Всего представлено работ: 244103

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Шеховцова Светлана Павловна

«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность»

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность»Автор: воспитатель МОУ Детский сад №309 Шеховцова Светлана Павловна. Организация: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 309 Красноармейского района Волгограда» (МОУ Детский сад № 309)Должность: воспитательСовременное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний важнейшая задача воспитателя.Главное условие работы с дошкольниками – ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Развитие познавательной деятельности не возможно без сомнения.Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.Цель нашей работы – развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности.Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:1.Изучить методическую литературу по детской поисково – познавательной деятельности.2.Организовать развивающую среду3. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.4. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами предметов и явлений.5. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов, наблюдательности, активности, самостоятельности.6. Способствовать обогащению собственного опыта.Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детский сад 2100», изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути практического осуществления будущей работы.На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно- пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества – для этого в группе мы создали экспериментальный центр «Уголок чудес и превращений», в его оснащение входит множество предметов, необходимых для экспериментирования.Групповое пространство спланировано нами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и – что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, тем самым способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге – учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работа в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет нам формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.На втором этапе нами было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности и картотека опытов, игры по экспериментированию.Систему работы выстроили из взаимосвязи трех основных блоков:Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.Совместная деятельность педагога и детей – на условиях партнерстваСамостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка – стихийно.Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.Проводили разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры детей побуждаем к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.Игры, пособия, модели, книги, которые использовали на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.В своей работе используем следующие правила:– не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.– не сдерживать двигательную активность детей.– хвалить ребенка за успехи.Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов.Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:Постановка проблемы (задачи).Поиск путей решения проблемы.Проведение опытов.Фиксация наблюдений.Обсуждение результатов и формулировка выводов.В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.Свою работу мы начали с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно – манипуляторной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.Знакомясь с темой «Песок», проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.С помощью предметно – манипуляторной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Мы помогли детям разнообразить игры с водой: подкрашивали ее пищевыми красителями, делали пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.Такие игры-экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.В своей работе используем игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:– «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».Игры на развитие чувственного восприятия:– «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:– «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».Большое значение придаем проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.Организуя такие игры, мы побуждаем детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.Для родителей подготовили памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.Совместными усилиями пополнялся наш исследовательский уголок.Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родителипомогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей мы проводили консультации по темам:- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;- «Экспериментирование с водой, песком»;- «Игра или экспериментирование» и др.Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну, а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познания мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.Мы уверены, что знания, умения поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.В целях повышения своего профессионального уровня, мы постоянно знакомимся с новинками методической литературы и периодическими изданиями. Занимаемся изучением новых пособий по данному направлению, совершенствую свое педагогическое мастерство, а также делимся опытом своей работы на методических объединениях.В будущем планируем работать в данном направлении, повышая свой профессиональный и творческий уровень.
X

x