Всего представлено работ: 242025

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Калугина Кристина Валерьевна

Особенности развития детей с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

СодержаниеГлава I. Теоретические основы исследования трудового воспитания младших школьниковПонятие и сущность трудового воспитания.Принципы и условия организации трудового воспитания. Трудовая активность как критерий эффективности трудового воспитания.Анализ опыта организации трудового воспитания А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского. Особенности трудового воспитания младших школьников в современном образовании.ВыводыГлава II. Психолого-педагогические условия формирования трудовой активности детей младшего школьного возраста 2.1 Характеристика выборки и методов исследования2.2. Этапы исследования2.3 Результаты констатирующего этапа2.4. Представление программы2.5. Опыт реализации программы 2.6. Обоснование эффективности программыВыводыЗаключениеСписок литературыПриложениеВведениеСовременные государственные стандарты образования одной из главных задач воспитания ставят формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду. Одним из показателей эффективного образовательного процесса является сформированная трудовая активность ученика как способность и заинтересованность в осуществлении трудовой деятельности. Сензитивным периодом формирования трудовой активности считается младший школьный возраст. Именно в этот период ребенок стремится удовлетворить главную потребность в познании разных форм активности, в том числе и трудовой.При этом ФГОС начальной школы предлагает лишь ознакомительные формы трудового воспитания, например, экскурсии, методы проектов, занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, игровые формы и другие.В связи с этим наблюдается слабая включенность ребенка в трудовую деятельность, низкий уровень сформированности трудовых навыков и качеств, которые играют важную роль в становлении и самореализации ребенка. Отсутствуют условия для удовлетворения труда школьника. Разобщенность, непоследовательность и отсутствие системного трудового воспитания в современных школах не дают желаемого результата, что в свою очередь влияет на их трудовую активность в целом. Известные образовательные программы трудового воспитания основаны на исследованиях конца XIX – и первой половины XX века, что порождает проблему их соответствия с современными требованиями общества. На данный период очень мало исследовательских работ, посвященных вопросу трудового воспитания.Необходимость разработки новых педагогических условий трудового воспитания в современной школе обусловлена, с одной стороны потребностью развития трудовой активности, с другой – отсутствием разработанных программ трудового воспитания в среднеобразовательной школе в соответствии с современными требованиями.Перед нами встала проблема: каковы условия формирования трудовой активности у детей младшего школьного возраста в современных школах.Цель – обоснование педагогических условий организации трудового воспитания младших школьников.Объект - трудовое воспитание.Предмет –педагогические условия организации процесса трудового воспитания младших школьников.Задачи:Теоретический анализ проблем трудового воспитания детей младшего школьного возраста.Выявление особенностей трудового воспитания в современной школе.Выявление условий формирования трудовой активности детей младшего школьного возраста в процессе трудового воспитания.Разработка и реализация программы трудового воспитания младших школьников, проверка ее эффективности.Гипотеза:Трудовое воспитание младших школьников будет эффективным при реализации следующих условий: общественная направленность трудовой деятельности, коллективный творческий характер деятельности, системность процесса, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, групповая и индивидуальная р рефлексия.Теоретической основой явились работы А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского, В.А.Сластенина о содержании трудового воспитания и педагогических условиях его организации, Н.В. Бордовской и А.А. Реана о понятии трудового воспитания, Ю.В.Мамаевой о содержании понятия трудовая активность.Методы исследования:Теоретические: анализ психолого- педагогической литературы.Эмпирические:беседа,наблюдение,контент-анализ,стандартизированная характеристика уровня общественно -трудовой активности (Гордин Л.О.), метод эксперимента.Математические: анализ достоверности различий Т- критерий СтьюдентаБаза исследования: МОУ СОШ №77Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации программы трудового воспитания младших школьников. Результаты экспериментального исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов, педагогов-психологов, родительской общественности, системе дополнительного образования.Работа состоит из введения, 2 глав: одна из которых теоретического характера и практического, заключения, списка литературы (72 источника) и материалов приложения.Глава I. Теоретические основы исследования трудового воспитания младших школьниковПонятие и сущность трудового воспитанияВ психолого-педагогической и художественно-педагогической литературе встречается разное понимание термина трудовое воспитание. Часто в исследованиях используются такие дополнительные термины как труд, трудовая деятельность, трудовая активность.Понятие труд представлено в толковом словаре В. И. Даля [14] как работа, занятие, которое требует усилий и напряжения. Такую характеристику труда как усилие и напряжение отмечают в своих определениях А. Маршал, Т.Ф.Ефремова, но если Даль указывает, что труд «утомляет», то А. Маршал и Т.Ф.Ефремова отмечают, что труд всегда приносит удовлетворение.К. Маркс, Т.Ф.Ефремова, Т.А. Маркова главной чертой труда выделяют целенаправленную деятельность. [16, 35, 36]Интеллектуальную составляющую в труде отмечает П.Ф. Каптерев – «это не только лопата и плуг, но и мысль». [19] Наряду с ним такую же характеристику, неотделимую от труда, указывают С.Л. Рубинштейн – «планирование» [43], Т.Ф. Ефремова– «умственное усилие, напряжение». [16]Другое определение дает В.А.Сухомлинский, который рассматривает труд с точки зрения важнейшего средства воспитания, «инструмента» развития личности каждого человека. [55]Цель труда - это результат, который требует или ожидает от человека общество. Объект труда - это внешне представляемая осязаемая реальность. Субъект труда – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. [37]Некоторые определения понятия «труд» приведены в таблице 1.Таблица 1.