Всего представлено работ: 244213

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Зайцева Мария Юрьевна

Особенности организации досуга старшеклассников в культурно-досуговых учреждениях

скачать документ

Вернуться назад

Особенности организации досуга старшеклассников в культурно-досуговых учрежденияхстудентка группы 3ТП очной формы обучения специальности Социально-культурная деятельность Вятского колледжа культурыЗайцева Мария ЮрьевнаРуководитель: преподаватель, кандидат филологических наукНаговицына Марина ПетровнаСтарший школьный возраст охватывает период от 15 до 18 лет. Основной психологической характеристикой старшеклассников можно считать направленность в будущее. В этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, выбор профессиональной деятельности. У старшеклассников появляются уже определенные жизненные планы и мотивы, которые будут побуждать старшеклассника на достижение этих планов. В этот период жизни старшеклассник стоит на пороге социальной взрослости.Для старшего школьного возраста постепенно становятся реальным представления о требованиях общества к ним. Для старшеклассника становится довольно значимым мнение людей старше, в том числе и учителей. Поведение старшеклассника все больше становится сознательным и волевым.У старшеклассников появляется стабильная система ценностей.Для старшего школьного возраста постепенно начинают играть огромную роль сознательно выработанные или усвоенные критерии и нормы.У них вырабатывается интерес не только к своему внутреннему миру, но и к внутреннему миру других людей. У старшеклассников появляется умение ставить себя на место другого человека, ощущать все это на себе, сопереживать [11, с. 47].Старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости, если смотреть со стороны протекания отдельных психологических процессов. Разница лишь в том, эмоциональная жизнь у старшеклассников импульсивна, она довольно слабо регулируется сознательно и менее подчинена определенным мотивам. Но и старшеклассник может ощущать на себе глубокие переживания, а также быть способен к серьезным чувствам [4, с. 176].В часы досуга многие старшеклассники предпочитают пассивный досуг, то есть: прослушивание музыки, просмотр телевизора, компьютерные или телефонные игры, чтение, пролистывание социальных сетей. Однако, многих старшеклассников привлекает и активный досуг, например: спорт, паркур, альпинизм, танцы, подвижные игры, выступления на мероприятиях и многое другое. Культура досуговой деятельности зависит от жизнедеятельности самой личности, её желанием саморазвиваться, выделяться, а также успешно социализироваться в обществе. При организации досуга старшеклассников необходимо обращать внимание на их интересы, психологическое состояние, временное пространство и образ жизни. Старшекласснику важно, чтобы этот досуг приносил ему исключительно положительные эмоции и удовольствие. При негативном настроении организация данной деятельности не будет считаться досуговой. Понятие организации досуга, как временного пространства заключается в том, что досуг представляет собой отрезок времени, не занятый выполнением непреклонных обязательств, регламентированных школой и домой. Организация досуга также заключается в том, чтобы позволить старшекласснику выражать свое собственное «Я» и пополнять себя новыми знаниями.Таким образом, в процессе взросления происходят многие изменения в интересах и направлениях деятельности старшеклассников. У них меняются взгляды на жизнь и планы на будущее, меняется окружение и восприятие людей. А также меняется интерес к тому, как проводить свое свободное время. Именно поэтому очень важно, организовывая досуг для старшеклассников, уделять внимание многим критериям. Досуг должен быть не только средством приобретения новых увлечений, а также приобретением знаний, способностей и умений. Следует отметить, что научное осмысление социально-культурной деятельности нужно признать обязательной частью российского общества на усиливающиеся проблемы социализации детей и юношества, что требует существенного обновления технологий работы. Успешная социализация должна рассматриваться в качестве основного критерия эффективности воспитания, как целенаправленного процесса развития и саморазвития личности. Осуществление этого невозможно без включения человека в полноценный процесс социально-культурного творчества [2, с. 189].Однако, достижение необходимой обществу результативности процесса саморазвития личности, особенно на этапе старшей школы, осложняется существующими противоречиями между: - потребностью старшеклассника в полной самореализации и отсутствием организационно-педагогических условий, обеспечивающих возможности для этого в воспитательной, учебной, социально-культурной деятельности учащихся; - желанием некоторых педагогов обеспечить поддержку саморазвитию старшеклассников и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса; - практикой внешнего включения учеников старших классов в самостоятельную общественную деятельность, которая рассматривается как условие их успешной социализации [13, с. 472].Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности. Ее целью являются: организация содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени [17, с. 198].