Всего представлено работ: 243838

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Скурихина Н.Ф.

Проект средней группы «Быть здоровыми хотим»

скачать документ

Вернуться назад

Проект средней группы«Быть здоровыми хотим»Подготовили: ВоспитателиСкурихина Н.Ф.Перевощикова Е.А.Проект «Быть здоровыми хотим».Проблема: Одной из самых важных проблем на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья наших детей. Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие ребёнка. Сегодня важно формировать у детей понимание в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.Цель: Формирование у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к своему здоровью.Задачи: 1)формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья;2) расширять знания и навыки по гигиенической культуре, о здоровых и вредных продуктах питания, о влиянии закаливания на здоровье человека;3) расширить знания о пользе лекарственных растений для детей;4) заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.И.О.О.: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.Сценарий совместной деятельности по решению задач:- довести до участников проектов важность данной проблемы;- подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по теме;- подобрать материалы, пособия для игровой деятельности детей;- подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.7. Описание продукта, полученного в результате проекта: - подбор цикла бесед по ЗОЖ для детей; - создание картотеки подвижных и дидактических игр; - создание сборника загадок по ЗОЖ; - выставка рисунков на тему: «Овощи и фрукты – кладовая здоровья!»; - консультация для родителей: «Здоровье детей в ваших руках!»; - мероприятие с родителями: «Фитобар нашей группы»; - презентация проекта: фотоальбом «Быть здоровыми хотим!»8. Тип проекта: информационно-практический;9. Вид проекта: краткосрочный (2 недели), групповой10. Состав участников: дети средней группы «Гномики», воспитатели группы «Гномики», родители воспитанников.11. Направления по образовательным областям: №Названия образовательных областейЗадачиСодержание1.Социально - коммуникативное развитиеРасширять знания и представления детей о здоровье, способах его укрепления и сохранения.Беседы: «Витамины для здоровья», ««Быть здоровыми хотим», «Лекарственные растения», «Правила гигиены» «Режим дня», «В гости к Айболиту». Беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий о ЗОЖ.2.Познавательное развитиеРазвивать познавательную активность детей.Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме.НОД « Что бы зубы не болели»3.Речевое развитиеРазвивать связную речь детей, наблюдательность, внимание детей.НОД «Путешествие в город здоровья».Чтение стихов, потешек, разгадывание загадок о предметах личной гигиены. 4.Художественно-эстетическое развитиеСовершенствовать технические навыки детей, воспитывать аккуратность при выполнении работ.НОД «Овощи и фрукты-кладовая здоровья!» (рисование), «Моя зубная щетка» (аппликация), «Спортивный инвентарь» (лепка).5.Физическое развитиеРазвивать двигательную активность детей, продолжать укреплять их здоровье посредством здоровьесберегающих технологий.Развлечение «Веселые старты», подвижные игры: «Самолёты», «Охотники и утки», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Мышеловка». Утренняя гимнастика; гимнастика после сна; физкультминутки, пальчиковая гимнастика (в ходе НОД и разных видах деятельности), гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.6.Работа с родителямиДонести до родителей важность проблемы. Привлекать родителей к активному участию в процессе реализации проекта.Беседа с родителями об актуальности данной проблемы. Участие в подборе художественной литературе по теме проекта.Совместное мероприятие «Фитобар нашей группы».12. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: информация из интернета, художественная, методическая литература.13. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: картины, иллюстрации по теме, художественная литература с иллюстрациями, мультфильмы по теме. 14. Организационные формы работы над проектом:№Формы работыНазвание1.БеседыБеседы: «Витамины для здоровья», ««Быть здоровыми хотим», «Лекарственные растения», «Правила гигиены», «В гости к Айболиту», «Режим дня», Беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий о ЗОЖ. Приложение 12.НОД«Чтобы зубы не болели»;«Овощи и фрукты – кладовая здоровья» (рисование);«Моя зубная щетка» (аппликация);«Спортивный инвентарь» (лепка);развлечение «Веселые старты».Приложение 23.Работа с родителямиКонсультация «Здоровье ребенка в ваших руках!», «Лекарственные растения», подбор необходимой литературы по теме, мероприятие с родителями «Фитобар нашей группы».Приложение 34.