Понятие «Труд» в определениях различных авторовАвтор/источникСодержание понятияВ.И. Даль [14]работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.К. Маркс [35]сознательная целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей в соответствии с поставленной целью.П.Ф. Каптерев [19]Это не только лопата и плуг, но и мысльС.Л. Рубинштейн [43]это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует, поэтому, планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины».В.А. Сухомлинский [55]важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Т.Ф. Ефремова [16]целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физического или умственного усилия, приносящая какой- либо результат, удовлетворяющий человеческие потребности.Т. А. Маркова [36]целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностейТаким образом, авторы выделяют основные характеристики труда:- целенаправленность процесса;- направленность на получение результата;- результат труда должен удовлетворять потребности человека.Если обозначить основные потребности человека через пирамиду А.Маслоу, то труд удовлетворяет потребности от самой низшей ступени (биологические – в пище, в доме, в одежде), до самой высшей ступени (самоактуализация – удовлетворение потребности в реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности) [38]. Таким образом, труд является неотделимой частью человеческой и социальной жизни, которая и определяет его принадлежность к HomoSapiens, а также его статус в обществе.Наряду с понятием труд авторы используют понятие «трудовая деятельность».В словаре Н.Е. Дружинина трудовую деятельность разбивают на такие характеристики и элементы: организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. - и внутренних открытых элементов (психологический аспект): осуществление поставленной цели, проявление способностей, воли, характера и т.д. [48]С.Ю. Головин отмечает, что трудовая деятельность это, в первую очередь, взаимоотношения субъекта деятельности с обществом. [49]Схожее понимание труда и трудовой деятельности у А.В. Петровского и А.П.Широкого, они отмечают, что труд (либо его синоним – трудовая деятельность) – это целенаправленная деятельность, требующая усилий. При этом А.В. Петровский отмечает общественную значимость труда (трудовой деятельности): «видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами». [40]А.К.Маркова, не отделяя понятия труд и трудовая деятельность, выделяет схожие цели, объект и предмет. Цель трудовой деятельности как и цель труда - это результат, который требует или ожидает от человека общество. Объектом трудовой деятельности выступает - целесообразный ряд операций и функций Субъект трудовой деятельности - это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. [36]Содержание трудовой деятельности - это взаимодействие работника с предметами и средствами труда, т.е. содержание труда - это состав и объем трудовых функций работника по созданию продукта труда. [20]Некоторые понятия приведены в таблице 2.Таблица 2.Понятие «Трудовая деятельность» в определениях различных авторовАвтор/источникСодержание понятияН. Е. Дружинин [48]единство внешних легко различимых элементов (предметно-действенный аспект): организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. - и внутренних открытых элементов (психологический аспект): осуществление поставленной цели, проявление способностей, воли, характера и т.д.С.Ю. Головин [49]система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений.А.В. Петровский [40]Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов - материальных или идеальных. Трудовая деятельность — ведущая, главная деятельность человека. Трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.А.П. Широков [67]- осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.Понятие труд и трудовая деятельность включают одно и то же содержание: деятельность, требующая каких-либо усилий для удовлетворения своих или чужих потребностей. Авторы, используя их как синонимы. Они отмечают одинаковые характеристики и элементы: целесообразность, общественная значимость, энергозатратность, удовлетворение потребностей, использование в равной мере умственных и физических усилий. В педагогических и психологических определениях (А.В.Петровский, В.А. Сухомлинский) понятие труд и трудовая деятельность рассматриваются еще через призму социальных взаимоотношений: как средство воспитания, как видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание. [40]Таким образом, можно утверждать, что понятия труд и трудовая деятельность взаимозаменяемые понятия, несущие равнозначное содержание.В психолого-педагогических источниках при рассмотрении вопросов труда используют термин «Трудовое воспитание».К.Д. Ушинский указывает, что через труд можно не только удовлетворить материальные потребности, но и добиться духовного развития, поэтому трудовое воспитание является важным условием становления личности. [60]П.В. Плотников делает акцент на формировании активной трудовой позиции, которая и поможет реализовать потенциал личности. [41]А.С. Макаренко и В.М. Бехтерев – воспитание гражданина, что способствует уже развитию коллектива и общества в целом. [3, 29]Н.В. Бордовская, А.А. Воронин определяют трудовое воспитание как воспитание определенных качеств: трудолюбия, радость труда, нравственности, ответственности, сознательности выбора профессии, добросовестности.Рассмотрим некоторые определения авторов психолого-педагогических источников.Таблица 3.Понятие «Трудовое воспитание» в определениях различных авторовАвтор/источникСодержание понятияПословицы и поговорки о труде и трудовом воспитании«Будешь трудится – поешь», - говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», - советуют киргизы.Без труда нет плода.Воля и труд дивные всходы дают.Человек от лени болеет, от труда здоровеет.К.Д. Ушинский [60]Труд составляет не только отличительное качество человека, но и является непременным условием его становления как личности. Труд выступает не только средством удовлетворения материальных потребностей, но и главным источником духовного развития. Материальные результаты зримы, они "составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья"В.М. Бехтерев [3]«Все, что приводит к розни между людьми должно быть совершенно и отовсюду изгнано. Социально-трудовое воспитание должно подготовить в будущем новый тип социальной личности, с полным сознанием гражданских прав и обязанностей».А.С. Макаренко [29] - основной путь формирования личности: важнейший элемент физической культуры, который содействует также психическому и духовному развитию человека.