Существуют следующие формы социально-культурной деятельности:1. По признаку направленности деятельности:- Информационная;- Просветительская;- Воспитательная;- Рекреационно-развлекательная.2. По признаку вида деятельности:- Аудиопрезентивные;- Демонстрационные;- Дискуссионные;- Организации культурно-творческой деятельности;- Отдыха и развлечений.3. По признаку широты участия:- Массовые;- Групповые;- Коллективные;- Индивидуальные.4. По степени устойчивости:- Эпизодические;- Стабильные [1, с. 181].К наиболее распространенным формам культурно-досуговой деятельности, используемым при работе со старшеклассниками относятся: - беседы (литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми);- консультации (объяснение, разъяснение каких либо понятий, ответы на вопросы)- лекции (устное систематическое и последовательное изложение материала, по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.) Являются элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе;- встречи (возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи);- тренинги (метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок);- квесты (салонная детективная игра, является разновидностью ролевой игры живого действия);- ночные клубы (общественное заведение, работающее обычно после 21:00, предназначено для свободного времяпрепровождения (как правило, для молодежи). Для клубов нет особого единого формата, так как каждый клуб специализируется на своей целевой аудитории посетителей);- семинары для молодежи (по темам: лидерство, ораторское искусство, тимбилдинг, проектная деятельность, креативное мышление и т.п);- баттлы (состязание исполнителей в разных направлениях, например, реп-баттлы, танцевальные баттлы и т.п);- кружки и секции (декоративно-прикладного творчества, флородизайн, компьютерный кружок, рукопашный бой, театр мод, танцевальная студия, вокальная студия и т.п.);- праздники;- флешмобы;- балы;-онлайн-курсы и офлайн-курсы (по темам: курсы дизайна, курсы маркетинга, курсы английского языка, курсы по скорочтению, курсы соционики и т.п.);- фестивали (например:VKfest, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Жара, Greenfield, Hurricaneи т.п.);- концерты [6, с. 341].От выбора форм часто зависит результат деятельности.Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма – это способ существования содержания.Таким образом, мы видим, что существуют определенные формы социально-культурной деятельности, которые способствуют организации досуга для старшеклассников, развивают их культурные потребности, создают условия для самореализации каждой отдельной личности старших классов, раскрывают способности старшеклассников, самосовершенствуют творчество в рамках свободного времени. Следует отметить, что в некоторых странах, таких как Канада, Япония, Турция, Дания, Бразилия, осуществляются и реализуются национальныепрограммы досуговой деятельности старшеклассников, финансируется строительство комплексов и региональных центров досуга, система эстетического воспитания старшеклассников; расширяется подготовкасоциальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и других специалистов,направленных на содействие рациональному использованию досуга старшеклассников.В Нью-Йорке самым посещаемым старшеклассниками мероприятием является парад TheVillageHalloweenParade, который проводится с 7 часов вечера 31 октября. Этот Нью-Йоркский парад придумал в 1974 году мастер-кукольник Ральф Ли в честь Хэллоуина и отмечал его с друзьями и членами семьи в Нью-Йорке. Более сорока лет спустя парад стал крупнейшим празднованием Хэллоуина в городе, привлекая более 100 000 костюмированных участников и миллионы зрителей. Больше всего процентов зрителей и участников – ученики старшей школы. Парад отличает огромное количество юных музыкантов, танцоров, художников и огромных кукол. Будучи забавной альтернативой или дополнением к традиционному празднику, этот парад способен развлечь любого в ночь Хэллоуина. Именно в этот день и на этом параде ученики старшей школы могут по полной развлекаться с друзьями всю ночь подряд, кушать сладости и пугать прохожих [15, с. 112].Огромной популярностью среди старшеклассников Лос-Анджелеса пользуется школа театра, кино и телевидения UCLA. В этой школе преподают сильнейшие в мире специалисты, получившие признание культурного и научного сообщества, обладающие многочисленными престижными наградами в области театра, киноискусства и музыки, включая премии Эмми, Золотой глобус, Пулитцеровскую премию. Старшеклассники, обучающиеся в этой школе, имеют уникальную возможность стажироваться в ведущих голливудских театральных, кино-и медиа-компаниях. Некоторые стажировки являются частью учебной программы и оплачиваются ученику [18, с.201].Самый известный праздник независимой музыки для старшеклассников в городе Индио – Фестиваль музыки и искусств CoachellaValley,получивший свое название по месту прописки в долине Коачелья в Калифорнии. Одним из главных символов события являются традиционные короны из цветов. В 2019 году фестиваль проводился уже в 20-й раз. Ежегодно популярность мероприятия среди молодежи неуклонно растет. С 2012 года «Коачелла» проводится, в последние выходные апреля, в два этапа (каждый – по три дня) с перерывом в неделю. Общая сумма денег в последний год, вырученных за билеты, составила $ 78300000. Тысячи старшеклассников покупают билеты практически за год, чтобы попасть на этот фестиваль и с нетерпением ждут его, чтобы провести время со своими друзьями или семьей [15, с. 301].