Всего представлено работ: 244052

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Трегубова Наталья Викторовна

Органические кислоты

скачать документ

Вернуться назад

Введение.
Во все времена учащиеся относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Так как многие считают ее чем то - искусственным, чуждым для человека, а иногда и страшным. На своих уроках я стараюсь спроектировать положительные моменты влияния химии на человека. Не запугивая его страшными последствиями воздействия химических веществ, а наоборот, раскрывая положительную сторону познания химической науки и умение использовать свои знания во благо. В решении данной проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения значительного эффекта я достигаю благодаря взаимосвязи химических веществ с жизнью человека, а также использования информационных технологий (ИТ). ИТ дают возможность сделать подачу изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным; позволяют
проводить простое и эффективное тестирование учащихся; организовать самостоятельную работу учащихся со справочным материалом. Все достоинства (ИТ) я применила на своем уроке «Карбоновые кислоты».
План урока и его цели.
Тема урока: «Карбоновые кислоты».
Цели урока:
Образовательная цель:
ознакомить с получением карбоновых кислот;
раскрыть понятия: одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа;
изучить классификацию, гомологический ряд одноосновных карбоновых кислот, номенклатуру;
познакомить с физическими свойствами одноосновных карбоновых кислот, применением.
Воспитательная:
показать учащимся ведущую роль теории в познании практики;
сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
расширить мировоззрение в связи с изучаемой темой.
Развивающая:
развить логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации;
развить познавательную активность, творческую деятельность и интерес к предмету;
способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;
развивать умение выделять главное, существенное.
Планируемые результаты
Знать:
определения понятий «одноосновные карбоновые кислоты»;
общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот;
физические свойства, нахождение в природе и применение муравьиной (метановой), уксусной (этановой) и других кислот в жизни и на производстве;
состав, особенности строения и нахождение в природе олеиновой и линолевой, пальмитиновой и стеариновой кислот;
правила составления названий карбоновых кислот в соответствии с международной номенклатурой;
способ получения карбоновых кислот – окисление альдегидов.
Уметь:
характеризовать особенности строения карбоновых кислот (наличие карбоксильной группы, связанной с углеводородным радикалом или атомом водорода);
составлять структурные формулы изомерных карбоновых кислот по заданной молекулярной формуле;
называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.
Материально-техническое оснащение:
ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Дидактическое оснащение:
учебник О.С.Габриелян, минитренажер.
Методы обучения:
словесные
наглядные
проблемные
научные
Структура урока


№ п/п

Наименование структурного элемента урока
Ориентировочное время, мин.

1
Организационная часть.
1-2

2
Сообщение темы, плана, постановка цели.
2

3
Актуализация опорных знаний учащихся.
10

4
Изучение и усвоение нового материала.
15

5
Закрепление изученного материала
5

6
Домашнее задание
3

7
Презентация учащихся
5

8
Подведение итогов.
2


Методика реализации урока
Организационная часть
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку, порядка в группе.
Сообщение темы и плана урока, постановка цели.
Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно и сопровождается показом на интерактивной доске.
Карбоновые кислоты
План урока
1. Получение карбоновых кислот:
окислением альдегидов.
окислением первичных спиртов.
2. Общая формула и особенности строения карбоновых кислот.
3. Классификация карбоновых кислот.
4. Гомологий ряд, номенклатура, изомерия, карбоновых кислот.
5. Физические свойства муравьиной и уксусной кислот.
6. Применение карбоновых кислот.

2. Контроль и актуализация опорных знаний учащихся.
Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка проводится в начале урока (актуализация знаний). Результаты ее дают представление о знаниях учащихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию.
Опрос состоит из трех этапов:
Проверка домашнего задания.
Блиц- опрос.
Опрос у доски.
Проверка домашнего задания проводится с использованием минитренажера. /Приложение № 1/.

Опрос у доски – желающие записывают на доске ответы на следующие вопросы:
Общая формула альдегидов
Окисление альдегидов
Реакция «серебряного зеркала».
Блиц опрос
Как называется функциональная группа альдегидов?
как называется функциональная группа спиртов?
Формальдегид – дайте ему еще два названия.
Уксусный альдегид – дайте ему два названия.
Его водный раствор называют формалином.
О каком веществе идет речь : бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде, ядовит.
Его используют для производства пластмасс, ацетатных волокон, уксусной кислоты.
Назовите качественные реакции на альдегиды.
Его применяют для производства медицинских препаратов.

Изучение и усвоение нового материала.
Цель: сообщение учащимся нового материала.
Изучение нового материала проводится по плану, который преподаватель сообщил учащимся.
Получение карбоновых кислот. /Слайд № 3-4/
Задаю вопрос: как называется класс веществ, образующихся при окислении альдегидов? Учащиеся отвечают на вопрос и записывают, сначала в общем виде уравнение реакции, а затем с конкретными примерами.
Схема реакции:
RCOH + O R – COOH + H2O
Пример:
H COH + O HCOOH + H2O
Муравьиный альдегид Муравьиная кислота
Таким образом, каждый учащийся получает свою кислоту, и записывает в тетради ее получение.
Общая формула и особенности строения кислот. /Слайд № 5 /.
Предлагаю проанализировать общую формулу кислот и определить, какие две группы входят в состав их молекул. Рассказываю, что группу - СООН называют карбоксильной группой, так как она образована карбонильной и гидроксильной группами. Объяснение материала сопровождается показом слайдовой презентации на интерактивной доске. Что дает учащимся дополнительные преимущества в запоминании материала.
Формулируем определение понятия «карбоновые кислоты». /Слайд № 6/.
Карбоновые кислоты – это органические соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу – СООН, связанную с углеводородным радикалом.
Учащиеся записывают общую формулу и определение карбоновых кислот.
Классификация карбоновых кислот. /Слайд № 7 - 10/.
Объясняю, кислоты можно классифицировать по характеру углеводородного радикала и по основности – числу карбоксильных групп.
А) По характеру углеводородного радикала
R – COOH, где R
предельный (С – С)
непредельный (С = С)
ароматический (С6Н5 - )
Примеры карбоновых кислот:
Предельные кислоты
СН3 – СООН уксусная кислота