В.А. Сухомлинский [50] Важнейший фактор гармоничного развития личностиБольшая советская энциклопедия. — [4]формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.Н.В.Бордовская, А.А. Реан [6]совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессииП.В. Плотников [41]формирование всесторонней личности, готовой к активной трудовой деятельностиА.С. Воронин [47]воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. А.К.Бондаренко, А.И. Матусин [5]составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности Таким образом, трудовое воспитание рассматривается как часть целостного педагогического процесса. Оно выступает важным фактором воспитания личности и подготовки ее к будущей профессиональной жизни, к реализации собственных потенциалов. В психолого-педагогической литературе трудовое воспитание в первую очередь понимают как совместную деятельность наставника (учителя) и воспитанника (ученика), так как лишь во взаимодействии обеих сторон можно говорить об эффективности воспитания. Поэтому трудовое воспитание является первоосновой труда, закладывает фундамент будущей трудовой деятельности. Во взаимодействии педагога и ученика трудовое воспитание выступает как важное условие формирования активной трудовой позиции ребенка. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что целью трудового воспитания является формирование активной позиции ребенка к труду. Субъектом трудового воспитания является педагог, а объектом – ребенок, его потенциал.Так В.И. Логинова пишет, что результатом трудового воспитания должна быть трудовая активность, определенные качества, характеристики, умения и навыки, способствующие полной реализации трудового потенциала, а также позитивное отношение к труду и трудовой деятельности. [22]Если обратиться к термину «Труд» В.А.Сухомлинского, то можно увидеть, что под ним он понимает «основу воспитания». Термины «труд» и «трудовое воспитания» соотносятся как деятельность и фактор ее эффективности. На основе анализа можно представить следующую таблицу: Таблица 4Сравнение понятий «Труд», «Трудовое воспитание», «Трудовая активность»ТрудТрудовое воспитаниеТрудовая активностьПроцесс трудовой деятельностиПроцесс подготовки к труду, фактор эффективности трудаРезультат трудаНа основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой,В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания детей [22, 2]:Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений.Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда. Самообслуживание - постоянная работа о чистоте тела, о порядке одежды, соблюдение гигиены и т.д. [54, 37]Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. [46]Производственный труд школьников предполагает их участие в ученических производственных мастерских и цехах.[46]Ручной труд включает элементарные трудовые процессы: уборка, посадка цветов, починка книг и полок для них и т.д. [57]Машинный труд с использованием электрооборудования: шитье на электрической швейной машине, распилка дерева электрической пилой, а также участие в конвейерном производстве.Учебный труд школьника, требующий больших волевых усилий, терпения, усидчивости. [46]Физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках – участие в сборе картофеля, посадка цветов, подметание территории и т.д.[50]Принципы и условия организации трудового воспитанияТрудовое воспитание строится, как и любая другая деятельность, на принципах, выполнение которых гарантирует эффективность и результативность процесса.В.А.Сухомлинский выделил основные принципы трудового воспитания [56]:Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического и физического. Развитие индивидуальности человека в труде. Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Раннее включение воспитанника в производительный труд. Многообразие видов труда. Постоянность, непрерывность труда. Черты производительного труда взрослых в детском труде. Творческий характер труда. Преемственность содержания трудовой деятельности. Всеобщий характер производительного труда. Посильность труда детей. Единство труда и многообразие духовной жизни. Эффективность трудового воспитания зависит не только от ряда принципов (правил поведения), но и от условий, которые будут созданы в процессе трудового взаимодействия педагога и ученика и самостоятельной трудовой деятельности воспитанников. Главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко являются [29]:понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда;присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;включение в труд соревнования;четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.Сластенин В.А. отмечает, что успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий [46]:Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Доступность и посильность трудовой деятельности. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. Сластенин В.А. строит свои условия на основе взаимодействия и сотрудничества между учителем и учеником, что, по его мнению, определяет результативность трудового воспитания и воспитания в целом.Педагоги-исследователи (С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.П. Щетинин, И.П. Иванов и др) также выделяют дополнительные условия организации детского труда:Музыка, музыкальное сопровождение. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения (В.А.Сухомлинский) [57]Совместный труд взрослых и детей. Эмоциональный подъем проявляется, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. (В.А.Сухомлинский, М.П.Щетинин) [57, 68]Награда за труд. Она может быть моральной, но может быть и материализованной. (И.П.Иванов) [63]Организация материальной среды и трудового оборудования является условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда школьников. (С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) [65, 26, 57]Учет нагрузки. Опасно перегружать детей. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. (С.Т.Шацкий) [65]Учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда являются условием, поддерживающим у детей желание трудиться. (А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский) [26, 57]Отсутствие наказаний. Трудом нельзя наказывать. Это может выработать у них стереотип, что труд наказание. [26].Если под принципами мы понимаем основные правила поведения, первооснову всей деятельности, то под условиями – организацию внешней среды. Так, любое условие должно строиться на одном из принципов, например:Принцип: доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда; Условие: организация трудовой деятельности с учетом нагрузки.