Всего представлено работ: 243790

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Татьяна Юрьевна Пашкурова

Роль этюдов в развитии техники пианиста.

скачать документ

Вернуться назад
Роль этюдов в развитии техники пианиста.

«Упражняться - это значит
анализировать, обдумывать и
изучать: приходить к принципам»

Ф. Лист



Основная роль в развитии техники отводится этюдам, включающим разные виды техники, различную фактуру, требующим разнообразных вариантов движений, умения чувствовать и понимать скрытые процессы, происходящие в руке; учиться ловить мгновения, когда движение понято, схвачено. Внимательный к ощущениям ученик, поняв движение, будет помнить его всю жизнь.
Знание методик очень обогащает, но педагог всегда должен думать сам и приходить к своим выводам. Применять такие методы работы, при которых у ученика все как бы само собой получается и он может «расшифровать» любую фигурацию посредством приема, который подчиняет руке клавиатуру.
Приемы игры нужно понять, почувствовать. Сильного педагога от слабого отличает это качество. Нужно обладать педагогическим талантом – способностью передать свои знания ученикам.
Черни уделял огромное внимание вопросам артикуляции – искусство произношения выступает в его этюдах как неотъемлемая часть фортепианной техники. Композитор написал огромное количество этюдов, хотя сам Черни считал, что количество изучаемых этюдов должно быть разумно ограничено. Тогда почему же Черни написал такое количество этюдов? Очевидно, прежде всего, необозримым количество проблем, возникающих при овладении фортепианной техникой и фактурой. Иногда повод для сочинения этюдов был какой-нибудь технический недостаток ученика. Его сочинения помогают овладеть пианистической техникой, ставят конкретные музыкально-звуковые задачи, дают возможность овладеть разнообразными динамическими градациями, они часто не притязательны и целенаправленны. Ценность их заключается в поставленных автором исполнительских задач, решение которых предполагает максимальную активизацию слуха пианиста. В «Школе» ор. 500 Черни подчеркивал: «следует извлекать всегда красивый, насыщенный звук, но не резкий, и даже forte, fortissimo никогда не должно быть чрезмерным». Многие этюды Черни мелодичны, даже элегантны, им присущи блеск и легкость. Ф. Лист постоянно напоминал своим ученикам: «Играйте прилежно Черни». И далее подчеркивал что « Черни существенно содействовал прогрессу пианистической техники своим преподаванием и своими произведениями». Такого признания со стороны Листа удостаивались немногие музыканты.
Самые первые этюды из сборника этюдов Черни под редакцией Гермера являются примером овладения связанного исполнения. Помимо собственно технических задач, они нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста.
Очень часто педагоги стремятся добиться от начинающего пианиста только беглости, при этом упуская не менее главную задачу, а именно, пение, связное исполнение и свободу. Ф. Лист пришел к выводу, что в фортепианной технике существуют определенные закономерности и возможность создания определенных обобщенных приемов – «ключей».
Фортепиано – это механизм (сложный и тонкий), и работа человека на нем в известном смысле «механическая», хотя бы потому, что надо привести свой организм в согласие с механикой. При извлечении звука из фортепиано энергия руки (пальцев, предплечья, всей руки и т. д.) переходит в энергию звука.
Мне хочется еще раз напомнить о важности технологии фортепианной игры и основополагающих моментах:
- свобода исполнительского аппарата;
- умение прикасаться к инструменту;
- понимание значения точного, умелого чередования сильных и слабых долей;
- умение «выйти» из клавиатуры облегченной рукой;
- движение исполнительского аппарата за звуковедением;
- умение владеть движением рук в паузах.
Умение пользоваться этими моментами позволит начинающему пианисту играть свободно, а значит, будет легато, пение, беглость, т.е. будут выполнены те задачи, которые поставлены композитором.


X

x