Всего представлено работ: 244168

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Мельникова Ольга Алексеевна

«Традиционные и инновационные модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семье»

скачать документ

Вернуться назад

«Традиционные и инновационные модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семье»Автор: воспитатель Мельникова Ольга Алексеевна.Организация: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 309 Красноармейского района Волгограда» (МОУ Детский сад № 309)Должность: воспитатель «ОТ ТОГО, КАК ПРОШЛО ЕГО ДЕТСТВО, КТО ВЁЛ РЕБЁНКА ЗА РУКУ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ, ЧТО ВОШЛО В ЕГО РАЗУМ И СЕРДЦЕ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА — ОТ ЭТОГО В РЕШАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ СТАНЕТ СЕГОДНЯШНИЙ МАЛЫШ»В. А. СухомлинскийСемья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности.Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в детских садах педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.Семья – образец формирование межличностных отношений.Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.Семья и детский сад – традиционные институты воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимания науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с вечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании ФГОС дошкольного образования» от 23. 12. 2012 года №273-ФЗ возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семья вместе с образовательным учреждением создаёт важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. С одной стороны, высока потребность в сотрудничестве двух ведущих систем воспитания, возрос уровень взаимных требований родителей к образовательной организации, педагогов к родителям в тоже время усилился контроль родителей за учебно-воспитательным процессом, формируется практика привлечения родителей к управлению (совет родителей). С другой стороны, иногда отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Проблему сотрудничества семьи и образовательной организации отмечают многие современные ученые, педагоги. Роль родителей сегодня – это один из главных провалов сада и ДОУ. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности общеобразовательного учреждения – как взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников.Мы предположили, что воспитательная среда, основанная на сотрудничестве семьи и ДОУ, будет успешной, если будут созданы организационно-педагогические условия сотрудничества, развивающие воспитательный потенциал дошкольной и семейной воспитательной среды.Основными причинами возникновения проблемы сотрудничества семьи и ДОУ мы считаем:педагогическая и психологическая неграмотность родителейличностные особенности родителя, педагога, вносимые в общение. Традиционное просвещение обеспечивало родителей основами психолого-педагогических знаний, но не учитывало эмоциональную и деятельностную составляющие, что, несомненно, снижало качество педагогизации родителей. Современная педагогика активно призывает реализовать компетентностный подход в работе с родителями, который расширяет рамки традиционного просвещения и нацеливает педагога на формирование у родителей практических умений, заключающихся в овладении различными видами воспитательной деятельности, основанной на субъект-субъектных отношениях, характеризующееся доверием, диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач.В современном обществе взаимоотношения семьи и образовательной организации в вопросах развития и образования личности постепенно переходит в социальное партнерство. Семья начинает проявлять активность в интеграции, объединяясь в сообщества отцов, матерей, бабушек, общению которых способствуют новые информационные технологии. Педагог в детском саду выполняет роль не только воспитателя, но и еще является партнером родителей для воспитания детей.Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В нашей педагогической практике мы столкнулись с такой проблемой, как взаимодействие педагога и семьи. Поэтому в работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные модели сотрудничества.Для начала кратко рассмотрим традиционные модели взаимодействия ДОО с родителями. К традиционным коллективным моделям можно отнести родительские собрания, которые при правильной организации должны быть целенаправленными, носить практический характер, соответствовать запросам семей.К традиционным индивидуальным моделям взаимодействия с семейотносятся беседы и консультации с родителями. Беседы считаются самойдоступной и популярной формой установления контакта педагога с семьёй,регулярное общение не только с родителями ребенка, но и другими членамисемьи. Педагогическая беседа преследует следующие цели: обмен взглядами по какому-либо вопросу и достижение общей точки зрения, предоставлениечленам семьи необходимой помощи. Беседа проходит в форме диалога, но основную роль должна иметь информация, преподносимая педагогом. Проведение консультаций необходимо для того, чтобы у педагога была возможность дать ответ родителям на все интересующие их вопросы,рассмотреть более глубоко какую-либо проблему. Консультации способствуют тому, что родители начинают более внимательно присматриваться к ребёнку, замечать особенности его характера, обдумывать свои способы воспитания, проводить анализ своего опыта общения с ребёнком. Темы консультаций могут быть различными и определяться в зависимости от задач воспитания детей.К традиционным наглядно-информационным моделям относятся папки-передвижки, стенды с информацией. В папках-передвижках содержится определенная информация овоспитании и образовании ребёнка. К примеру: «Что делать, если ребёнок не хочет убрать игрушки», «Как уложить ребёнка спать?». Папки-передвижкиназываются так потому, что их можно на время отдавать другим педагогам или членам семей.