Принцип: Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Условие: сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Смысл труда педагог раскрывает учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.Принцип: Развитие индивидуальности человека в труде. Условие: организовать деятельность с учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда, показывая ребенку преимущества, которыми обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Таким образом, перечисленные принципы и условия обеспечивают эффективность трудового воспитания. Соблюдение данных условий и учет принципов при организации трудового воспитания повышает результативность деятельности педагога и качество подготовки школьника к трудовой деятельности, а также к трудолюбию.1.3.Трудовая активность как критерий эффективности трудового воспитанияРассматривая вопрос эффективности трудового воспитания можно выделить один из важных элементов – трудовую активность.Исследователи определяют трудовую активность как одну из форм социальной активности. Некоторые (В.Ю.Мамаева, О.Н.Бурдаева) характеризуют ее как социальное качество [23, 7].И.В. Королев попытался обозначить в своем определении ее основные характеристики: свободу, инициативность, сознательность, заинтересованность, добросовестность [21].О.Н. Бурдаева определяет сущность трудовой активности школьников в проявлении желания участвовать в трудовых делах, умении планировать последовательность трудовых операций и выполнять их, осуществлять анализ выполненного поручения, получать радость и удовлетворение от успешности и результативности труда. [7]В таблице 5 мы привели несколько определений термина «Трудовая активность».Таблица 5.Термин «Трудовая активность» Автор/источникСодержание понятияЭкономика и социология труда. Список терминов [69]основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вила трудовой деятельности.В.Ю. Мамаева [23]- одна из форм социальной активности;- с одной стороны процесс реализации трудового потенциала, с другой – социальное качество личности;- качественная характеристика трудовой деятельности и процесса трудового воспитания.О.Н. Бурдаева [7]является сложным интегральным качеством личности, которое представляет собой диалектическое единство общего, присущего всем видам активности, и особенного, характерного лишь для трудовой активности как ее специфического вида, а также как мера деятельности личности. Н.Н. Хорощильцева [64] это фактор отношения к труду, который проявляется в объеме выполняемой работы, качестве ее выполнения и так далее.И.В. Королев [21]форма воздействия субъекта трудовых отношений (личности, группы) на трудовую среду, при которой его целесообразные усилия обусловлены свободой, инициативностью, сознательностью, заинтересованной субъективностью, добросовестностью и служащие удовлетворению его потребностейКак видно из таблицы, трудовая активность определяется авторами в как одна из форм активности человека, определяющая степень сформированности трудовых качеств.Л.А. Ефанов выделяет следующие показатели трудовой активности [17]:Производительность труда – выполнение плановых показателей.Использование рабочего времени –планирование рабочего времени, рациональное распределение обязанностей и ответственности внутри рабочей группы.Качество работы – соответствие результата работы первоначально поставленным целям.Соответствие выполняемых обязанностей знаниям, умениям, навыкам – достаточный уровень образования и знаний для выполнения трудовой задачи.Профессиональный и карьерный рост – стремление и готовность постоянного развития (трудового, профессионального)Рационализаторство, изобретательство, новаторство – проявление инициативы в деятельности, творческий подход к решению трудовых задач.Участие в управлении трудовой деятельностью – участие в принятии решения на уровне коллективных советов, собраний, а также совместное планирование деятельности.Можно сделать вывод, что трудовая активность предполагает развитие таких качеств и умений как ответственность (достижение результата), умение планировать свое время, профессионализм (развитые трудовые навыки и наличие определенных знаний), целеустремленность (готовность развиваться), инициативность (интерес к деятельности, творческий подход), умение работать в коллективе. Авторы помимо показателей выделяют уровни трудовой активности. Н.В. Глухих выделяет следующие [10]. (см. таблицу 6)Таблица 6.Характеристика уровней трудовой активностиУровень трудовой активностиХарактеристика уровняВысокий уровеньважен сам процесс труда, интересная творческая работа (самореализация в труде). Отношение к труду – положительное, работа в полную меру сил, систематическое проявление инициативы в трудеСредний уровеньзаинтересованность в трудовой деятельности, однако большее значение имеют результаты труда (самореализация посредством труда). Значения объективных показателей при этом может являться таким же, как и при высоком уровне трудовой активностиНизкий уровеньосновным являются результаты труда, в наибольшей степени материальное вознаграждение. Трудящиеся довольно безразличные в своем отношении к труду, лишь время от времени или изредка работают в полную меру сил, безынициативныПассивностьтрудящиеся, негативно относящиеся к труду, не работающие в полную меру сил, не проявляющие никакой инициативы в работеАнализ вышесказанного приводит нас к выводу: Так как трудовое воспитание выступает как процесс подготовки к трудовой деятельности, а трудовая активность выступает как готовность к ее выполнению, следовательно, трудовая активность может рассматриваться результатом трудового воспитания. Сформированная трудовая активность является критерием эффективности трудового воспитания. Развитие всех необходимых показателей трудовой активности предполагает достижение главной цели трудового воспитания – готовность к трудовой деятельности.1.4. Анализ опыта организации трудового воспитанияА.С.Макаренко, В.А.СухомлинскийПроблема трудового воспитания, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Из них можно выделить А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые внесли большой вклад в педагогику трудового воспитания. Новаторские методы работы, новые формы взаимодействия педагогов с учениками и воспитанниками, системы поощрения и наказания, новые способы мотивации воспитанников к труду и до сих пор актуальны на современном этапе образования детей. Рассмотрим идеи трудового воспитания А.С.