СН3 – (СН2)7 – СН2 – СН2 - (СН2)2 – СООН

С17 – Н35 - СООН стеариновая кислота
Непредельные кислоты
СН3 – (СН2)7 – СН = СН – (СН2)7 –СООН
олеиновая кислота С17Н33 – СООН
Ароматические кислоты
С6Н5 - СООН
бензойная кислота


Б) Классификация карбоновых кислот по количеству функциональных групп
Одноосновные
СН3 – СН2 – СООН пропионовая кислота
Двухосновные
НООС – СООН щавелевая кислота
Многоосновные

лимонная кислота





Учащимся предлагается сравнить радикалы в кислотах и проанализировать, чем они отличаются. Назвать продукты питания в которых находятся данные кислотй.

Гомологический ряд/Слайд № 11/.
С целью актуализации знаний учащимся задаю вопросы:
Какой ряд называют гомологическим?
Что такое гомологическая разница?
Затем предлагаю самостоятельно заполнить таблицу, показанную на экране:

Номенклатура органических кислот
Отмечаю, что все правила составления названий веществ, рассмотренные ранее, сохраняются и для карбоновых кислот. Добавляется новое правило в названии используется суффикс – ов, и окончание – ая и слово «кислота».
Учащиеся записывают правила названий кислот в тетрадь.
Рефлексия.
На интерактивной доске написаны несколько веществ и учащимся предлагается их назвать по всем правилам систематической номенклатуры. /Слайд № 12/.
Изомерия карбоновых кислот /Слайд № 13/.
Ответ на этот вопрос начинаем с обсуждения:
с какой из карбоновых кислот возможно существование изомеров?
какие виды изомерии вы знаете?
как вы думаете, какие виды изомерии характерны для карбоновых кислот?
как называют такой тип изомерии?



СН3 –СН2 – СН2 - СООН масляная кислота
СН3 – СН – СООН 2 - метилпропионовая кислота
|
СН3

СН3 – СОО – СН3 метиловый эфир уксусной кислоты
СН3 – СН2 – СООН пропионовая кислота

Физические свойства муравьиной и уксусной кислот. Применение.
Изучения материала начинаю с вопроса:
В каких агрегатных состояниях находятся карбоновые кислоты при обычных условиях?
С какими кислотами вы встречались в жизни и на практике?
Затем обращаю внимание ребят к работе с учебником, даю определенное время на изучение физических свойств.
План работы сообщаю устно:
прочитайте в учебнике о физических свойствах и применении кислот;
выпишете основные положения
На это задание отводится не более 2-3 минут.
На экране показываются возможности применения одной из кислот, и учащимся предлагается, определить о какой кислоте идет речь, и прокомментировать свой ответ.
Применение карбоновых кислот/Слайд № 13-14/.
(О какой кислоте идет речь?)
Производство органических соединений;
производство искусственных волокон, тканей;
при крашении;
кожевенное производство;
консервирование;
приправа к пище (3-5% -й раствор).
70-80% раствор, называют «уксусной эссенцией».
Опасно при попадании на кожу, поэтому необходимо соблюдать меры безопасности при работе с этой кислотой.
5.Закрепление пройденного материала.
Я провожу с помощью интерактивного метода. (слайд 17 -21). Это позволяет сэкономить время. На экране даются два варианта по пять вопросов и возможно правильные ответы. Заранее проговариваю, чтобы не было ни каких исправлений, каждое исправление будет считаться ошибкой.
Далее на экране появляются правильные ответы, учащиеся сами себя проверяют и оценивают свои знания. Таким образом, каждый знает все свои «плюсы» и «минусы», над которыми им необходимо поработать дома.
6. Домашнее задание. /Слайд № 23/.
Учебник О.С. Габриелян стр. 96/92, упр. № 5;
Проработать конспект;
Составить все возможные изомеры пентановой и бутановой кислот и назвать их.
Подготовить сообщения «Высшие карбоновые кислоты, содержание в продуктах, применение в пищевой промышленности».

7. Презентация учащихся по теме «Карбоновые кислоты в жизни и на производстве» /Слайд № 24-32/.
Задание учащимся было дано заранее. Учащиеся подготавливают проект под руководством преподавателя (приложение № 2). При проведении презентации они не только комментируют слайды, но и задают вопросы ребятам в группе, в результате, обучающийся процесс, складывается так, что преподаватель находиться как бы сторонним наблюдателем, изредка только регулируя и корректируя ответы ребят.
В заключение учащееся сами подводят итоги: /Слайд № 33/.
Карбоновые кислоты:
Придают продуктам определенный вкус.
Могут накапливаться в продуктах, при хранении вызывая их порчу, (прокисание молочных продуктов).
действием: бензойная, сорбиновая - удлиняют сроки хранения брусники и клюквы, применяются в качестве консервантов в пищевой промышленности;
салициловая – оказывает лечебные свойства малины при простудных заболеваниях.
Высшие карбоновые кислоты входят в состав жиров.

















































Т (46/56) Карбоновые кислоты. Их свойства, применение, получение.

HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141




Заголовок 1
X

x