Всего представлено работ: 244101

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Демура Леся Петровна

«Разработка мероприятия с элементами тренинга «Учимся общаться»

скачать документ

Вернуться назад

«Разработка мероприятия с элементами тренинга «Учимся общаться», посвященного Международному дню толерантности»Демура Леся ПетровнаГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Чапаевский агротехнологический техникум» (ГБПОУ РК «ЧАТ»)Воспитатель общежития I категорииЦели и задачи мероприятия:1. Сформировать у обучающихся представление о толерантности.2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.3. Вырабатывать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.Оборудование, технические средства: флипчарт (магнитно-маркерная доска), символический рисунок дерева без листьев, портрет Талейрана-Перигора, фигурка инь-ян, бумага, ручки или карандаши (по количеству участников мероприятия), бумага в форме листиков.Форма проведения: мероприятие с элементами тренинга.Возрастная категория:учащиеся 1–2 курсов техникума (15–17 лет).Ход мероприятия:Вступительное слововоспитателяСегодня мы поговорим о толерантности. День толерантности проводится ежегодно 16 ноября, но это не значит, что мы должны быть толерантными один день в году. Мы должны помнить о терпимости друг к другу всегда.На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил Шарль Морис де Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он известен тем, что при трех разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле ЛюдовикеXVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. При этом Тайлеран-Перигор сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.С именем этого человека и связывают возникновение понятия «толерантность».День толерантности посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.Что же такое толерантность?Воспитатель опрашивает присутствующих на мероприятии учащихся, что такое, по их мнению, толерантность. Выслушав предложенные определения, воспитатель предлагает ознакомиться с определениями толерантности, приведенными в популярных словарях.Рассмотрим наиболее популярные определения.Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.Tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким; уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.1.Упражнение «Звали, зовут и будут звать»Учащиеся рассаживаются по кругу. Задача каждого – рассказать остальным об именах, какими его называли, называют сейчас и будут называть в разные периоды жизни. Воспитатель начинает и показывает образец ответа:Когда я была ребенком, родители и друзья называли меня... Когда я пошла в школу, меня стали звать... Сейчас меня зовут... Когда я стану старше, окружающие будут звать меня по имени и отчеству – …Присутствующие по очереди и по предложенному воспитателем образцу представляются.Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.2.Прием «Обнаружение противоречий»Воспитатель.На государственном флаге Южной Кореи изображен необычный символ,который является воплощением восточной теории о двух силах (показывает фигурку): «Инь»(темной, земной, женской) и «Ян»(светлой, небесной, мужской).Эти две силы, два противоборствующих начала – инь и ян – находятся в постоянном взаимодействии, балансе, вместе они составляют единство хаоса и основу нашей вселенной. Символ инь и ян показывает, что все должно находиться в гармонии: в мире нет силы без слабости, юга без севера, добра и зла.3. Упражнение «Таблица антиподов»Сидя в кругу, каждый из участвующихназывает по одной паре антонимов, характеризующих человека, указывающих на какие-либо качества его характера. Например: вежливый – грубый, добрый – злой, общительный – замкнутый.Вывод: Как у каждой медали есть две стороны, так и у любого человеческого качества есть противоположность, антипод. Только человек сам решает, какую из сторон выбрать, каким он хочет быть.4. Прием «Поиск толерантной позиции»Воспитатель. Мы уже знаем, что почти у каждого свойства характера человека, у каждой его черты могут быть два крайних проявления – положительное и отрицательное, хорошее и плохое. Но как это влияет на нашу самооценку и на отношения с окружающими? Известный американский психолог Эрик Бёрн в одной из своих работ выделил четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим [1].Воспитатель приглашает выйти вперед двух участников мероприятия для помощи в наглядной демонстрации позиций.1) Я – хороший, ты – хороший(оба участника стоят друг напротив друга, они равны).Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь.2) Я –хороший, ты – плохой(один из участников присаживается, теперь один из них выше, другой ниже). Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям.3) Я – плохой, ты – хороший(теперь они меняются: присаживается тот участник, который раньше стоял, сидящий встает). Это позиция человека, который после череды неудач потерял веру в себя, занимается самоедством и самоуничтожением.4) Я – плохой, ты – плохой(оба участника присаживаются).Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»Воспитатель.А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?Ребята рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш. Воспитатель предлагает каждому написать по три признака, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов.Информация должна носить позитивный характер. На выполнение упражнения отводится 3–5 минут, затем участники сдают листы. Воспитатель предупреждает ребят, что информация будет зачитана вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.Вывод: Учащиеся отмечают положительные аспекты того,что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартные решения проблем, учимся друг у друга. Учимся ценить собственную индивидуальность, принимать инакость окружающих.6.Китайская притча «Ладная семья»Воспитатель зачитывает учащимся притчу.«Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, как водится, за ухом и спросил:– И все?– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.И подумав, добавил:– И мира тоже» [2].Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.7.Составление со студентами правил толерантного общенияВоспитатель.Толерантность «…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…» [3].Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.Также толерантный человек должен быть доброжелательным, любознательным, проявлять доверие, гуманизм и желание что-нибудь делать вместе.Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.Толерантность– это дружба, труд и уважение.Толерантным будь всегда!Доверяй своим друзьям!Будь терпим и вежлив!Толерантность – это милосердие.Толерантность – это сострадание.Толерантность – это уважение.Толерантность – это доброта души.Толерантность – это терпение.Толерантность – это дружба.8.Творческая работа «Дерево толерантности»Учащимся раздают приготовленные заранее листки бумаги в форме листьев. Присутствующие записывают по одному-два предложения/пожелания, в котором ответят на вопрос: что нужно сделать, чтобы общежитие Чапаевского агротехнологического техникумастало настоящим пространством толерантности? Листки с ответами учащиеся прикрепляют к рисунку деревьев без листьев, таким образом создавая дерево толерантности.Список использованной литературы:1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия / Пер. с англ. А. Калмыкова и В. Калиненко. – М.: Академический проект, 2006. – 320 с.2. Китайская притча «Ладная семья» (URL: https://www.inpearls.ru/344583; дата обращения к ресурсу: 02.11.2020).3. Декларация принципов терпимости, принятая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года (URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml; дата обращения к ресурсу: 02.11.2019).4. При подготовке разработки использованы материалы, размещенные в сети интернет.
X

x