Всего представлено работ: 243825

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Альгпеус Евгения Викторовна

Занятие по развитию речи "Путешествие к Морскому царю"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «В гостях у Морского Царя»Воспитатель: Альгпеус Е.В.Лексическая тема недели: «Рыбы. Мир океана»Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи.Задачи: Образовательные: Расширять словарный запас.Развивать связную речь, уметь правильно строить предложения.Учить образовывать притяжательные прилагательные, делить слова на слоги, правильно употреблять предлоги.Развивающие:Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.Развивать артикуляционную и мелкую моторику.Активизировать логическое мышление, внимание.Воспитательные:Воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.Словарная работа: батискаф, акваланг.Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», просмотр презентации, чтение «Морских сказок» С. Сахарова, «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, рассказа «Коралловый риф» Е.А.Соловьёвой, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере - карп, а в море – краб. Беседы о поездках детей к реке, морю.Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое.Материалы и оборудование: глобус, аудиозапись «Звуки моря», бутылочная почта, изображение батискафа, камушки морские, картинки с заданиями: медуза, кит, дельфин, осьминог; Золотая рыбка из папье-маше, игровое поле «На морском дне», рыбы в парах с предметами, камушки, разрезные картинки, морские животные – игрушки.Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.Ход деятельности:I. Вступительная часть- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, к нам пришли гости. Нас ждёт много интересного. (беру глобус)- Ребята, что это? (глобус)- Что такое глобус? (Это наша планета, только в уменьшенном размере.)- Посмотрите, если его не крутить, то он кажется каким? (разноцветным)- А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? (Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зелёной и коричневой.)- Что означает голубая краска на глобусе? (Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.)- Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в солёной морской пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок, закройте глаза (Дети садятся на ковёр. Включаю запись звуков моря).Что мы слышим, сидя на берегу моря? (Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб).- Представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.Упражнение на формирование правильного речевого дыханияДыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).Сюрпризный момент- Ой, ребята, посмотрите, что это? Что за странный сосуд? (Находим бутылку с письмом.)- Здесь послание. Прочитаем? «Дорогие ребята! Пишет вам Морской Царь.Донесли мне мои русалки, что в вашем саду живут ребята, которые интересуются подводным миром. И захотелось мне пригласить вас к себе в гости в «Музей подводного царства». Здесь вы можете ознакомиться с обитателями моря, а заодно и проверить, хорошо ли вы знаете морских животных. Я для вас приготовил загадки. Жду вас с нетерпением. С уважением к вам, Морской Царь».- Ребята, принимаем приглашение Морского Царя? Как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно?(ответы детей)- Правильно, а ещё на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. (Батискаф – это металлическое сооружение; уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; батискаф имеет несколько мощных прожекторов.)- Я предлагаю это сделать на батискафе. Но настоящий батискаф не поместится в нашей группе. Предлагаю его построить самостоятельно, из стульчиков. Рассаживаемся согласно полученным билетам. Пассажиры, занять места (дети садятся в лодку).Батискаф готов к погружению. Морские волны качают его (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). II. Основная часть- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло. Почему? (Так как этот этаж освещает и согревает солнце.)В батискафе, конечно, безопаснее находиться, но нам иногда придётся выходить в открытое море, чтобы получше изучить подводный мир. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет, у нас нет жабров.) Что нам для этого будет нужно? (Надеть костюм водолаза: гидрокостюм, маска, ласты, акваланг).- Кто же нам встретился первым?Мы увидели вчера: По воде плывет гора.Из горы вода летит. Оказалось – это… (кит). Ловко плавает, ныряет, Иногда нас покатает. В море он такой один! Догадались кто… (дельфин).- Найдите их в группе глазами. При помощи слов - справа-слева от нас, перед нами, сзади нас и т.