Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Игнатова Наталья Викторовна

"Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС"

скачать документ

Вернуться назад

Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС. «Здоровье детей!». Одно из направлений деятельности детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС.Смысл здоровьесберегающих технологий.Здоровьесберегающие технологии это вид современных инновационных технологии и направлены на здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;образовательный процесс в детском саду без негативного воздействия на здоровье детей.Технологии по ФГОС в ДОУ хорошо сочетаются с традиционными методами в педагогике. Использование таких технологий решает целый ряд задач:закладывание фундамента хорошего физического здоровья;повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;проведение профилактической оздоровительной работы;ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;мотивация детей на здоровый образ жизни;формирование полезных привычек;формирование валеологических навыков;формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;воспитание ценностного отношения к своему здоровью.Комплексный подход к охране и улучшению здоровья детей в ДОУ, применяются различные виды технологий:физкультурно-оздоровительные (спортивные мероприятия, проведение подвижных игр, валеологические занятия, организация прогулок, процедуры закаливания,)профилактические (контроль состояния здоровья детей, проведение медосмотров, противоэпидемиологическая работа, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания, организация специализированных коррекционных групп);валеологическое просвещение педагогов (расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников, ознакомление воспитателей с инновационными технологиями и их внедрения);валеологическое образование родителей (учить родителей взаимодействию с детьми по формированию у них валеологической культуры, мотивация родителей к ведению здорового образа жизни);здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).При реализации всех видов здоровьесберегающих технологий можно достичь взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.Картотека здоровьесберегающих технологий.Есть много современных здоровьесберегающих технологий и они должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.ФизкультминуткиНаиболее простым и распространенным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Физкультминутка – неотъемлемый процесс в каждом дошкольном и школьном учреждении. Такое занятие позволяет детям отдохнуть физически и снять психологическую нагрузку. Для каждой возрастной группы предусмотрены определенные разминочные упражнения. Итак, какие физкультминутки можно проводить для малышей в детском саду. Цель физкультминуток заключается в:предупреждение утомляемости;смене вида деятельности;снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;активизации кровообращения;активизации мышления;повышении интереса детей к ходу занятия;создании положительного эмоционального фона.Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.Динамичные паузы длятся 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.Дыхательная гимнастикаДыхательная гимнастика это упражнение для дыхания, которую используют в профилактике и лечении некоторых болезней и входит в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Из опыта работы воспитателей ДОУ показывает, популярным видам здоровьесберегающих технологий является дыхательная гимнастика. Использование дыхательной гимнастики помогает:улучшить работу внутренних органов;активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;восстановить душевное равновесие, успокоиться;развивать речевое дыхание.Во время занятий по дыхательной гимнастике необходимо соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Главным для дыхательной гимнастики является задержкой дыхания. Это важно для развития речевого дыхания, чтобы не напрягались мышцы тела и не двигались плечи.Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика — это театрализация стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика — это вид технологий, который применяется для развития мелкой моторики рук и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:осязательных ощущений;координации движений пальцев и рук;творческих способностей дошкольников.В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:действия с предметами или материалами;пальчиковые игры.Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. Необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.Гимнастика для глазЗдоровьесберегающая технология в ДОУ, необходима для:снятия напряжения;предупреждения утомления;тренировки глазных мышц;укрепления глазного аппарата.Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.Психогимнастика.Инновационной здоровьесберегающей технологией является психогимнастика, которые используются в детском саду для укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;проведение психофизической разрядки;развитие познавательных психических процессов;коррекция отклонений в поведении или характере.Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:этюдов с использованием мимики и пантомимы;этюдов на изображение эмоций или качеств характера;этюдов с психотерапевтической направленностью.Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.РитмопластикаРитмопластика это инновационный метод работы с детьми, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:восполнение «двигательного дефицита»;развитие двигательной сферы детей;укрепление мышечного корсета;совершенствование познавательных процессов;формирование эстетических понятий.Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.ИгротерапияВ ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:проявить эмоции, переживания, фантазию;самовыразиться;снять психоэмоциональное напряжение;избавиться от страхов;стать увереннее в себе.Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.АроматерапияАроматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом, происходит:улучшение самочувствия и настроения детей;профилактика простудных заболеваний;решение проблем со сном.Смысл таких технологий исходит из их названий. Конечная цель использования технологий в ДОУ по ФГОС — это сохранение здоровья детей, повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Здоровые дети должны стать хорошими учениками и успешными личностями.
X

x