Всего представлено работ: 244237

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Лариса Анатольевна Басова

«Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»

скачать документ

Вернуться назад
«Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Воспитателю необходимо активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
При проведении занятий используются стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:
Мы делили апельсин, много нас, а он ...(один).
Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры разделили на группы:
Игры с цифрами и числами
Игры путешествие во времени
III. Игры на ориентировку в пространстве
Игры с геометрическими фигурами. Игры на развитие логического мышления
Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике.
К играм-путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год» с помощью данных игр дети достаточно быстро запомнили дни недели, времена года, месяцы.
Игры на ориентировку в пространстве были следующие, это «Расскажи про узор», «Найди похожий узор», «Путешествие по комнате» с помощью этих игр и других дидактических игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.
Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как, «Найди пару», «Подбери по форме», «Каждую фигурку на свое место», дети в непринужденной форме узнали основные геометрические фигуры, достаточно быстро освоили классификацию по разным признакам предметов.
С помощью игр на логическое мышление: «Найди лишний рисунок», «Чем отличаются», «Что изменилось», дети учились строить логические цепочки, делать какие-то выводы, старались мыслить самостоятельно.
А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Найди цифру», «Какой цифры не стало», помогли детям освоить прямой и обратный счет. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться с предложенными мной заданиями.
Например, при знакомстве с цифрой 8 использую следующие дидактические игры: с цифрами и числами «Найди цифру», с геометрическими фигурами «Подбери по форме», на логическое мышление «Сложи цифру». Использование на занятии данных игр способствует развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.
Вся работа велась в тесной взаимосвязи с родителями. Взаимодействие с ними строилось на основе:
-установления доверительных отношений с родителями
-открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке
-обеспечение общей готовности ребенка к школьному обучению
-совместное вхождение педагога и родителей в проблемы общения с ребенком
Родители активно включились в нашу работу, увлеклись нашими делами. Работа с ними велась по следующим направлениям. Родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети». Проведены консультации: «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры». Мной была также организована беседа с родителями: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка». Регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами дидактических игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком. Часто родители обращались за советом и рекомендациями.
Также детям давалось домашнее задание, которое они охотно выполняли дома. Задания были разнообразны: различные дидактические игры, работа в рабочей тетради.
Проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. В ходе работы дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.
Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.

X

x