Всего представлено работ: 242017

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кальсина Юлия

Сфера досуга : перемены, достижения, проблемы

скачать документ

Вернуться назад

Сфера досуга: перемены, достижения и проблемы Кальсина Юлия , студент Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения «Вятский колледж культуры», г. Киров Научный руководитель- Шиляева Людмила Геннадьевна, преподавательДля того, чтобы изучить дисциплину Педагогика досуга, надо дать понятие «Досуг». Чтобы определить бюджет свободного времени, надо понять сущность рабочего и внерабочего времени. Ученые в бюджете времени выделяют: рабочее время: фактическая работа человекаВнерабочее время: уход за собой, сон, время в пути.И вот оставшееся время – это свободное время и есть досуг.2.Есть несколько научных подходов к определению «досуг»Но только включаясь в досуговую деятельность человек может достичь самореализации (данную модель предлагает Дж.Нейлингер- досуг – удовольствие, удовлетворение своих потребностей) Другой зарубежный автор Дюмазедье ( французский социолог) отожествляет досуговую деятельность с рекреацией. От удовлетворенности досугом зависит общая удовлетворенность жизнью. В социологической модели досуг интерпретируется как совокупность элементов противоположных работе. Это свободная, добровольная, дающая возможность творчества ( М.Вебер- был такой немецкий социолог). Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода» для интересной деятельности, а не «свобода» от правил. Досуг – это набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.Досуг может быть организованным и неорганизованным. Неорганизованный досуг не может удовлетворить все потребности человека. Между организованными и неорганизованными направлениями досуга имеется множество промежуточных форм, когда досуговые занятия дополняются занятиями другого типа. (привести примеры)Досуговые занятия очень многообразны по содержанию, формам проведения и организации. Как и раньше они имеют неограниченный спектр проявлений. Разновидности досуга постоянно дополняются новыми видами и формами.Функции досуговой деятельности. Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. Эти функции довольно разнообразны, и в самом общем плане выделяют следующие:1) рекреационная функция досуга 2) творческо-развивающая функция досуга (интеллектуальное, физическое, художественное, нравственное творчество и развитие личности);3) воспитательные и просветительные функции значимы не только для детей и юношества, они остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему также необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.4) функция коммуникативная. Общение разных по статусу людей на основе общих для них досуговых традиций и интересов. Принципы досуга.Всякая деятельность основывается на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся:Принцип всеобщности и доступности – возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей людей при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.Принцип систематичности и целенаправленности – осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс постепенного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.Принцип преемственности предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние.Время – Досуг рассматривается, как часть общего бюджета времени.Деятельность – процесс потребления, создания культурных ценностей, включение в различные виды творчества.Состояние – Характеристика досуга как состояние человека в данный отрезок времени, это уровень психологического комфорта, ощущение удовольствия.Из истории развития российского досугаДеятельность учреждений культуры по организации досуга в различные периоды.1 этап. 1917-1941год.Страна разорена, разруха, гражданская война. Страна начала строительство нового государства. Одной из задач которого было проведение культурной революции.Досуг носит название «внешкольное образование», руководящий орган «Внешкольный отдел» ( Н.К.Крупская) при Наркомпроссе .( А. Луначарский). В губерниях организацией досуга занимаются подотделы. 2 февраля 1918 г- был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Вся досуговая деятельность стала носить атеистический характер. Все учреждения культуры стали носить государственный характер.Одной из задач культурной революции была –задача ликвидации неграмотности. В связи с этим открываются советские клубы, а в деревне избы- читальни. В них драматические, хоровые, художественные студии.В избах- читальнях читали газеты, журналы, плакаты.Открываются библиотеки, их сеть постоянно растет.В 1919году появляются передвижные клубы: агитпараходы, агитпаравозы.Наиболее популярной досуговой формой были такие, как:Агитсуд. Клеймили позором кулаков, спекулянтов, комсомольцев, которые крестили детей или венчались в церкви.« Летучий вечер – это вечер отдыха без программы. Собирались молодежь вечером после работы, пели, танцевали, играли.«Художественная инсценировка» - революционных пьес не было, а потребность в них была, а инсценировка помогала донести до зрителя события дня.Политический спектакль.В годы гражданской войны стала складываться Система подготовки кадров.В 1918 году открылся Петроградский институт внешкольного образования.В губерниях открывались курсы подготовки специалистов. В 1920году Внешкольный отдел был преобразован в Главполитпросвет. И досуговая деятельность стала называться политико-просветительная. в 1930 году Глав политпросвет был упразднен в досуговой сфере начались «как их назвали позднее «перегибы».Пытались закрыть избы-читальни, Новый год без елок, праздник без танцев. Стали проводиться комсомольские свадьбы,» «Октябрины», « Звездины»В 1931 году создается Совет культурного строительства. Появляются новые типы учреждений культуры: Дворец культуры, Дом просвещения, Дом ученых, Дом медика.Досуговая деятельность меняет свое название: культурно-просветительная работа.В 1928 году открыт парк культуры и отдыха им. Горького в МосквеВ 1932 году открыт парк культуры и отдыха им. Кирова В ЛенинградеДо 1917 года Россия не знала учреждений такого типа.растет сеть библиотек, музеев. Развивается художественная самодеятельность, что позволило проводить смотры, фестивали. конкурсы.Избы –читальни стали превращаться в советские клубы.Итоги 1 этапа.Создана сеть учреждений культуры.Определены основные направления их деятельностиУстановлена система руководства КПУ Создана система подготовки кадров2 этап 1946- 1985 годыОсновная задача этого времени- восстановление учреждений культуры, подготовка новых кадров. Для этого стали открывать техникумы, культпросветшколы, училища. (1947 год ВКК открыт)В 1953 году было создано Министерство культуры. Стали появляться новые формы досуговой деятельности: праздники «Проводы зимы», Праздник труда, Праздник Урожая.Стали открываться клубы по интересам, любительские объединения.