В своей работе с родителями мы используем не только традиционные формы работы. Особенно хорошо зарекомендовали себя инновационные модели взаимодействия, так как они позволяют установить неформальный контакт между родителями и педагогом.Но в первую очередь необходимо рассмотреть само понятие инновационности моделей, которое возникло на основе понятия инновации.Инновации – это какое-либо новшество в области технологическихразработок, реализации управленческих решений, организации процессов,обязательно приводящее к принципиальному улучшению того или иногопроцесса.Главное значение понятия «инновация» заключается не только в создании и распространении новшеств, но и в преобразованиях, изменениях в образе деятельности, стиле мышления, связанном с такими новшествами.Самая важная характерная черта современной ситуации в сфереобразования заключается в сосуществовании двух стратегий организацииобразовательно-воспитательного процесса: традиционной и инновационной.Внедрение компонентов инновации, инновационности формирует новыйтип образовательно-воспитательного процесса – дающий свободу личностиребенка и педагога, педагога и родителя.Таким образом, инновационность – это открытость, проницаемость для нового, возможность посмотреть на традиционные подходы с другой стороны, взглянуть на них под другим углом, получить иной – улучшенный результат.Отсюда следует, что к инновационным моделям взаимодействия относятся не только новые модели, которые не применялись раньше, но и измененные виды применяемых моделей, меняющие качество содержания педагогического взаимодействия.Инновационные модели взаимодействия ориентированы на достижениеосновной цели дошкольной образовательной организации и задач, которыеобозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.Инновационный подход во взаимодействии с семьей касаетсяразнообразных направлений работы педагогов дошкольной образовательнойорганизации и базируется на нескольких принципах – сотрудничества,открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи,индивидуального подхода к каждой семье.Инновационные модели работы с родителями детей направлены наобеспечение продуктивности взаимодействия, сотрудничества с семьёй,развитие системы социально-педагогической, психологической и духовно-нравственной помощи родителям посредством:• установления партнерских взаимоотношений с родителями детей,объединение стараний для развития и воспитания ребенка, формированиеатмосферы общности интересов;• стимулирования и обогащения умений и навыков родителей в сферевоспитания, сохранения их уверенности в своих собственных педагогическихвозможностях.Все инновационные модели работы с семьей делятся на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.К информационно-аналитическим формам можно отнести тесты,анкетирование, опросы, посещение семей, беседы с родителями, «Родительская почта» и т.д. Родительская почта предназначена для обращений и писем от родителей педагогам и специалистам нашего дошкольного учреждения, где каждый родитель может обратиться к воспитателю детского сада по интересующей проблеме, касаемо воспитания и развития собственного ребенка, высказать различные пожелания и замечания. С помощью анкет и опросов педагоги ДОО могут узнать об особенностях ребенка, его интересах. Новизна данных форм состоит в тщательном системном исследовании микроклимата семей, которое учитывает внешние и внутренние условия, оказывающие влияние на семью.Одним из главных компонентов информационно- аналитическойдеятельности считается посещение семей. Основной целью таких посещенийявляется знакомство с ребёнком и его родными в привычных, естественных для него условиях. Это позволяет не только родителям оценить качество общения воспитателя с ребёнком, но и дает возможность педагогу составитьпредставление об условиях жизни ребёнка, общей эмоциональной атмосфере в семье. Данная форма работы позволяет не только побеседовать, но иустановить контакт с членами семьи, участвующими в воспитании ребенка. Беседа педагога с родителями является наиболее доступной ираспространенной формой установления контакта воспитателя с семьей. Онавключает регулярное общение не только с родителями, но и с другими членами семьи. Беседа преследует следующие цели: обмен взглядами по какому-либо вопросу воспитания и достижение общей точки зрения по нему,предоставление членам семьи необходимой помощи. Новизна беседыв этом случае состоит в общении с членами семьи как с равными партнерами,на доступном языке.Еще одна форма информационно-аналитической дифференцированнойработы с семьей – это консультации, которые способствуют не только лучшему знакомству с жизнью семьи, оказанию своевременной помощи, но ипобуждают родителей внимательно присматриваться к собственному ребенку, детям, замечать особенности его характера, обдумывать свои способы воспитания.Познавательные формы имеют важное значение в повышениипсихолого-педагогической культуры членов семей. Сущность познавательных форм заключается в знакомстве родителей с возрастными и психологическими характерными чертами их ребенка, развитие практических навыков воспитания детей дошкольного возраста.Предоставление информации родителям о ходе образовательногопроцесса проходит в разных формах: индивидуальные и групповыеконсультации, родительские собрания, оформление информационных стендов и стенгазет, организация выставок творчества детей, приглашение членов семей на концерты и праздники с выступлениями детей, оформление памяток, создание интернет-журналов, переписка по электронной почте. Регулярно пополняется картотека игр с детьми. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.