Макаренко «Правильное воспитание, - пишет Антон Семенович в своей статье «Воспитание в труде» - невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры». [25, стр.70] Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива лежит в основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленная трудовая деятельность выступает важнейшим фактором для воспитания характера человека.Способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним. [26] Если труд, говорил А.С. Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми [27] Так трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Ребенок должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. В семейном воспитании Антон Семенович советовал даже самым маленьким детям давать поручения, не разовые, а постоянные, рассчитанные на месяцы и годы, чтобы длительное время дети несли ответственность за их выполнение. Однако время от времени надо давать непривычные задания, способные захватить своей новизной и поддерживать интерес к труду. [28] “Труд, – писал А.С.Макаренко, – без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически нравственного человека, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата». [30, стр. 95]У А.С. Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники. Такая практика по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства.Научить творческому труду А.С. Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл.Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, – все это достигается и воспитывается в детях через участие их в труде.В этой решении этой задачи были использованы такие формы трудового воспитания как введение трудового самоуправления, создание отрядов по производственному принципу, переход к самообеспечение благодаря коллективной работе, организация собственного пространства (ремонт колонии, новые постройки и т.д.), соревнования (товарищеская взаимопомощь, коллективная работа, инициатива и творчество каждого колониста), подготовка колонистов на рабочие факультеты (выстраивание будущего), преемственность (работа в разновозрастном коллективе, чтобы старшие могли передать опыт младшим, заботились о них, а у младших выработалось уважение к старшим, а также воспитывали ответственность за друг друга.) [26, 32]Ценности трудового воспитания А.С.Макаренко [33]:Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.Во-вторых, в труде воспитывается нравственностьВ-третьих, большое значение имеет физическое развитие в труде.В-четвертых, объединение детей разного возраста дает большой эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, обмен опытом, уважение старших, ответственность. В-пятых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива. Трудовая активность у А.С. Макаренко неотделима от общественной активности. Активность педагог рассматривал как результат социального развития и воспитания, как готовность трудиться на благо обществу и коллективу. Активность это воспитанное умение видеть радостные перспективы труда и идти навстречу им.Обобщенный анализ системы трудового воспитания А.С. Макаренко представлен в приложении 1.Опыт трудового воспитания А.В.Сухомлинского Трудовое воспитание было одним из важных элементов воспитания в педагогическом опыте В.А. Сухомлинского По В.А. Сухомлинскому «трудовое воспитание — это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать» [50, стр.10]В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, В.А. Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Трудолюбивый человек – это человек, который думает, переживает, у которого сильная воля, стремление к разнообразным видам трудовой деятельности. Трудолюбие должно воспитываться не через физические упражнения, а через «серьезные, умные слова». [51]Труд, по мнению В.А. Сухомлинского, позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке есть задатки каких-то способностей, которые необходимо «зажечь».В своих «Этюдах о коммунистическом воспитании» он упоминает, что очень важно показать почетность труда, его важность и ценность для самого человека, для самого воспитанника. [52] Например, высадка яблоней в «Саду матери» была почетным трудом, так как отдавалась честь собственным матерям.В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического - сущность гармонического развития личности. [52]. Поэтому первыми шагами в воспитательных взглядах В.А. Сухомлинского был умственный труд. В Школе Радости для самых маленьких он создавал такие условия, чтобы ребенок начал трудиться МЫСЛЬЮ. Вместе с детьми они трудились и создавали сказки, рассказы. А прежде чем начинать строить модель электромотора дети должны были «потрудиться» и изучить какие-то физические законы – «потрудиться» мыслью. Познав на собственном опыте усилия настоящего умственного труда, воспитанник может проникнуться уважением и к труду физическому. [57]В.А. Сухомлинский видел в трудовом воспитании источник развития личности человека. Он ввел новые формы и методы работы с детьми: работа на пришкольном участке, экскурсии в трудовое пространство, школьная мастерская, дежурство в школе, в классе, помощь престарелым людям по хозяйству, посадка дуба в честь победы в Великой Отечественной войне, посадка сада матери, разговоры с тружениками. [57]Трудовая активность ребенка, по мнению В.А.Сухомлинского проявляется в следующих компонентах: радость труда, радость преодоления трудностей, развитое гражданское чувство в созидании материальных благ для общества.Обобщенный анализ системы трудового воспитания В.А.Сухомлинского представлен в приложении 2.Сравнивая педагогические системы трудового воспитания двух великих педагогов можно увидеть и схожие и различные позиции. (см. таблицу 7.)Таблица 7.Особенности системы трудового воспитания А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского А.С.Макаренко В.А.Сухомлинский общееЕдинство физического, умственного и нравственного в трудовом воспитании.Учет интересов ребенка, возрастных и индивидуальных особенностейОбщественная значимость труда.Творческое развитие детей.Разновозрастный коллектив.Развитие гражданской позиции.Совместный труд взрослых и детей.Организация детьми собственного пространства (+самоуправление)различноеВо главе воспитания – коллектив.Развитие навыков труда, развитие коллективного мышления.Каждый человек в коллективе может оценить другого.Личное должно совпадать с коллективным.Соревновательный характер.Во главе воспитания – личность ребенка.Развитие в первую очередь мысли ребенка.Использование только положительных оценок (в то же время в начальной школе отсутствует оценочная система)Важна в первую очередь личность человека, его особенности.