п. - объясните, где они находятся. - Первый водолаз … надевает водолазный костюм и покидает батискаф, чтобы взять задание, которое приготовили для нас эти морские животные.- Почему я сказала животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде.)- Ребята, почему киты и дельфины время от времени поднимаются на поверхность воды? (Дельфины и киты не могут жить без воздуха. Если рыбы дышат с помощью жабр, которые помогают получить кислород прямо из воды, то подводным млекопитающим приходится время от времени подниматься на поверхность воды, чтобы получить глоток свежего воздуха, несмотря на то, что в отличие от других водных животных они могут достаточно долго находиться под водой.)Задание кита и дельфина - артикуляционная гимнастика«Кит открывает-закрывает рот».«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта. «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен. «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).- Кого же мы увидим дальше?Волны к берегу несутПарашют – не парашютНе плывёт он, не ныряет,Только тронешь – обжигает. (медуза)- Где же она? Второй водолаз … надевает водолазный костюм и покидает батискаф, чтобы взять задание, которое приготовила нам медуза.Задание медузы - игра «На морском дне» (Дети подходят к иллюминаторам.)(на игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью «липучек» изображения морских животных: медузы, ската, акулы, морской звезды, краба, дельфина, осьминога, морского конька и т.д.)- Ребята, посмотрите внимательно и ответьте на вопросы медузы. - Где находится морской конёк? (Морской конёк прячется в водорослях, между водорослями.)- Где плывёт медуза? (Медуза плывёт над скатом.)- Откуда выбирается краб? (Краб выбирается из-под камня.)- За кем гонится акула? (Акула гонится за рыбой-молотом.)- Где находится морская звезда? (Морская звезда находится между камнем и кораллом).- Ребята, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво! (выполняется пальчиковая гимнастика)«Подводный мир» (пальчиковая гимнастика)Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком») Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны) Плывёт морской конёк сюда. Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки) (Двигаются навстречу друг другу. Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)А вот это – рыба шар (Соединить пальцы обеих рук в форме шара.)А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.) Гостей встречает осьминог.- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.)– Ребята, посмотрите, какие причудливые рыбы! Сравните предметы и рыб. Что общего между ними? Соедините в пары. Молоток (акула-молот)Пила (рыба-пила)Электрическая розетка (электрический скат)Шахматный конь (морской конёк)Игла (рыба-игла)Клоун (рыба-клоун)- Ой, я кого-то заметила среди этих рыб. (Показ модели Золотой рыбки). Кто это? Она приготовила для нас игру.- Вставайте в круг. Игра называется «Вопросы - ответы». - Передаём Золотую рыбку друг другу, отвечая на вопросы.Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).- Кого же мы дальше увидим? Чьё же задание будет следующим?Груша с длинными ногами Поселилась в океане. Целых восемь рук и ног! Это чудо - … (осьминог).- Где же он? Водолаз … принесёт нам осьминога с заданием.- Осьминог просит вас собрать разрезные картинки (задание «Назови морских обитателей»).- Назовите, что у вас получилось?  (Дети называют получившиеся изображения).Задание осьминога «Деление слов на слоги»- Положите столько морских камушков, сколько слогов в вашем слове. Прохлопайте.Слова: черепаха, акула, ракушка, рыба, медуза, дельфин.- А сейчас мы в костюмах водолазов опустимся на самое дно и исследуем его уже на ощупь. Здесь очень темно. Почему? (Солнечные лучи не проникают.)(Приглашаю детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов — игрушки.)Игра «Узнай по контуру»Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное, не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)III. Заключительная часть- Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали. Мы с вами полюбовались морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли с ними, но нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в батискафе. Всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).Рефлексия: - Вам понравилось наше путешествие к Морскому Царю?- Он прислал нам шкатулочку. Хочет узнать, как вы справились с заданиями: кому было легко - может выбрать веселый смайлик, кому было трудно делать задания - могут выбрать грустный смайлик. Молодцы!- А вот и угощение от морских обитателей – печенье в форме рыбок!
X

x