Групповое обсуждениеПодведение итогов проекта15. Форма проведения презентации: Фотоальбом «Быть здоровыми хотим!» Приложение 4Результат проекта:Проект «Быть здоровыми хотим!» завершён успешно. С поставленными целями и задачами участники проекта справились. У большинства детей сформировалось осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, в соблюдении навыков гигиены, желание вести здоровый образ жизни. Родители принимали активное участие в ходе реализации проекта: в подборе художественной литературы по теме, организации мероприятия «Фитобар нашей группы». Проявляют больший интерес к вопросу здорового образа жизни в семье. Приложение 1Беседа «Витамины для здоровья»Цель: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.Задачи:Образовательные: учить детей различать витаминосодержащие продукты; объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;Развивающие: развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.Ход беседы:- Ребята, в наш почтовый ящик пришло письмо от Незнайки, давайте послушаем, что он нам пишет.«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня произошло несчастье, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только самое вкусное: мороженое, пироженое, пил кока-колу. Но к сожалению, мне становится только хуже. Помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».-Ребята, попробуем помочь Незнайке?-Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В помогает хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши кости крепкими, он содержится в рыбьем жире, а еще он укрепляет наш иммунитет. Если ребенок заболеет, то с помощью витамина Д можно быстрее поправится.Послушайте стихотворение о витаминах.Никогда не унываю,И улыбка на лице,Потому что принимаюВитамины А,В,С.Как вы думаете, что будет с человеком, если кушать одни сладости? (ответы детей)- Ребята, нашему с вами организму нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно ест, бывает хорошее настроение, гладкая кожа, стройная фигура.- А вот конфеты, шоколад, мороженое, очень вредны для здоровья.-Совсем отказываться от сладкого не стоит. Нужно употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.Послушайте стихотворение о пользе витаминов.Витамин АПомни истину простую –Лучше видит только тот,Кто жует морковь сыруюИли сок морковный пьет.Витамин ВОчень важно спозоранкуЕсть за завтраком овсянку.Черный хлеб полезен нам,И не только по утрам.Витамин ДРыбий жир всего полезней,Хоть противный надо питьОн спасет от болезней,Без болезней – лучше жить!Витамин СОт простуды и ангиныПомогают апельсины,Но а лучше съесть лимон,Хоть и очень кислый он.Ты попробуй –ка решить не хитрую задачку:Что полезнее жевать – репку или жвачку?- А, как вы считаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.- Прослушав стихотворения мы узнали в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, Д.Витамин А, можно встретить в таких продуктах как: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.Витамин Д – рыбий жир, печень, трески, говяжья печень, сливочное масло.Физкультминутка «Обжорка»Один пузатый здоровяк (округлое движение обеими руками вокруг живота)Съел десяток булок натощак (выставить перед собой все пальцы)Запил он булки молоком (изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)Затем барашка он поджарил (показать указательными пальцами рожки)И в брюхо бедного направил (погладить живот)Раздулся здоровяк как шар (изобразить в воздухе большой круг)Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержится витамины А,Б,С,Д. А сейчас мы с вами нарисуем полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.Дети рисуют продукты.Итог: Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (ответы детей). Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.Беседа «Лекарственные растения»Цель: формирование представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.Задачи:Образовательная: Учить детей называть и узнавать лекарственные растения, растущие в нашем регионе.Развивающая: Расширять знания детей о лекарственных растениях, их важности для здоровья человека.Воспитательная: Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.Демонстрационный материал:Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Мать-и-мачеха, подорожник, ромашка.Ход беседы:Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:«А если кашель у тебя,Ты кипятком залей меня.Отвар лечебный нацеди,Выпей, и в кровать иди»-О каком растении идет речь?Дети: Мать и мачеха.Воспитатель: Правильно, ребята.— Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы.(Рассматривание лекарственного растения: предметная картинка). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а лето заботится о нашем здоровье.Воспитатель:Отгадайте следующую загадку:Поранил ты в дороге ногу,Усталость не дает идти,Нагнись, солдатик у дорогиГотов помочь тебе в пути.