Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Елена Алексеевна Верховых

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой и развитию творческого воображения в старшей группе

скачать документ

Вернуться назад

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой и развитию творческого воображения в старшей группе «В гости к зеленому болотцу». Верховых Елена Алексеевна, воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад №86 Программные задачи:1. Познакомить детей с растительным и животным миром болота, с правилами поведения на болоте.2. Вызвать интерес к рассказу о том, как появляются болота.3. Учить детей отгадывать загадки, узнавать насекомых по силуэту (игра «Узнай силуэт»).4. Развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно-следственных связей.5. Активизировать словарь детей по теме «Болото».6. Упражнять детей в согласовании существительных с числительными (игра «Сосчитай кувшинки»).7. Формировать у детей умение рисовать лягушек, используя технику «печать ребром кулака» в среде их обитания – болоте, использовать все оттенки зеленого цвета.8. Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, поощрять инициативу, развивать творческое воображение.Предварительная работа:1. Беседа на тему: «Как появляются болота».2. Рассматривание иллюстраций альбома «Чудо-болото».3. Знакомство с дидактической игрой «Кто живет на болоте?».4. Чтение рассказа В.Зотова «Клюква»,Оборудование:Макет болота, ряска, кувшинки, росянка, клюква, игрушки – обитатели болота, картинки с силуэтным изображением насекомых, костюм цапли, тонированные листы, краски, таз с водой, салфетки, звукозапись «Лягушачий хор», мультимедийный экран.Ход занятия.I. Педагог собирает детей в уголке природы.Педагог: Ребята, вы любите разгадывать тайны?Ответы детей: Да, любим, очень…..Педагог: Природа, с ее неисчерпаемыми богатствами удивительна и многообразна, хранит в себе много тайн. Как вы думаете, где в природе живут тайны?Ответы детей: В лесу, на лугу, в поле…..Педагог: Верно. Сегодня мы с вами отправимся в одно таинственное место, а в какое, вы сейчас догадаетесь сами, отгадав загадку.Все обходят это место,Здесь земля как - будто тесто,Здесь осока, кочки, мхи -Нет опоры для ноги.Ответы детей: Болото.Педагог: Правильно, а как вы догадались, по каким признакам?Ответы детей: Люди обходят болото, там можно утонуть…..Педагог: Давайте уточним, что же такое болото?Предполагаемые ответы детей:…..Педагог конкретизирует ответы детей: Болото – это влажное место со стоячей водой, где есть торф – масса полуразложившихся остатков растений, растут камыши, кувшинки, мох, сфагнум и много других удивительных растений. Это место комаров, лягушек, змей и птиц. Часто болота считают «гиблыми» местами. Такое представление не совсем верно. Болота имеют большое водоохранное значение. Это копилки воды. Многие реки берут свое начало в болоте.Педагог показывает макет болота, его этажи: Синяя полоска – первый этаж (вода), коричневая полоска – второй этаж (торф), зеленая полоска – третий этаж (мох).Педагог: О болоте говорят – Не вода и не суша,На лодке не уплывешьИ ногами не пройдешь.II. Педагог предлагает детям разместить обитателей болота по этажам макета болота и объяснить, почему они так думают.1. Вода – лягушка, водоросли, комар, утка.2. Торф – гадюка, уж, осока, деревца.3. Мох – журавль, цапля, камыш, кувшинка.Педагог: А сейчас я предлагаю вам пройти в гости к зеленому болотцу, увидеть все своими глазами и узнать тайны болота.Дети покидают свои места и идут за педагогом. Звучит запись голосов лягушек.Педагог: Вот ребята мы с вами и подошли к болотцу.Заросший старый пруд, болото на лесной опушке,Услышать можно тат и тут, как дружно квакают лягушки.А если будешь за болотом наблюдать, заметишь там большое оживленье.Об этом мире сможешь многое узнать, лишь прояви немножечко терпенья:Охотятся гадюки и ужи, болотная пригрелась черепаха –На камне, словно камешек, лежит, присела рядом ящерка без страха.Педагог с детьми обходят болотце и рассматривают его обитателей.Педагог: Животные, которые живут на болотах, хорошо приспособились к жизни на воде. В основном – это птицы и насекомые. Звери здесь не живут, только заходят сюда случайно в поисках пищи. Да вот же они, слышите?Дети смотрят на мультимедийный экран, где показывается инсценировка по рассказу В.Зотова «Клюква».Педагог: Пойдемте вслед за ними. А вот и сама клюква. Какими словами можно сказать о клюкве, какая это ягода?Ответы детей: Красная, круглая, спелая, полезная…Педагог: правильно, клюкву в народе называют кладовой витаминов.Педагог предлагает детям попробовать ягоды.