, мы с вами надеваем тёплые шапки, шубы, сапоги. Птицы же летом от жары и зимой от стужи защищены только одним– это своим пером. Температура их тела выше, чем у человека и равна 41-42С, почти всегда они очень подвижны. Но чтобы быть активным и весёлым им, как и нам, необходимо хорошо кушать. С наступлением зимы, многие птицы не могут найти себе пропитание, и поэтому они улетают в далёкие тёплые края – это перелётные птицы. Они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места. Птицы, которые не улетают – называются оседлыми.Зима – трудное время для птиц. В этом году, как и в прошлом, зима выдалась суровая. Выпало много осадков в виде снега. Температура воздуха колеблется от –10° до – 40°C. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того, чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.Как можно помочь птицам зимой?
X

x