Всего представлено работ: 243773

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Надежда Николаевна Дашиева

«Развитие исследовательских умений у дошкольников или как научить ребенка мыслить!»

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие исследовательских умений у дошкольников или как научить ребенка мыслить!» (Из опыта работы над методической темой) Дашиева Н.Н.начало 09.07.2020г Любознательный, активный, инициативный ребёнок – мечта педагога! Как открыть в дошкольнике желание самостоятельно исследовать окружающий мир?Развитие у детей познавательных интересов, познавательных действий, формирование целостной картины мира определено в ФГОС ДОО.Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Перед педагогами возникают вопросы:- как организовать исследовательскую деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей?- как поддержать любознательность и стремление к исследовательской деятельности в рамках конкретной образовательной задачи, направить и поощрить исследовательскую инициативу ребенка?Данные вопросы и материалы вебинара «Развитие исследовательских умений у дошкольников или как научить ребенка мыслить!» стали отправной точкой для пересмотра организации исследовательской деятельности с детьми. Представив образ мышления детей (наглядно-образное) , мы понимаем, что ребенок воспринимает мир через короткие яркие образы – картинки, видео. Если собрать материал, где дети могут найти ответы на свои вопросы, где у них будет возможность предполагать, мыслить - можно добиться успеха. Согласно ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного детства ребенок –дошкольник : овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности склонен наблюдать, экспериментировать.Эти значимые способности у ребенка возможно развивать через познавательную деятельность: развивать интересы , воображение и творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию, формировать познавательные действия, ; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира… Используемые методы: Репродуктивные и ПродуктивныеРепродуктивные методы обученияПродуктивные методы обученияОбъяснительно – иллюстративный методПедагог разными средствами сообщает детям разную информацию.Репродуктивный метод:Ребёнок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу.Частично – поисковой метод:Ребёнок часть работы по добыче знаний берёт на себя.Исследовательский метод:Путь ребёнка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поискОрганизовываем исследовательскую деятельность с детьми поэтапно: (учитываем возрастные особенности!!!)Выявление проблемы, выработка и постановка гипотез,подбор материала для проверки гипотез,наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение итогов, рефлексия,обсуждение возможных путей дальнейшего исследования.Какие исследовательские умения у детей могут быть сформированы:- Умение видеть проблему- выдвигать гипотезы и оценивать их- задавать вопросы- оперировать понятиями- классифицировать- наблюдать- планировать эксперимент- проводить эксперимент- структурировать полученный материал- делать выводыМатериалы, используемые в работе :- Sticky picture(англ. Липкая картинка) – комплект игровых полей, сюжетных картинок и символов- Интеллект – карта- Классификация предметного окружения- Тематические альбомы ( семья, мой дом, мой посёлок, мой любимый детский сад)- видеоролики – закрепление тем, новых знаний.- схемы, символы, таблицы.-Матрица оценивания идеиРазмышления?ВремяДействия?Легковыполнитьлюбое задание.Остаться дома.Принести домойНайти хозяинаПостроить будкуПостроить будкуЛитература: Савенков Александр Ильич, д.п.н., профессор кафедры психологии развития, директор Института педагогики и психологии образования МПГУ
X

x