О каком лекарственном растении говорится в загадке?Дети: Подорожник.(Демонстрация картинки подорожника).Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.«Подорожник у дороги –Листики да лопушки.Применяй меня от боли,Зажили раны чтоб твои! »Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.Воспитатель:А этот цветок, я думаю знают все из вас.(Показ растения).«Я – ромашка – красота.По мне гадает детвора.Но и в другом полезна я:Простуда если у тебя,То завари ромашку в кружке(Я через час уже готова).Рекомендуй меня подружке –И обе будете здоровы».Дети: Ромашка.Воспитатель: Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.Итог беседы:Воспитатель: О каких растениях мы с вами говорили?Дети: О лекарственных растениях.Воспитатель: Какие это растения?Дети: подорожник, мать и мачеха, ромашка.Воспитатель: А почему их называют лекарственными?Дети: потому что они лечат людей.Воспитатель: Молодцы, ребята.Приложение 2Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Чтобы зубы не болели»Цель: Формирование у детей сознательного отношения к выполнению основных гигиенических навыков.Задачи:Образовательные задачи:Дать понятие «здоровый зуб, больной зуб». Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах для зубов. Закрепить методы ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога). Развивающие задачи: Развивать речь детей, познакомить с новым словом – стоматолог. Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.Воспитательные задачи:Воспитывать культурно-гигиенические навыки, стремление заботиться о зубах.Оборудование: Проектор, экран, презентация.Материал демонстрационный: картинки с изображением здорового и больного зуба, муляжи овощей, фруктов и вредных продуктов.Предварительная работа: беседа о здоровом образе жизни, д/и «Вредно и полезно», д/и «Береги свое здоровье», рассматривание альбома «Профессии».Ход занятияЭОРЭтапы НОД/Деятельность воспитателяДеятельность детейСлайд 1Слайд 2Слайд 3Слайд 4Слайд 5Слайд 6Слайд 7Слайд 8Слайд 9Слайд 10Вводная часть(организационный момент)Собрались все дети в круг.Я - твой друг и ты-мой друг.Крепко за руки возмемсяИ друг другу улыбнёмся.- Молодцы! Вот мы и подарили друг другу улыбки.Основная часть:(В группу входит заяц)– Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости. Смотрите, сколько я съел конфет, пока шел к вам. (Показывает фантики от конфет.)– Ой-ой-ой !(хватается за щеку).– Что случилось?– У меня зуб заболел!-Зайка маму плохо слушалИ конфеты только кушал.Заболел зуб у негоЗаревел наш зайка: о-о-о-о-о!!!- Зайка, нельзя столько много конфет сразу кушать! Ребята, поможем зайчику? - Проходи, зайка, присаживайся. Мы как раз сегодня собирались поговорить о зубах и о том, как надо заботиться о них. - Где живут зубы? - Сколько у вас зубов? - Для чего нужны зубы? - Зубы есть только у человека? У кого еще есть зубы?  - Для чего животным зубы? (Животные используют зубы не только для еды, но и для защиты от врагов).Зачем зайчику зубы? Правильно грызть морковку. Он вырастет и сгрызёт много морковки. Зачем белке зубы? (Чтобы грызть орехи) . Зачем собачке зубы? (Чтобы грызть косточку).-Правильно, дети, зубы нужны, чтобы пережевывать пищу. Беседа по теме:-Для зубов полезны сырые твердые овощи и фрукты. Какие овощи и фрукты вы знаете?- Подойдите к экрану. -Так же для наших зубов полезно молоко, творог и сыр. Они укрепляют зубы. - А вот много сладкого для зубов вредно. -Ни в коем случае нельзя грызть зубами очень твердые продукты, например, орехи.- Вредна как очень холодная, так и очень горячая пища.- Ребята, что еще надо делать, чтобы зубы были здоровы?- Чем чистят зубы?- Если вдруг зубы заболели, терпеть нельзя! Зубная боль – это плач больного зубика. Его надо срочно спасать! А самый главный спасатель зубов – это…(зубной врач). - Как называют врача, который лечит зубы?(Воспитатель называет новое слово- стоматолог)- Чтобы не попадать к стоматологу часто, необходимо чистить зубы утром и вечером перед сном и полоскать их после каждого приема пищи. ФизкульминуткаМы чистим, чистим зубы (имитация движений)И весело живем. (хлопки в ладоши)А тем, кто их не чистит, (грозим пальцем)Мы песенку поём. (хлопки в ладоши)Эх, давай, не зевай, (приседания)О зубах не забывай! (грозим пальчиком)Снизу вверх, сверху вниз (имитация движений)Чистить зубы не ленись!- Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места, сейчас мы с вами поиграем.Д/и «Весёлый-грустный зуб»- А теперь посмотрите, пожалуйста, на картинки..-Что здесь нарисовано? (Зубы)-Ребята, но почему они такие разные? Один зуб- веселый, улыбается, а другой - грустный, даже плачет. Как вы думаете, почему?