Образование родителей осуществляется посредством организации«материнской / отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, практикумы), проведения мастер-классов, тренингов, создания библиотеки (медиатеки). При проведении заседаний круглого стола в нетрадиционной обстановке педагоги и специалисты обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.Инновационность таких собраний состоит в том, что они должны бытьинтересно организованы и проводиться в удобное для родителей время. Вданном случае, участники собрания не только получают пользу, но иудовольствие от контакта друг с другом.Мини-собрания также относится к результативной нетрадиционной модели работы с семьей. На эти встречи приглашаются родители, которые активно ищут ответ на вопрос, который выносится на обсуждение на данном мини-собрании. За чашкой чая родители могут спокойно, доверительно побеседовать, передать и получить опыт общения в других семьях.Родительские тренинги, семинары-практикумы направлены на обучение родителей различным методам оказания влияния на детей, выбор наиболее удачных форм обращения к ребёнку и общения с ним. Член семьи, принимающий участие в игровом тренинге, начинает более конструктивно общаться с ребенком, познает новые истины.Еще одна инновационная познавательная модель взаимодействия с семьёй – организация вечеров вопросов и ответов. Данная форма работы даетвозможность членам семей уточнить собственные педагогические знания,научиться практически их использовать, получить новые знания, а такжепередать свой опыт другим родителям, рассмотреть те или иные вопросы,касающиеся развития детей. Такой подход стимулирует к творческойсовместной работе родителей, детей и педагогов, ликвидирует отчужденность между ними, формирует уверенность в успехе сотрудничества, помогает решить многие проблемы. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.День открытых дверей является одной из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Дни открытых дверей мы проводим в том числе и для родителей, чьи дети не посещают детский сад.Еще одна из инновационных моделей - презентация дошкольного учреждения.Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.В состав досуговых форм входит проведение совместных досугов,организация праздников, выставок и др. Данные формы направлены наоказание помощи в установлении теплых доверительных отношений,налаживание эмоционального контакта между воспитателями и родителями,родителями и ребенком.Совместная деятельность реализуется посредством вовлечения членовсемей в проведение вечеров музыки и поэзии, литературных гостиных,конкурсов, концертов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных организаций (клуб, студия, секция), домашних праздников,прогулок, экскурсий, домашнего театра, в детскую исследовательскую ипроектную деятельность.Новшеством в нашей работе стало проведение Дней добрых дел.Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.Семьи принимают активное участие в экскурсиях, походах выходногодня. Когда родители общаются друг с другом, дети тоже начинают общатьсяактивнее, сплачиваются. Появляется общее поле интересов, действий детско-родительского общества в детском саду и дома. Кроме этого, в процессе такого взаимодействия возникает более близкая связь детского сада и семьи, а это оказывает позитивное влияние на воспитание и оздоровление детей. Участие членов семей в соревнованиях содействует сближению родителей, развивает интерес к физической культуре, а через нее – к здоровому образу жизни.К наглядно-информационным формам работы с семьями относятся:выставки работ детей, информационные листки, памятки и рекомендации дляродителей по важным вопросам. Кроме этого, в качестве инновационных форм применяются привлечение родителей к оформлению родительской странички на сайте ДОО, созданию родительской газеты (выпускаемой самими родителями) и др. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей.Тематические акции – это еще одна из инновационных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Способствуют расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы.Предложили родителям опробовать такую модель ка «Родительский десант»«Родительский десант» - это встречи семей, где родители могут поделиться своим опытом семейного воспитания друг с другом.В приложении WhatsApp создали родительскую группу.Благодаря группе устанавливается связь: Педагог – родитель; Родитель – родитель;Родитель – ребенок.Родители сами предложили организовать дежурства.Эта форма педагогической пропаганды очень действенная и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов, акций и развлечений.Инновационный подход к применению наглядно-информационных форм дает возможность дать правильную оценку работе воспитателей,переосмыслить методы и способы воспитания в семье.Таким образом, взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников через использование инновационных моделей, способствует оптимизации процесса взаимодействия семьи и ДОО.Использование инновационных моделей взаимодействия направлено надостижение определенных результатов: родители становятся более открытыми и активными участниками жизнедеятельности ДОО, формируются доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами, создается атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.Так, современная дошкольная образовательная организация и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые модели совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создает актуальное образовательное пространство для ребенка.Таким образом, безусловно, дошкольной образовательной организации отводится координирующая роль в организации системы сотрудничества с семьей воспитанника. В последнее время педагог, руководитель ДОУ и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель – подчиненный».Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
X

x