Отсутствие соревнования и вообще сравнительных методов в трудовом воспитании.Системы трудового воспитания имеют общее, схожее: привитие ценности труда как общественно значимой деятельности, творческое развитие в труде, нравственное развитие через трудовую деятельность, труд должен проходить в разновозрастном коллективе и т.д. В.А. Сухомлинский продолжал идеи А.С.Мкакаренко, но они жили в разное время, поэтому между двумя системами обнаруживаются и различия. Они заключаются в том, что Антон Семенович во главу воспитания ставит коллектив и опирается на его законы и требования при построении воспитательного процесса, а Василий Александрович во главу ставит личность воспитанника и опирается на коллектив как на способ воспитания ребенка, потому что главное – это воспитание личности. Различием является и возрастные характеристики воспитанников. Таким образом, в российской педагогике наработан опыт таких видных ученых как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые доказали, что труд является важным условием, фактором и средством развития личности. Этот исторический опыт доказан, является фундаментом для выстраивания трудового воспитания в современном образовании.1.5.Особенности трудового воспитания младших школьников в современном образованииЭффективность образования ребенка зависит от своевременного развития необходимых умений и навыков, которые предполагают успешное становление личности и ее включение в жизнь общества. [8]Обращаясь к нормативным документам Федеральному закону «Об образовании в РФ» и Федеральному государственному стандарту начального общего образования мы можем увидеть, что к основным требованиям в вопросе трудового воспитания относят воспитание трудолюбия, развитие способности к труду и жизни в условиях современного мира, воспитание уважения и ценностного отношения к труду, бережное отношение к результатам своей и чужой трудовой деятельности, знакомство с миром профессий, формирование первоначальных трудовых навыков, а также навыков работы в коллективе. В то же время запрещается привлекать обучающихся без их согласия к труду. В обход этому предлагаются другие формы и методы работы: экскурсии, методы проектов, волонтерская деятельность, занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, а также игровые формы. При этом все предлагаемые формы направлены в большинстве на ознакомление с трудовой деятельностью, а собственно самого труда нет: ребенок слушает, смотрит, изучает, но не делает сам. Это в свою очередь приводит к тому, что формирование трудолюбия, трудовой активности происходит только через чужой опыт и примеры.Требования к трудовому воспитанию в нормативных документах представлены в приложении 3.Л.Г. Григорьева отмечает, что трудовое воспитание учащихся младших классов сегодня осуществляется в следующих основных направлениях [11]:1) нравственная подготовка к труду, включающая в себя воспитание положительного отношения к труду, интереса и привычки к нему, ответственности за свою трудовую деятельность, уважения к труженику, способности творчески относиться к решению трудовых задач; 2) психологическая подготовка к труду – развитие интереса к различным видам труда, эмоциональной готовности к труду; развитие психических свойств, необходимых в трудовой деятельности; 3) практическая подготовка к труду – вооружение школьника знаниями, умениями и навыками, необходимыми в современном труде, а также привитие культуры умственного и физического труда; 4) физическая подготовка к труду – развитие мышечной силы, выносливости, воли, укрепление здоровья и т. д.; 5) эстетическая подготовка к труду – воспитание у младшего школьника потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, с тем чтобы результат труда доставлял эстетическое удовлетворение людям;6) экологическая – воспитание любви и бережного отношения к родной природе; 7) правовая – вооружение знаниями о правах и обязанностях человека труда;8) экономическая – привитие элементов экономического мышления и т. д.Из опыта исследования предыдущих лет на базе СОШ №77 мы можем сказать, что основными методами трудового воспитания с младшими школьниками выступают метод проекта и игровые формы работы.Педагоги СШ № 77 г. ИжевскаУР используют метод творческого проекта на уроках трудового обучения, начиная со II класса.Выполнение творческого проекта - работа сложная и объемная. Защита проектов проходит перед всей группой. Учащиеся демонстрируют готовые изделия. Это мероприятие должно формировать у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает способности учащихся, вносить в учебный процесс дух соревнования. В процессе подготовки творческих проектов учащиеся знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда, возможностями профессионального роста.Но при этом нарушаются основные этапы и принципы этого метода:Проекты, разработанные учениками, чаще всего остаются в бумажном виде и не реализуются на практике.За детей иногда проекты делают родители: занимаются поиском информации, создают презентации, шьют, красят, сооружают за детей.Проекты чаще всего выполняются в индивидуальной форме, при этом отсутствуют коллективные проекты, которые бы и способствовали развитию планирования, отвественности детей за свою деятельность.В проектах не выделяется общественная значимость исследуемого объекта, приводятся лишь интересные факты и новые знания.Игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Занимательный материал помогает сделать каждый трудовой день подарком для детей, подарить им радость познания. Вносят элементы новшества в урок и оживление, помогают хорошо работать, активизируют учащихся.Но при этом игровые формы дети воспринимают как развлечение, что не способствует развитию таких важных трудовых качеств как ответственность, планирование, идейность, стремление к развитию и т.д.На уроках «Технология» ученикам предлагается метод проблемного обучения, но при этом нарушают основные принципы его использования. Когда учитель обозначает проблему, ученикам не дают возможность самостоятельно найти ее решение. Педагог показывает образец решения и дети просто на наглядном шаблоне повторяют. Например, обозначенная проблема: подарок маме на 8 марта. Учитель приводит образец: открытка с определенной технологией создания. Все дети делают открытку по данной технологии. Причем педагог не занимается созданием трудовой мотивации. Стимулом к деятельности могут выступать оценка, «порадовать маму», похвастаться перед друзьями, «потому что заставил учитель», либо отсутствие какого-либо стимула.