Что касается российского опыта, то следует отметить молодёжный театр Кирилла Королёва, который пользуется огромной популярностью среди учеников старшей школы в Москве. Главное преимущество театральной студии Кирилла Королёва – возможность участвовать в спектаклях одноимённого театра с большой историей и постоянными аншлагами. Многие выпускники студии поступают в театральные вузы и становятся профессиональными артистами, в том числе и в театре Кирилла Королёва. В перспективе у каждого ученика – участие в фестивалях, телепередачах, фильмах и сериалах. Участники театра гастролируют по России и за рубежом [14, с. 5].Рассмотрим еще один вариант организации досуга со старшеклассниками – школа музыки «Limon» основана в октябре 2015 года сопродюсером известной музыкальной группы «Ранетки» в Москве. Туда ходят как маленькие дети, так и ученики старшей школы, а иногда и те, кто уже работают. Студия разделена на группы, где занимаются дети от 4 до 7 лет, от 8 до 14 лет и от 15 до 18 лет. Преподаватели школы –профессиональные педагоги с высшим музыкальным образованием, действующие артисты, поэты и композиторы, выпускники РАМ им Гнесиных, лауреаты международных и Всероссийских музыкальных конкурсов. На занятиях ученики развивают слух, голос, чувство ритма, раскрывают свой талант, избавляются от страха выступлений на публику, снимают напряжение позитивно, выступают на различных концертах и записывают песни в собственном исполнении [7, с. 7].Также досугом со старшеклассниками является фестиваль музыки и технологий AlfaFuturePeople. Каждый год 16-18 августа в Нижегородской области проходит этот фестиваль, собирающий молодежь от 16 лет. Лучшие российские и зарубежные диджеи выступают на сцене, расположенной на тайном аэродроме на берегу Волги. Помимо музыки этот российский фестиваль представляет ультрасовременные технологии «Города будущего» и «Умного дома», проводит мастер-классы по робототехнике и научные эксперименты, а старшеклассникам предоставляется возможность потренироваться в новейших видах спорта и попробовать свои силы в запутанных квестах. Данный фестиваль остается очень популярным среди молодежи уже долгое время, они спешат попасть на него и увидеть все это своими глазами [5, с. 3].Таким образом, можно сделать вывод, что российский и зарубежный опыт организации досуга старшеклассников схожи. Как за рубежом, так и в России для старшеклассников организуются различные досуговые мероприятия, которые могут помочь открыть таланты, реализовать себя и с пользой провести время. В настоящее время разработаны определенные требования к организации и проведению досуговых мероприятий для старшеклассников как в России, так и за рубежом. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания старшеклассника, формированижю всесторонней гармонически развитой личности. Выбирая и организуя досуг старшеклассников необходимо учитывать его воспитательное значение, понимать, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке. Кроме того, главным условием организации досуговой деятельности старшеклассников следует признать формирование культурно-досугового пространства, в котором осуществляется досуговое взаимодействие на основе общности интересов, удовлетворения совпадающих или сочетающихся запросов, потребностей отдельных групп школьников. Досуговое пространство функционирует, сохраняется, если обеспечиваются его устойчивость через программирование деятельности и подвижность через обновление форм, позиций, ролей.Список использованных источниковЖарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. Учебное пособие. [Текст]. – 2007. – 480 с.Иваненков С.П. Досуг современной молодежи: по материалам социологического исследования. Учебное пособие. Учебная литература. [Текст]. –2014. – 256 с.Каплан М. Основные модели досуга. Учебное пособие. Учебная литература. [Текст]. – 2018. – 198с.Кон И.С. Психология ранней юности. Учебное пособие. Учебная литература. [Текст]. – 2017. – 226с.Крутые летние фестивали в России. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» [Текст] – 2019 – 10с. Логвинова, М. И. Молодежные субкультуры: психологические аспекты. Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Текст]. –2016. – 573с.Музыкальная школа «Limon» в Москве.[Текст]. – 2019. – 12с.Обухова Л.В. Возрастная психология.Учебное пособие. [Текст]. – 2004. – 342с.Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества. Учебное пособие. Учебная литература. [Текст]. – 2016. – 236с.Психологические особенности развития старшеклассников. Журнал «Воспитание школьников» №10. [Текст]. – 2012. – 72с.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста. Журнал «Школьный психолог №12. [Текст]. –2015. – 55с.Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. –М.: Международная пед. Академия. [Текст]. - 2017. – 376с.Разжаловец, И. И. Досуг молодежи как объект социальной работы. Учебная литература. [Текст]. –2015. – 562 с.Российский академический Молодёжный театр. [Текст]. –2020. – 13 с. Сардина Г.А. США: История, география и традиции.Учебная литература. [Текст]. –2018. – 320с.Строков К.В. Приоритеты молодежи в проведении свободного времени. Научное пособие. Научная литература. [Текст]. – 2013. – 356с.Теменьева Р.А. Изучение досуговых интересов населения. Учебно – методическое пособие. [Текст]. – 2015. – 205с.Чижиков В.А. Культурно-досуговая деятельность. Учебное пособие. [Текст]. – 1998. – 461 с.
X

x