Всего представлено работ: 244226

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Москалева Светлана Николаевна

Консультация для родителей «Формирование социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к традиционной народной культуре».

скачать документ

Вернуться назад
Консультация для родителей

«Формирование социокультурных ценностей
у детей старшего дошкольного возраста
посредством приобщения к традиционной народной культуре».

Жизнь современного общества в нашей стране предъявляет особые требования к образованию, ждет от него новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей. Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания является систематичность образования в этом направлении, т. е. введение обязательного последовательного формирования у детей социокультурных ценностей, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование всех без исключения воспитанников. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. А главное, учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Социокультурные ценности вырабатываются только самостоятельно, поэтому дети должны быть активными участниками процесса. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в ДОУ. Многие исследователи (Н.Я. Большунова, Т.В. Соколова, О.В. Федоскина) отмечают, что социокультурное развитие человека определяется способностью соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами. В последние годы появились различные исследования, направленные на определение психолого-педагогических условий социокультурного развития детей дошкольного возраста. С.В. Кахнович исследовала возможности произведений изобразительного искусства, которые помогают в формировании у детей представлений об истинных ценностях человеческой культуры. Т.И. Бабаева характеризует социокультурное развитие 2 дошкольников в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку детей в многообразии детских игр. К.И. Чижова изучала особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Она отмечает, что погружение в активную музыкально-творческую деятельность создает благодатные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум. Социокультурные ценности должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтение и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и многое другое, которые должны быть в системе дошкольного образования. Методологические основы формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми для любого человека в любой сфере деятельности, характеризуют представителей всех этнических культур. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность, ответственность. Падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Социокультурный подход в образовании опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея 3 развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.
Цели процесса формирования социокультурных ценностей личности:
1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции);
3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.
Задачами формирования социокультурных ценностей личности являются:
1. Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации личности;
2. Создание педагогической ситуации для самореализации воспитанника;
3. Развитие коммуникативных способностей воспитанников;
4. Формирование активной жизненной позиции воспитанников;
5. Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно- ориентированного воспитания;
6. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении воспитанников;
7. Создание условий для нравственного самовыражения личности;
8. Выстраивание отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности воспитанников.
В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Формирование социокультурных ценностей у детей – это процесс социокультурного воспитания, в котором осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях. Этого невозможно достичь без знаний культурных ценностей своего и других народов. Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. Формирование социокультурных ценностей ребенка осуществляется путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, у дошкольников формируются первичные представления о культурных традициях своего народа. Формирование социокультурных ценностей тесно связано с воспроизводством общепринятых норм и правил, с помощью которых обеспечивается сохранение традиции народов. Ведь традиция - это 5 ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры; множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования старшие дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы. Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. Именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления о правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых. Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду. У дошкольников в процессе грамотного формирования социокультурных ценностей приобретается опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка. Педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей и их родителей к основным 6 социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении и повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада. При соблюдении вышеперечисленных требований дошкольники без проблем освоят систему социокультурных ценностей. Содержательные и методические аспекты формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к традиционной народной культуре. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Первым социальным институтом приобщения ребенка к традиционной народной культуре является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает ее ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребенка. Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие моменты: - взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию общеобразовательной программы); - определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, игры, пословицы, поговорки, хороводы и т.д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством). - совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности; - использование разнообразных технологий организации деятельности детей в НОД, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, художественная литература, игра, народная игрушка и национальная кукла, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, этнические мини-музеи и т.д.)
Исходя из вышесказанного, можно выбрать следующие приоритеты:
1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, игры, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.) В 8 устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народными ремеслами. Они способны увлечь воспитанников продуктивной деятельностью, побудить к созиданию и творчеству. В нашем ДОУ подобная работа проводится , начиная приобщение детей к традиционной культуре с народных музыкальных игр. В работе использовались народные музыкальные игры. Этот материал особенно ценен тем, что наиболее полно отражает особенности народной музыкальной игры.
Музыкальные народные игры органично вписываются в детскую деятельность на прогулке. Воспитанники имеют возможность наиболее полно погрузиться в игру, поскольку любая народная подвижная, в том числе музыкальная игра, единение с природой. Народный музыкальный материал постоянно используется при проведении праздников и досуговых мероприятий, где воспитанники ДОУ имеют возможность глубже погрузиться в народную культуру в целом (песни, танцы, хороводы, народные персонажи, игры, народные ремесла и т.д.) Безусловно, нельзя обойти вниманием и использование народного музыкального материала для участия воспитанников в конкурсах творческой направленности.
Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. В опытах наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Проводимая работа, направленная на формирование социокультурных ценностей, находит отклик у детей и их родителей. Воспитанники научились слушать друг друга, помогать, делиться своими умениями, уважительно относиться к истории и культуре своего народа, народный костюм для них стал простой детской одеждой. По наблюдению родителей, дети стали более усидчивыми и внимательными как к ним, так и к бабушкам и дедушкам (более терпимы). Появились у детей и сравнительные характеристики работ, дошкольники начали давать оценку своей работе и работе других. А самое главное, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать друг другу и помогать. Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

X

x