Также используются коллективные формы работы. Например, подготовка концертного номера. Но и в данном примере, педагог несет ответственность за конечный результат: разрабатывает идею, ищет костюмы, пишет сценарий и т.д. Дети выступают исполнителями, что не способствует развитию трудолюбия, позитивного отношения к труду, изобретательности, инициативности, ответственности.Таким образом, на современном этапе в вопросе трудового воспитания встают такие проблемы как:Противоречия в целях и средствах (в том числе формах) трудового воспитания: цель трудового воспитания (закон «Об образовании РФ», ФГОС НОО) – это развитие воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. При чем привлечение к самому труду запрещается. Предлагаются лишь ознакомительные формы работы: экскурсии, методы проектов, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, а также игровые формы.В школах, используя метод проектов, метод проблемного обучения, коллективные и игровые формы, нарушают этапность и основные принципы их реализации, что, соответственно, не способствует формированию трудовых качеств: ответственности, трудолюбия, инициативности, практических навыков и т.д.Таким образом, для начальной школы характерно отсутствие реальной трудовой деятельности, лишь знакомство с профессиональным миром, ориентация на Федеральный государственный стандарт, отсутствие коллективной трудовой деятельности, что в свою очередь не формирует значимости труда и самостоятельной инициативы и активности в трудовой деятельности. В качестве рекомендаций по организации трудового воспитания современные исследователи предлагают эффективные методы и формы работы, приложение 4.Выводы по 1 главеВ результате анализа литературы по проблеме трудового воспитания и трудовой активности в младшем школьном возрасте можно сделать следующие выводы:Мы проанализировали понятия труд и трудовое воспитание. За основу в нашей работе мы возьмем определение Т.Ф. Ефремовой «Труд» - это целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физического или умственного усилия, приносящая какой- либо результат, удовлетворяющий человеческие потребности. А также определение Н.В.Бордовской, А.А.Реана: «Трудовое воспитание» – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.При построении программы трудового воспитания необходимо соблюдение определенных принципов, которые повысят результативность деятельности педагога и качество подготовки школьника к трудовой деятельности. В нашей работе мы будем опираться на принципы и условия, выделенные В.А.Сухомлинским:Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического и физического. Развитие индивидуальности человека в труде. Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Многообразие видов труда. Постоянность, непрерывность труда.Творческий характер труда. Преемственность содержания трудовой деятельности. Посильность труда детей. Единство труда и многообразие духовной жизни. В анализе проблемы трудовой активности мы пришли к выводу, что она является критерием эффективности трудового воспитания. Развитие всех необходимых показателей трудовой активности предполагает достижение главной цели трудового воспитания – готовность к трудовой деятельности. В своей работе мы будем опираться на определение В.Ю. Мамаевой «Трудовая активность» является качественной характеристикой трудовой деятельности и процесса трудового воспитания, а также качественной характеристикой субъекта трудового воспитания. Мы сравнили педагогические системы трудового воспитания двух педагогов А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского, которые доказали, что труд является важным условием, фактором и средством развития личности. Он лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности. Этот исторический опыт доказан, является фундаментом для выстраивания трудового воспитания в современных условиях. В нашей работе мы также будем опираться на опыт А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского, в особенности на принципы и формы работы в процессе трудового воспитания.При анализе трудового воспитания на современном этапе были выделены следующие проблемы: Противоречия в целях и средствах (в том числе формах) трудового воспитания: цель трудового воспитания (закон «Об образовании РФ», ФГОС НОО) – это развитие воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Причем, привлечение к самому труду запрещается. Преобладают лишь ознакомительные формы работы: экскурсии, методы проектов, трудовые акции, а также игровые формы. В школах, используя метод проектов, метод проблемного обучения, коллективные и игровые формы, нарушают этапность и основные условия организации трудового воспитания, не способствуют формированию трудовых качеств: ответственности, трудолюбия, инициативности, практических навыков, трудовой активности и т.д.Список литературыАлмаев Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: Методические вопросы. – М.: Институт психологии РАН, 2012 – 167с.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М. : Педагогика, 1989 – 558с.Бехтерев В. М. О социально-трудовом воспитании. — 1917. № 3/5. С. 1-16.Большая советская энциклопедия. Т. 11. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. – 607с.Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2013. – 256 с.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2000 – 116 с. Бурдаева О.Н. Развитие трудовой активности школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]: Дис. …канд.пед.наук: 13.00.01: Нижний Новгород, 2007. – URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-trudovoi-aktivnosti-shkolnikov-sredstvami-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-iskusstВыготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. - 376-385 с.Гордин Л. О. Школа инициативы и самостоятельности: из опыта работы школ г. Таганрога – М., 1974. – 58с.Глухих Н.В. Виды социальной активности студенческой молодежи // Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. –в 2-х ч. : Ч. 2. – 307 с.Григорьева Л. Г. Развитие творческих способностей младшего школьника в процессе трудового воспитания//Вектор науки ТГУ.  2011. – № 1 (4). – С. 45–48.Григорьева Л.Г. Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004. – URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/107085.html#contentsГодфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах – М.: Мир, 1992. – 376 с.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - СПб.: Типография ИАН, 1863-1866. – 877с.Дацко Е.