Лучшие самодеятельные коллективы стали получать звание «народный коллектив», «детский образцовый коллектив». Картины самодеятельных художников были куплены в художественные музеи. Даже было предложение не делить профессиональное искусство и народное творчество. В это время появляется новый тип КПУ- сельский ДК.В 1967 году вводится 5дневка. У людей была возможность отдыхать 2 дня.Появилось понятие «культурный отдых» задача которого : всестороннее и гармоничное развитие личности.Появляются новые досуговые занятия: в 70-годы вокально-инструментальные ансамбли, дискотеки.Итоги 2 периода1.Рациональное использование свободного времени2.Очень высокая досуговая активность людей3.Досуг направлен на всестороннее и гармоничное развитие личности4.Широкое развитие художественного творчества 3 этап 1985- 2000 годы Перестройка, гласность, переход на рыночные отношения. КПР меняет свое название на культурно- досуговую деятельность. Открываются новые типы учреждений культуры: видеозалы, видеосалоны, Дворцы молодежи, Центры досуга, Дома ремесел, Дома детского творчества.Появляются новые формы досуговой деятельности: презентации, аукционы,Ярмарки, Конкурсы красоты, Шоу, Ринги (литературный, музыкальный).Цивилизационный потенциал досуга.Среди отечественных исследователей однозначного мнения относительно провозглашения «цивилизации досуга» в России не выработано. При этом некоторые исследователи выделяют ряд тревожных тенденций. Разрушение традиционных норм и ценностей, преобладание потребительских настроений, распространение элементов упрощенной массовой культуры существенным образом трансформируют пространство досуга, делая досуговые практики россиян порой бессодержательными, а иногда и социально опасными. Процессы стандартизации досуга, коммерциализации культурно-досуговых учреждений, с одной стороны, развитие средств массовой коммуникации и усиление влияния средств массовой информации с другой делают досуг формой потребления институционально произведенных продуктов.Если кардинальные трансформации в сфере досуга крупных российских мегаполисов тщательно исследуются и осмысливаются социологами, то исследовательского внимания проблематике досуга провинциальной России уделяется значительно меньше. Сравнительный анализ показывает, что сфера досуга российских мегаполисов скорее приближена к досуговым сферам других мегаполисов мира, чем провинциальной России.Разная оснащенность культурно-досуговой сферы столичных и провинциальных городов, полярность их образовательных и социокультурных потенциалов существенно расширяют возможности выбора досуга жителей одних городов и сужают других. С другой стороны, практически все жители России подвержены активному влиянию СМИ, стирающих местное своеобразие и культурные традиции, транслирующих единые для всех приоритетные образцы поведения и потребления. Типологии досуга. 1) Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком – создание культурных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования. 2) Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии входящих в него занятий их объединяет одно общее свойство - потребление культурных ценностей (чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, музеев, концертов и т.п.).3) Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации:досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный характер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостоящего оборудования. К нему следует отнести настольные игры, застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обряды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др. специально организованный досуг особенно характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки. Для такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры. Можно выделить следующие субъекты организации досуга:специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного профиля государственных, региональных или муниципальных органов власти — музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.);общественные и политические организации, добровольные объединения (партии, общественные движения, культурные сообщества, негосударственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприятия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;добровольные группы, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы и др.);религиозные структуры (церковные организации, религиозные общины), организующие свободное время верующих. Досуг, связанный с местом проведения. В данном случае выделяют две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделение продолжает оставаться значимым до сего дня.Домашний досуг исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека. В это время человек может оставаться один и заниматься чтениям, просмотром телевизионных передач, в кругу родственников – отмечать праздники, приглашать гостей и ходить в гости, играть с детьми и т.п.Внедомашний досуг люди проводят по месту работы или учебы; в учреждениях культуры, в пунктах общественного питания, на природе, в сельской местности и др.По критерию досугового времени выделяют1) Микро-досуг, который занимает небольшой промежуток времени (развлечения, разгадывание кроссвордов, чтение книг и т.п.);2) Макро-досуг обусловлен большим временным интервалом, который образуется после работы, в выходные и праздничные дни (активный отдых на свежем воздухе, праздники, экскурсии, хобби);3) Мега-досуг определен самым большим временным промежутком, например, отпуск, каникулы (путешествия, творческая деятельность, самообразование, праздники).Классификация досуга по числу участников индивидуальный досуг, групповой, коллективный, массовый Досуг разных социальных слоев — возрастных, гендерных, социально-имущественных, образовательных. Для организаторов досуга данная классификация досуга приобретает важное значение. Также разделяют реальный досуг (общественно-полезный) и мнимый (асоциальный) досуг. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Мнимый досуг обусловлен неумением организовать свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.Социологами были определены и другие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); репродуктивный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга имеют огромное значение во всестороннем развитии личности, поскольку на протяжении жизни человек включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.Список литературы:Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. Асанова И.М., Дерябина С.О. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник. – М.: Академия, 2013.Рабочая программа по учебной дисциплине «Педагогика досуга» [Электронный ресурс]. 11 – СПб., 2012 // ЭУМК СПбГУП. – Режим доступа: ttp://www.gup.ru/newumk/manuals/CFHome/SocWorkDept/peddosug/b_rp_pd12.html
X

x