Педагог: Какая клюква на вкус?Ответы детей: Кислая.Игра «Готовим из клюквы».Педагог: Вспомните, что можно приготовить из клюквы?Ответы детей: Сок, варенье, морс, желе, компот….Педагог: Сок из клюквы, - какой сок?Ответы детей: Клюквенный сок.По аналогии проговаривается, какое варенье, морс, желе, компот.Педагог: Думаю, теперь вы сумеете отгадать загадку:Я красна и кисла, на болоте я росла,Дозрела под снежком, ну-ка, кто со мной знаком?Ответы детей: Это клюква.Педагог: Правильно, молодцы! Оказывается, чудеса живут рядом с нами, нужно только научиться внимательно смотреть и слушать, что происходит в природе. Богат и разнообразен растительный мир болота. Посмотрите, это растение называют водяной лилией или кувшинкой, оно очень красивое. Крупные цветки бывают белого, розового, желтого, голубого и даже синего цвета. Но чаще всего мы видим цветки желтого цвета. Листья его в форме сердечка лежат на воде. Это растение находится под охраной, его рвать нельзя, а посчитать можно.Игра: «Сосчитай кувшинки» (согласование существительного с числительным).Педагог: Как вы думаете, это растение или животное?Ответы детей:….Педагог: У этого чуда есть название – росянка. У него есть корень, стебель, листья, цветы. Значит, что это?Ответы детей: Растение.Педагог: Росянка, как и другие растения не умеет ходить. Но есть у нее одна особенность, за которую ее и прозвали хищницей. У растения коротенькие слабые корни, не может она достать все, что нужно для жизни, потому и питается росянка мелкой живностью, а какой мы сейчас с вами отгадаем.Дети отгадывают загадки и узнают насекомых по силуэту.На зеленое болото опустился вертолет –Золотистые глаза, кто же это? (Стрекоза).На большой цветной ковер села эскадрилья,То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочка).Прилетели к нам с помоек и на стол полезли!Сами лап своих не моют, а у нас – болезни! (Мухи).Черен, да не ворон, рогат, да не бык,Шесть ног – без копыт, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук).Самого не видно, а песню слышно (Комар).После каждой отгадки спросить у детей, как они догадались.Педагог: Теперь мы знаем, чем питается хищница – росянка. Дотрагивается насекомое до растения, сразу прилипает к его клейким волоскам, и листок росянки закрывается.Педагог: И это еще ни все тайны болота. В темные ночи над болотом появляются странные огни. Откуда они? На дне болота гниют остатки погибших растений и животных, образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода воздуха загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда никогда не заходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что ходить по болотам могут только колдуны. Люди давно перестали верить в эти сказки, но к болотам относятся с осторожностью. И правильно делают. Сегодня мы узнали много о болоте, давайте уточним.Правила поведения на болотах:Предполагаемые ответы детей, педагог добавляет:- Нельзя ходить по болоту одному, только со взрослыми.- Не разжигать костры, даже спичку зажигать опасно – болота быстро загораются.- Не мусорить и не шуметь – это осложняет жизнь обитателей болота.- Не рвать зеленые ягоды клюквы – подождите, пока они созреют и принесут больше пользы.Педагог: Ребята, прислушайтесь, по - моему сюда кто-то идет.Входит ребенок в костюме цапли и рассказывает шуточное стихотворение.На одной стою ноге, а другую грею,Не купила сапоги, а теперь жалею.Гусь умнее!Он обут в красные сапожки,Он гуляет целый день – и не зябнут ножки. (В.Боков)Педагог: Расскажите, что вы знаете о цапле.Ответы детей: У нее длинный клюв, она ест лягушек…Педагог: Как вы думаете, зачем цапле такие длинные ноги?Ответы детей: Чтобы ходить по болоту.Педагог: А, что цапля делает на болоте?Ответы детей: Ловит лягушек.Педагог: Верно, цапли, как и многие длинноногие птицы, питаются лягушками, а ноги им нужны, чтобы не увязнуть в болоте. Дети, давайте еще раз вспомним, какие тайны природы мы сегодня разгадывали?Ответы детей: Тайны болота.Педагог: Вам понравилось?Дети делятся своими впечатлениями.Педагог: Давайте в память о своем путешествии, нарисуем веселых лягушек необычным способом. Сейчас я вам покажу и объясню, как это сделать.III. Продуктивная деятельность.«Веселые лягушки, лягушки – хохотушки».Под тихо звучащую музыку, дети ставят отпечатки ребром кулака с одной и с другой стороны так, чтобы получилась лягушачья голова, торчащая из воды.IV. Итог: Дети рассматривают свои рисунки, выбирают лучшую у мальчиков, у девочек. Проводится игра «Кто больше назовет слов о лягушках, какими они получились».Ответы детей: Веселые, забавные, зеленые, яркие…..
X

x