А. Трудовая активность как один из путей повышения социальной активности студенческой молодежи// Социальная активность молодёжи как условие развития со- временного общества: сборник научных трудов по итогам Всерос- сийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в 2-х ч. : Ч. 2. – С. 92-102.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – 1233с.Ефанов Л.А. Повышение трудовой активности рабочего класса – главное направление совершенствование социалистического образа жизни. Автореферат дисс. …канд.философ.наук: 09.00.02: Харьковский гос. ун-т, 1984. – URL: http://www.dissercat.com/content/povyshenie-trudovoi-aktivnosti-rabochego-klassa-glavnoe-napravlenie-sovershenstvovaniya-sotsЗахарова С.С. Уроки трудового обучения. - М.: Знание, 2000. – 92с.Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; [вступит. ст. П. А. Лебедева] ; под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – 704 с. Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. Психология труда – М.: Владос-Пресс, 2005. – 352 с.Королев И.В. Трудовая активность современной российской молодёжи: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / И.В. Королев; науч. рук. Г.И. Осадчая; Рос.гос. соц. ун-т, каф. социологии и соц. работы. – М., 2009. - URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/trudovaja-aktivnost-sovremennoj-rossijskoj-molodezhi-sociologicheskij-analiz.html Логинова В. И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – М.: Изд-во «Просвещение», 1983 г. – 235с.Мамаева В.Ю. Факторы, определяющие трудовую активность лиц старшего возраста// Креативная экономика, №10, 2011. – С.56-60.Мамаева В.Ю. Трудовая активность женщин в условиях формирования рыночных отноений. Дисс. …канд.экон.наук: 08.00.07. Омск, 1999г. - URL: http://www.dissercat.com/content/trudovaya-aktivnost-zhenshchin-v-usloviyakh-formirovaniya-rynochnykh-otnosheniiМакаренко А. С. Максим Горький в моей жизни. – М.: Издательство «Книга по Требованию», 2011. – 289 с.Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - М.: Художественная литература, 1972. – 357с.Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескин, М.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Правда, 1987. -208с.Макаренко А.С. Цель - воспитание: Сочинения, Т.5. - М.: Просвещение. 2012. – 353 с.Макаренко А.С. Лекция «Коммунистическое воспитание и поведение»//Максим Горький в моей жизни. – М.: Издательство «Книга по Требованию», 2011. - 289 с.Макаренко А.С. Лекция «Воспитание в труде» //Максим Горький в моей жизни. – М.: Издательство «Книга по Требованию», 2011. - 289 с.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса// А.С.Макаренко. Полное собрание... Т.1, 285с.Макаренко А. С., Коллектив и воспитание личности.- М.: Педагогика, 1972. – 236 с.Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993. – 605с.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 381-382.Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: кн. Для воспитателей д/с. – М. : Просвещение, 1991. – 138с.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г. – 312с.Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А. М. Татлыбаевой; терминологическая правка В. Данченка. — СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М.: 1990. – 299с.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 416 с.Плотников П.В. Методика воспитательной работы классного руководителя с учащимися современной школы. – Донецк: ДонНУ, 2000г. – 21 с.Проблемы трудового воспитания сельских школьников в современных социально-экономических условиях. - URL: http://74321-s-008.edusite.ru/Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - СПб.: Питер, 2002. – 720 с.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2000г. – 220 с.Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: Сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Ч. 2 Редакционная коллегия: Игошев Б.М., Ларионова И.А., Дегтерев В.А., Ахьямова И.А. 2010. – 290с.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006. – 135с.Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. Н. Е. Дружинин. 2003. - URL: http://esta2011.h16.ru/spravinfa/slovar/Ditionair.html Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин/ Минск: Харвест, 1998. – 589с.Сухомлинский В.А. Гармония трех начал. Избр. произведения: В 5-ти т. Киев, 1980, т. 5, - С.599-609.Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду: Опыт воспитательной работы сельской школы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 439 с.Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании. - «Народное образование», 1967, № 12, с. 40-43.Сухомлинский В.А. Книга о совести. Часть 2.: Человек - высшая ценность. Уважение и почитание старших. - Симферополь: Издатель А.П.Выродов, 2003. - 92 с.Сухомлинский В.А.Книга о совести. Часть 4: Гармония труда, счастья и долга. Развивай в себе чуткость. - Симферополь: Издатель А.П.Выродов, 2003. - 92 с.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975. - 256 с.Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 Т. - М.: Сов. школа, 1976 - 1977.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. Шк, 1985.-557 с. Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. - М.: Приор, 2005. – 345с.Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. - М.: Юнити, 2005. – 459с.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. - М., 1988. – 1374с.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /Министерство образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010.-31с.Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С.Соловейчик. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.Хорощильцева Н.Н. Исследование структуры мотивации специалистов при построении системы оплаты труда//Корпоративный менеджмент. - URL: http://www.cfin.ru/management/people/horosh.shtmlШацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — М. : Просвещение, 1962—1965. – 522с.Т. 1: [Автобиографические работы. Труды дореволюционного периода] / Сост. Г. Ф. Морозова. — 1962. — 503 с., 1 л. портр. — Указ.: с. 497—502.Широков А.П. Основы эргономики: учеб. пособие/ А.П. Широков – Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2006. – 117 с.Щетинин М.П. - URL: http://shkola3000.ru/Экономика и социология труда. Список терминов, 1999. - URL: http://voluntary.ru/dictionary/580http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2014/03/18/trudovoe-vospitanie-v-sovremennoy-shkolehttp://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/questions-of-pedagogy/6659-trudovoe-obuchenie-shkolnikov-v-shkole.htmlhttp://vyaznikishkola.ucoz.ru/publ/starshee_zveno/trudovoe_obuchenie/trudovoe_obuchenie_v_shkole/19-1-0-8
X

x