(Воспитатель раскладывает на столе муляжи полезных и вредных для зубов продуктов. Дети по одному подходят к столу, берут один предмет и кладут около веселого или грустного зуба (в зависимости от пользы или вреда этого продукта для зуба)) Воспитатель просит объяснить, почему ребенок поступил именно так.-Молодцы,ребята! Хорошо поиграли!(Зайка  снимает повязку) -Посмотрите, дети, у зайчика перестал болеть зуб! Как вы думаете, почему у него болел зуб?(подведение итога)-Надеемся, наши советы тебе помогли и твои зубы будут здоровы. До свидания, зайка!- А что, ребята, вам особенно понравилось и запомнилось? Что нового и интересного узнали сегодня на занятии?Дети находят свои места и садятся на стульчикиОтветы детейОтветы детейОтветы детейОтветы детейДети встают и подходят к экрану.Ответы детейОтветы детейДети повторяют словоДети повторяют движенияОтветы детейДети выполняют заданиеОтветы детейСписок литературы:Валеология или Здоровый малыш. Обучающая игра-лото-М: И.П.Бурдина, 2013. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. Сизова Н.О., Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет) М: Паритет, 2008.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008.Зайцев Г.К. Валелогия. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. М:Бахрах-М, 2003.Торохова Е. И. Валеология. Словарь/Е.И.Торохова-М:Флинта,Наука,1999.Приложение 3Консультация для родителей« Здоровье ребенка –в ваших руках!»«Здоровье ребенка - в ваших руках!»Забота о здоровье ребенка самая важная задача родителей. Организм здорового и развитого ребенка хорошо сопротивляется к вредоносным условиям среды и устойчив к утомлению, социально и физиологически адаптирован.В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, он стремительно растет и развивается, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, осваиваются основные физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.Так что же такое здоровье? Вроде бы, самый простой ответ, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять.Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.Прогулка. Прогулка одна из главных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Отдых на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После  активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Гулять нужно в любую погоду, за исключением плохих погодных условий. При этом одевать ребенка нужно по погоде. Во время прогулки нужно следить за тем, чтобы дети долго не находились в однообразной позе, для этого нужно периодически менять вид деятельности и место игры. Хорошо если во время прогулки дети будут играть в спортивные и подвижные игры.213931564770Питание. В рацион ребенка обязательно необходимо включать овощи, фрукты, каши, молочные продукты.  При этом любое принуждение недопустимо. Так же нужно добавлять в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Важное значение, имеет режим питания, а именно соблюдение определенного количества времени между приемами пищи.Личная гигиена. Ребенку нужно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и начать регулярно выполнять их правильно и быстро. Хорошо будет, если показать ребенку личный пример (чистка зубов два раза в день, тщательное мытье рук с мылом, подмывание, ежедневное купание, смена белья).Закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.205740318135Соблюдение режима дня. Правильный режим помогает работать всем нашим органам. Грамотно организованный режим дня отлично сочетает сон и бодрствование детей в течении суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, формирует многие полезные навыки, приучает их к нужному ритму.Спокойствие и любовь. Выделяют 2 аспекта: тишина и спокойствие должны преобладать в семье каждого ребенка.  Ему нужен спокойный, доброжелательный психологический климат. Он должен быть уверен, что дома его любят и ждут, только тогда ребенок справиться с любой поставленной задачей. В дошкольном учреждении, мир и покой поддерживает воспитатель. Помимо воспитателя в разрешении сложных ситуаций, на помощь ребенку приходит психолог.Формирование интереса к оздоровлению. Ребенку как можно раньше необходимо получить представление о строении тела человека, узнать о главной необходимости закаливания, движения, правильного питания, сна. Тогда он приобщится к здоровому образу жизни. Ему нужны развивающие игры, различные рассказы о хорошем, и о плохом с выводами.Родителям необходимо помнить, что они - пример для подражания во все жизненные периоды для их ребенка, и от того как поведут себя родители в различных ситуациях напрямую зависит поведение и построение жизненных принципов их ребенка.ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В ВАШИХ РУКАХ!!!Литература1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., ФИС, 1987.3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968.4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М., 1987.
X

x