Всего представлено работ: 243804

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Лубсанова Марина Базаровна

Бурятские народные игры.

скачать документ

Вернуться назад

Бурятские народные игры.Их роль в воспитании детей дошкольного возраста.Игра – удивительный продукт человеческого воображения, его фантазии. Возникнув в незапамятные времена, игра стала своеобразной формой передачи подрастающему поколению опыта общественной жизни, духовных ценностей и средством познания окружающего мира.О ценности народных игр говорил еще К. Д. Ушинский и советовал: «…обратить особое внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство»…По содержанию все народные игры выразительны,лаконичны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех его психологических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, воспитании национального самосознания играют национальне народные игры.Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, ухадящую в седую древность.К самым древним играм можно отнести:«Дандаалха» - догоняшки,«Хоргодоон» - прятки,«Урилдаажа наадаха» - бег наперегонки,«Ээрэмшээхэ» - кружиться вокруг чего-нибудь, в данном случае разводить костер, бегать вокруг него и ловить друг друга.Многие старые игры пережили свое время, но и в наши дни дети по-своему любят «прятки», «догоняшки» и другие игры, навсегда вошедшие в сокровищницу народного творчества.Но наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения всех монголоязычных племен были игры в «шагай наадан», в переводе «бараньи кости» /лодыжки –альчики /или бабки. Эта игра является отражением основного занятия народа – скотоводства, поэтому альчики /»бараньи кости»/означают пять видов животных:«Хонхо» /с выемкой/, упавшие вогнутой стороной вверх – это козел/ козлик/,«Бухэ» /горбатый/, упавшие на бок выпуклой стороной вверх – это овца,«Морин» /конь/, упавшие на бок ровной стороной, ребром – это лошадка,«Ухэр» /крупный скот/, упавшие на бок резной стороной – это бычок,«Тэмээн» - это кости, оказавшиеся в сидячем положении, встали на дыбы или «берцом» - это верблюд.В старину в бедных бурятских семьях практически не было игрушек, поэтому игры в «шагай» стали самыми доступными для детей. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали в кожаный мешок и хранили для детских игр.Нужно отметить, что бараньи «альчики» или «шагай» очень удобны в обращении, прочны, гигиеничны (можно подвергать санитарной обработке), легко запоминаются, эстетичны ( можно раскрасить в отваре древесной коры в коричневый цвет, в луговой кожуре – в желтый цвет, в отваре трав и стеблей – в зеленый цвет), они совершенно безопасны, потому исключают травмы.Большое место в работе воспитателя с детьми занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, воспитывают характер, волю, вызывают интерес к народному творчеству. Особенно популярными и любимыми стали игры «Волк и тарбаганы», «Охота на кабанов», «Кидание шура» и другие.В игре «Волк и тарбаганы» считалкой выбирается «волк», остальные дети – «тарбаганы». Чертится два круга – «норы». «Тарбаганы» перебегают из одной «норы» в другую, «волк» их ловит. Дети – «тарбаганы» стараются не стать добычей «волка».Игра «Охота на кабанов» - очень подвижная и эмоциональная, удовлетворяет потребность детского организма в движении. В этой игре воспитатель развивает у детей ловкость, быстроту реакции, твердость руки, глазомер, воспитывая этим чувство коллективизма. Считалкой выбираются два охотника, которые становятся по обе стороны «поляны» (прямоугольник длиной от до 6 метров, шириной от 1,5 до 2 метров). Их «оружие» - мячик. На поляне «пасутся» «кабаны», резво обегая от «пули охотников». «Охотники» соревнуются – у кого больше «трофей». После каждого выстрела они передают мяч друг другу.Игра «Кидание шура» направлена на развитие у детей реакции, ловкости, слуха и внимательности. «Шур (ковш)» из стеблей караганы применялся в старину у бурят – палочка 10 см. в дину, «наковальня» - плоский деревянный кружок двух цветов. Дети делятся на две команды и встают по обе стороны (наковальни). Капитан одной из команд бросает кружок наверх и определяет, которая из команд начнет игру. Например: кружок упал красной стороной – игру начинает 1 команда.Ход игры: Капитан 1 команды бросает шуур-палочку как можно дальше, остальные дети, закрыв глаза, прислушиваются к звуку упавшего шуура. Услышав падение «шуура» дети должны мгновенно сорваться с места и искать «шуур» - палочку. Нашедший «шуур» должен быстро добежать до «наковальни» и стукнуть об нее «шууром». Противники стараются отнять у него «шуур» и добежать до «наковальни». Победителем становится та команда, которая быстрее найдет «шуур» и стукнет им об «наковальню». В игре необходимо строгое выполнение ее правил: всем честно закрывать глаза, когда бросают «шуур» и не применять силовых приемов во время игры.С интересом дети играю в игру «Прятание шапки». Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно кладет шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен немедленно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять шуточные номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д. В процессе этой игры у ребят развивалась внимательность, быстрота реакции, преодолевалась робость, стеснительность при исполнении песен, танцев, рассказывании стихотворений.Бурятский народ из поколения в поколение посредством игры передавал свой фольклор. С этой целью на занятиях и на вечерах досуга используются старинные игры и обряды.
X

x